Арт-терапия сборник упражнений и техник. Методическая разработка

На что способна арт-терапия для взрослых. Основные методы лечения искусством. Самые эффективные арттерапевтические техники и упражнения.

Содержание статьи:

Арт-терапия - это в буквальном смысле означает лечение искусством. Этот метод психотерапии активно применяется в лечении психологических и соматических проблем. Изначально в качестве исцеляющего инструмента использовалось изобразительное искусство. Сегодня же этот метод дополнился другими видами творчества: музыкой, фотографией, лепкой, литературным творчеством, танцами, актерским искусством и т.д.

Задачи и функции арт-терапии для взрослых


Основная задача арт-терапии - научить самопознанию и самовыражению для достижения гармоничного состояния личности. Основной метод - сублимация, то есть перенесение внутренних конфликтов, напряжений в более приемлемый для социума вид. В нашем случае - в творчество.

Современная арт-терапия способна выполнять сразу несколько функций:

  • самовыражение;
  • снятие напряжения;
  • повышение самооценки;
  • гармонизация внутреннего мира;
  • развитие личности;
  • нормализация отношений в социуме;
  • осознание психологических проблем.
Этот метод психотерапии помогает увидеть и высвободить негативные эмоции, внутренние переживания цивилизованно, без ущерба для окружающих людей и вещей. Он позволяет пережить их и изменить, тем самым сняв груз трудной жизненной ситуации и облегчив жизнь. Другими словами творчество в тандеме с психологическими приемами обходит «цензуру» левого полушария мозга, которое контролирует наши слова. И все страхи, комплексы и зажимы выходят на поверхность - на лист бумаги, в движения танца, в форму скульптуры и т.д.

Используя простые на первый взгляд приемы, арт-терапия незаметно для пациента проводит диагностику его душевного и физического состояния, лечит выявленные проблемы и просто приносит массу удовольствия. Она основана на эффекте спонтанности, как и любой вид творчества. Но не требует специальных талантов или способностей.

Лечение искусством можно назвать одним из самых безопасных, универсальных и приятных методов психотерапии, успешно применяемых у пациентов любого возраста.

Основные приемы арт-терапии для взрослых


Как уже упоминалось, главная «фишка» арт-терапии для взрослых - спонтанность и отсутствие требований в отношении наличия способностей или талантов. Именно в таком случае, когда пациент не зацикливается на том, насколько красиво и профессионально он творит (рисует, сочиняет стих или сказку, танцует или лепит), он способен отразить в созданном образе свое истинное внутреннее «Я».

Современное арттерапевтическое лечение включает два основных приема:

  1. Использование творческо-креативных способностей человека для выявления, воссоздания и разрешения травмирующей ситуации;
  2. Преобразование негативного воздействия аффекта в позитивный, исходя из природы эстетической реакции.
Психокоррекция с использованием творчества может проводиться несколькими способами. К примеру, работа с пациентом по определенной схеме. В этом случае перед человеком ставится определенная задача - создать рисунок (поделку) по некому шаблону на заданную тему. Здесь уделяется внимание сочетанию и яркости цветового оформления, формам и нюансам в выполнении деталей.

Другим способом проведения арт-терапии является общение «на вольные темы». Он предполагает свободный выбор темы, материала, сюжета и инструментов для самовыражения. В конце такого занятия оценке подлежат именно критерии выбора пациента и манера выполнения задания.

Примечательно, что скорректировать свое внутреннее состояние посредством творчества можно и без помощи психолога или психотерапевта. Более того, есть четкая позиция, что арт-терапия - это «инсайт-ориентированная методика». То есть методика, благодаря которой человек сам должен найти свою проблему. Поэтому, если вы решитесь исцелить свою душу в стиле «арт» самостоятельно, запомните несколько истин:

  • Не стесняйтесь и не пытайтесь рисовать (лепить, танцевать, сочинять) красиво. Важен сам процесс - вырисовать, вытанцевать, вылепить свой стресс, страх или дискомфорт.
  • Не страшно, если вы не разберетесь со своим творением сразу - понимание проблемы не всегда приходит сразу. Поэтому результаты своего лечебного творчества лучше сохранить и периодически пересматривать - с разных ракурсов и в разном настроении. Согласно догмам арт-терапии, рано или поздно вы обязательно увидите и саму проблему, и ее корни.
  • Терапия искусством эффективна даже тогда, когда вы не совсем понимаете ее суть и механизм действия. Оно лечит «по факту», уже в процессе того, как вы творите.

Разновидности арт-терапии для взрослых

На сегодня существуют следующие виды арт-терапии: изотерапия (лечение рисованием), игротерапия, музыкотерапия, данстерапия (лечение танцем), сказкотерапия, песочная терапия, фототерапия, цветотерапия, видеотерапия, мульт-терапия, маскотерапия, драматерапия (лечение театральным искусством), библиотерапия (лечение книгами). Кроме того, лечение творчеством может проходить активно (посредством самостоятельного создания творений) и пассивно (с использованием уже созданных кем-то произведений). Оно может совершаться самостоятельно, индивидуально или в группе.

Изотерапия


Изотерапия предполагает собой коррекцию психосоматического состояния с использованием изобразительного искусства. Чаще всего - рисования. Это наиболее распространенный метод арт-терапии, в основу которого положена зависимость цветового оформления творения от эмоционального состояния его творца. Так, преобладание в рисунке ярких сочных красок трактуется как позитивное творческое самовыражение, пастельных тонов - как признак тонкой и чувствительной душевной организации.

Есть несколько советов относительно успешности изотерапии:

  1. В состоянии агрессии, злости, раздражительности отдавайте предпочтение лепке - она лучше справляется с сильными негативными эмоциями.
  2. Составление коллажей тоже используется в качестве техники арт-терапии, но применять его лучше уже на заключительной стадии занятий. Оставьте всю «черную» работу рисункам.
  3. Обеспечьте себе широкую цветовую палитру.
  4. Выбор инструмента для творения остается за вами. Это могут быть фломастеры, карандаши, ручки, но предпочтение лучше отдать краскам. Считается, что работа с пластичной кистью дает больше свободы и раскрепощения. Такие эффекты особенно важны в начале терапии.
  5. Оставьте стремление рисовать красиво и правильно - не используйте для этого линейки, циркули и т.п. Все должно рисоваться от руки.
  6. В качестве объекта творения можно выбирать как уже существующие программные рисунки (архетипы), так и создавать свои индивидуальные проекты.

Музыкотерапия


Эффект активного влияния музыки на человеческий организм был замечен еще в ХIX веке. Проводником такого эффекта являлись именно эмоции, вызванные прослушиванием того или иного музыкального произведения.

Воздействие музыки происходит посредством нескольких механизмов:

  • Звуковые вибрации стимулируют обменные процессы и могут изменять некоторые физиологические параметры (двигательную функцию, дыхательную, сердечно-сосудистую).
  • Ассоциативные связи, вызванные восприятием или исполнением музыки, влияют на психическое состояние человека.
Существует несколько видов музыкотерапии: пассивная (прослушивание музыкальных произведений) и активная (пение, исполнение музыки, танцы).

Основные этапы музыкотерапии:

  1. Подстройка . На этом этапе подбирается мелодия (песня), которая соответствует настроению.
  2. Ведение . Следующее музыкальное произведение должно мягко и незаметно нейтрализовать выявленные первой мелодией чувства. То есть вселять надежду, утешать.
  3. Закрепление . Третья мелодия является закрепителем положительного эффекта - давать уверенность в своих силах, вселять твердость духа.
В последнее время большую популярность набирает караоке, которое в Японии очень активно используется в качестве способа для снятия стресса. Там даже оборудованы специальные центры, состоящие из множества максимально комфортных индивидуальных кабинок, выполненных из шумопоглощающего материала и «начиненных» соответствующей аппаратурой.

Однако первенство в отношении эффективности воздействия на психику человека остается все-таки за классической музыкой. Только она способна не давать эффекта пресыщения.

Так, при депрессивном состоянии рекомендуют послушать «Реквием» Моцарта, Вступление к 5-й симфонии Чайковского или «Смерть» Грига. При тревожности - вальсы Штрауса, прелюдии и мазурки Шопена. Для снятия агрессивности - «Сентиментальный вальс» Чайковского, «Порыв» Шумана или «Итальянский концерт» Баха. Для бодрости - «Аделиту» Перселла или «Чардаш» Монти, для расслабления - «Времена года» Чайковского («Июнь. Баркарола»), «Старинную песенку» или «Пастораль» Безе.

Конечно же, вы сами можете составить свой индивидуальный перечень музыкальных произведений на любое настроение. И не обязательно классики - главное, чтобы вы ощущали, что она оказывает положительно влияние.

Важно! Музыка сама по себе - волшебство, которое может исцелить душу. Однако с точки зрения психологии большего эффекта можно достичь не столько от ее прослушивания, сколько от исполнения.

Фототерапия


Коррекция психического состояния человека при помощи фотографии - один современных методов психотерапии, способный решить многие психологические проблемы, развить и гармонизировать личность. Для этого могут использоваться как готовые снимки, так и специально созданные фото.

Основой метода является работа психолога с пациентом в контексте его восприятия фотографии: эмоционального фона, привязки к деталям, времени, когда она сделана. Это могут быть фото самого пациента или заранее подготовленные специалистом вырезки, журналы, коллажи.

Первые помогают выявить проблему в отношениях внутри семьи, роль в ней и скрытые обиды, невысказанные эмоции. Они же могут выявить внутренние комплексы в отношении своей внешности или позиции в жизни. Это особенно важно, если у человека мало фотографий или нет их вообще. Насторожить специалиста может и противоположный факт - наличие большого количества фото, где человек один или находится в центре сюжета.

Фото, никак не связанные с пациентом, часто помогают выявить секреты из личной жизни, отношение к противоположному полу.

Фототерапия предполагает работу в разных ракурсах: создание, восприятие человеком фотографических образов, их обсуждение и добавление (при необходимости) творческой составляющей. В качестве последней могут быть использованы изобразительные техники, сочинение притч, историй, сказок. Такие занятия по арт-терапии могут включать рисование, составление фотоколлажей, изготовление из фотографий фигур и игру с ними, художественное описание и т.п.

Человеческая натура многогранна и изменчива, а сам человек - индивидуален. Поэтому видовая палитра арт-терапевтических методик постоянно пополняется новыми методами самовыражения и самопознания.

Самые эффективные техники арт-терапии для взрослых


Упражнений и методик лечения творчеством существует очень много. Их можно практиковать самостоятельно или прибегать к помощи квалифицированного специалиста. И сами упражнения, и их трактовку можно легко отыскать в специальных изданиях или на просторах интернета.

Мы сделали подборку наиболее простых для самостоятельного использования арттерапевтических упражнений:

  • «Работа с творческим мусором» . Проведите ревизию своих ящиков и выньте наружу все, что давно не нужно, но жалко выбросить (скрепки, фантики, календарики, фломастеры, ручки и т.д.). Отберите из этих «сокровищ» только те, которые ассоциируются у вас с чем-то негативным - обидами, страхами, неудачами. Составьте из этого стройматериала композицию, проанализируйте ее, поблагодарите каждый «кирпичик» за опыт и жизненный урок и утилизируйте.
  • «Сказка о герое» . Возьмите листочки и ручку, создайте приятную атмосферу (свет, музыка, удобный стул или кресло), расслабьтесь и напишите сказку. Перед началом создания творения определитесь с Героем (Героиней), их характером и образом жизни, местом и временем действия. Придерживайтесь стандартной схемы: зачин, препятствия, их преодоление и хеппи-энд, где Герой получает не только желанное вознаграждение, но и бесценные опыт и знания, которые изменяют его жизнь к лучшему. Перечитайте сказку, найдите свое сходство с Героем и определите, на каком этапе сказки вы находитесь сейчас и что вам нужно сделать, чтобы дойти до счастливого финала.
  • «Мое настроение» . Нарисуйте на листе свое настоящее настроение. Для этого можно использовать любой метод (пейзаж, абстракционизм, погоду) и любые инструменты (краски, карандаши, фломастеры). Внимательно рассмотрите рисунок и постарайтесь определить, какие эмоции он выражает - грусть, радость, воспоминания, ожидания. Задумайтесь, соответствуют ли эти эмоции вашим желаниям. Если нет, смело беритесь за трансформацию рисунка, чтобы преобразовать его в нужное настроение. Для этого его можно дорисовывать, докрашивать, убирать линии или даже части листа, обрезать или дополнять новыми элементами.
  • «Лепим монстра» . Для того чтобы избавиться от внутренних «монстров» (конфликтов, комплексов, страхов и агрессии), можно их материализовать и уничтожить физически. К примеру, вылепить из выбранного самостоятельно материала. Подумайте о вашей самой большой проблеме, представьте ее образ и перенесите его на материал. Когда фигурка будет готова, выскажите ей «в лицо» все, что накипело внутри. После такого «душевного» разговора нейтрализуйте ее, переделав во что-то более положительное.
  • «Кактус» . Очень простой тест, в ходе которого нужно нарисовать кактус на листе бумаги с помощью простого карандаша. Оценка рисунка проводится по следующим параметрам. Положение на листе: в центре - адекватная самооценка, сосредоточенность на настоящем; внизу - низкая самооценка; вверху - завышенная самооценка; слева - сосредоточенность на прошлом, справа - на будущем. Размер: меньше 1/3 листа - заниженная самооценка, 2/3 и больше - завышенная. Линии: четкость - уверенность, штриховка - признак тревоги, прерывистость - импульсивность, сильный нажим - напряжение, слабый - пассивность, уныние. Иголки: чем их больше, тем больше уровень агрессивности.

Интересно! Методами арт-терапии для взрослых считаются и такие казалось бы обыденные дела, как маникюр и педикюр, макияж и любое рукоделие. Сюда же можно отнести ведение дневника или блога.


Что такое арт-терапия - смотрите на видео:


Арт-терапия - прекрасный способ решить свои психологические проблемы с помощью творчества. Она проста, доступна и способна развить самопознание, научить самовыражению и повысить самооценку.

Арт-терапия (терапия искусством) – метод психокоррекции, который впервые был использован в психотерапии А. Хиллом в 1938 году. Посредством несложных, скорее напоминающих детские шалости, упражнений, можно не только диагностировать душевное состояние любого человека (и взрослого, и ребёнка), но и успешно бороться со многими нервными расстройствами.

Арт-терапия – упражнения для детей – это:

  • знакомство со своим внутренним «я»;
  • формирование представления о себе, как о личности;
  • создание позитивного самовосприятия;
  • обучение выражению своих чувств и эмоций;
  • снятие психоэмоционального напряжения;
  • , коммуникативных навыков, и способностей к различным видам творческой деятельности.

Так, творя и фантазируя, вы можете разобраться в своих душевных переживаниях, понять себя и свой внутренний мир, а можете помочь своему карапузу побороть робость, стать более коммуникабельным и открытым для общения с людьми.

Всё, что нужно для занятий

Выбор расходных материалов ограничивается лишь пределами полёта вашей фантазии

Расходные материалы подбираются психотерапевтом в зависимости от того, какие задачи призвана решать арт-терапия в каждом конкретном случае. При выборе упражнений очень большое значение имеет возраст пациентов, а также их психическое и физическое состояние (травмы, генетические заболевания и т.п.).

  • Если во время сеанса арт-терапии вы планируете рисовать, то запаситесь бумагой разных форматов или картоном. Цветные карандаши, фломастеры, мелки, краски, уголь - всё это поможет вам выразить свои переживания на холсте.
  • Для создания коллажа вам понадобится то же самое, плюс ножницы, клей и вырезки из журналов и газет.
  • Будете лепить - пластилин или глина вам в помощь.
  • А решив музицировать, не зацикливайтесь на классических музыкальных инструментах. Ведь звучать может всё, что угодно.

Выбор материалов для упражнений с элементами арт-терапии ограничивается только вашей фантазией. Используйте всё, что считаете нужным. Это могут быть фотографии, природные материалы, ткани, фурнитура, крупы и ещё много чего.

Для сеансов подойдёт светлое уютное помещение с большими удобными рабочими поверхностями. Тихая классическая музыка не будет лишней. Она поможет вам расслабиться, раскрыться, настроиться на творчество.

Психотерапевт во время выполнения упражнений должен выступать в роли консультанта касательно творческого процесса, материалов и техник, но он ни в коем случае не должен влиять на создание работы и её толкование.

Всё, что нужно для упражнения «Тучки»

Рисуем с дошколятами

Детишкам в возрасте 3-4 лет арт-терапия помогает познавать мир, изучать свойства предметов и веществ, развивать мелкую моторику.

Упражнение арт-терапии «Отпечатки»

Отпечатки

А для этого упражнения вам понадобятся акварельные краски. Обмакивайте пальчики крохи поочерёдно в разные цвета, и пусть он ставит ими отпечатки на бумаге.

Оказывается, одним только детским пальчиком можно столько всего нарисовать

Дошкольнику или младшему школьнику, можно предложить, когда краска подсохнет, карандашом дорисовать отпечатки. Какие образы можно создать из них?

Угадайте, какое настроение у маленького художника

Автопортрет

Примерно в 3 года ребёнок начинает осознавать себя, как отдельную личность. Уже в этом возрасте можно пробовать анализировать его эмоциональное состояние с помощью автопортрета.

Попросите кроху нарисовать себя таким, каким он себя видит. Развивая тему дальше, пусть малыш изобразит членов своей семьи. Вы можете узнать из такого рисунка очень много о том, какое место в жизни ребёнка занимают родные и как он относится к каждому из них.

Упражнение «Автопортрет»

С ребятами, страдающими синдромом Дауна

Очень хорошо упражнения арт-терапии себя зарекомендовали при работе с детьми, страдающими синдромом Дауна.

«Солнечные» малыши, на первых этапах развития у них мелкой моторики, используют движения плечом и предплечьем. Чтобы помочь им развить ладонный, щепоточный и пинцетный захваты, можно использовать следующие упражнения.

Зёрнышки для курочки

Покажите ребёнку, как на горизонтально расположенном листе бумаги фломастером или карандашом оставлять точечный след. Как- будто вы рассыпаете зёрнышки. Пусть малыш попытается повторить ваши манипуляции, удерживая карандаш правильно.

Идёт дождик

Пусть кроха учится проводить вертикальные линии на горизонтальной поверхности.

Солнечные лучики

Усложняем задачу. Проводим линии в разных направлениях.

Детям с синдромом Дауна арт-терапия помогает развивать правильный захват

Зайчик прыгает по травке

Малыш рисует на вертикальной поверхности линии сверху вниз и снизу вверх.

Винни-Пух идёт в гости

Прорисовываем горизонтальные дорожки для Винни-Пуха на вертикально расположенном холсте.

Варим кашку для зверят

Круговыми движениями кисти рисуем каракули на бумаге (на горизонтальной и вертикальной поверхности), словно помешиваем кашу.

Следы по снегу

Учимся рисовать кисточкой способом примакивания. Кисть при этом располагается плашмя.

Салют

Используем для рисования способ касания, располагая кисточку вертикально.

Пинцетный захват формируется при помощи занятий лепкой и аппликацией. А также при нанизывании мелких бусин на нитку и при вытаскивании тонких нитей из ткани.

С детьми постарше можно выполнять уже более сложные упражнения, позволяющие диагностировать их психоэмоциональное состояние и корректировать его

С подростками

Для развития воображения и творческих способностей и для снятия напряжения и разрешения внутренних конфликтов у подростков уже можно использовать более сложные упражнения.

Цветок

Предложите ребёнку закрыть глаза и представить прекрасный цветок. Какого он цвета, какого размера, как пахнет, где растёт и что его окружает, какое у цветка настроение и какие проблемы? Почему бы не сочинить историю об этом цветке?

Очень важно, если подросток сочинил историю грустную, попытаться найти способы развеселить цветок, сделать его мир более красочным и счастливым. Естественно, облекая возникающие в воображении ребёнка образы в формы на холсте.

Упражнение «Маска»

Маска

Допустим, скоро в школе состоится бал-маскарад. И все должны будут явиться туда в масках. Почему бы ребёнку не смастерить себе маску собственноручно.

А потом можно разыграть историю, которая могла бы произойти с этой маской на балу.

Сказка о герое

Что нужно, чтобы сочинить сказку? Всего-то ручка да чистый лист бумаги. С чего начать? В любой сказке должен быть герой или героиня. Потом логично придумать зачин.

Затем следует развить ситуацию. Пусть герой преодолевает препятствия, борется со злом, побеждает драконов, находит новых друзей, влюбляется, спасает, исцеляет и, в конце концов, получает всё то, к чему стремился.

После написания сказки можно попытаться найти сходство её героя с автором повествования и провести параллель между ними.

Упражнение «Работа с творческим мусором»

С родителями

Работа в группах. Индивидуальное рисование

В группах

Арт-терапией можно заниматься как в индивидуальном порядке, так и в группах. Групповые упражнения позволяют рассмотреть проблему с разных точек зрения и найти наилучший вариант её решения.

Человек – существо социальное. И все грани его натуры лучше всего открываются в процессе общения с себе подобными.

Это упражнение как нельзя лучше подходит для начала занятий в только что созданной группе. Каждый участник которой, используя бумагу и цветные карандаши (краски, мел, глину, уголь), пытается символически изобразить своё сиюминутное состояние на холсте.

Художником при этом ребёнку быть совершенно не обязательно. Рисуйте цветные линии и формы, каракули и кляксы, фигуры и образы. По окончанию работы члены группы делятся впечатлениями о каждом рисунке, при этом никак его не оценивая.

Рисование с партнером

Хорошо раскрывает тонкости . Члены группы делятся на пары. Большой лист бумаги располагается на столе между партнёрами, и каждый, предварительно внимательно посмотрев в глаза напарника, начинает рисовать – спонтанно, не задумываясь.

Общайтесь с помощью цветов, линий, форм. Постарайтесь узнать что-нибудь о своём партнёре, делитесь любыми ассоциациями и эмоциями, которые вызывает у вас рисунок напарника.

Когда закончите рисовать, можете обменяться своими впечатлениями от сеанса, проанализировать происходящее и свои ощущения во время совместного творчества.

Его преимущество в том, что участие в нём могут принимать все члены группы одновременно. Начните рисовать на листе бумаги (который получит каждый член группы, так же, как и цветные карандаши) что-то для себя очень важное.

По сигналу психотерапевта, передайте свой лист участнику слева, а сами получите от участника, находящегося справа от вас, его начатый рисунок, и продолжите работу над ним. Внося какие-то свои штрихи и дополнения.

По сигналу руководителя группы и этот рисунок передайте соседу слева, а сами получите от соседа справа следующий. И так – пока вам не вернётся ваш собственный рисунок, побывавший в руках всех членов группы и дополненный каждым из них в соответствии с их пониманием и ощущениями.

Попытайтесь разобраться в своих чувствах при виде этого коллективного творения. Поделитесь ими с другими членами группы.

Терапия искусством - это, прежде всего, простота самовыражения, возможность заглянуть в свой внутренний мир и сделать его светлее, веселее, красочнее

Техник и упражнений арт-терапии – великое множество. Они дают возможность ребёнку материализовать свой внутренний мир и взглянуть на него со стороны. Развивают моторику, воображение, творческие способности.

Подбирайте упражнения, учитывая возраст ребёнка и его психологическое состояние. Не пытайтесь влиять на результат. И вы довольно скоро убедитесь, что терапия искусством способна многое изменить в жизни вашего любимого чада и, соответственно, в вашей…

Видео «Психология на холсте. Как это работает?»


С проблемой школьной адаптации сталкивается каждый психолог, работающий в начальной школе. В этот период его работа направлена на быстрейшее приспособление ребенка к новому детскому коллективу.

В нашей школе в силу ее специфики (школа для детей-инвалидов) проблема адаптации и коммуникации значима не только для первоклассников, но и для учащихся всей начальной школы, так как состав класса изменяется ежегодно и дети вынуждены опять адаптироваться в новом коллективе.

Самым проблемным в этом учебном году оказался 2-й класс, который был сформирован на 80% из вновь поступивших детей. У большинства учащихся этого класса был выявлен высокий уровень тревожности при низком уровне коммуникации.

В течение учебного года мы провели в этом классе два блока занятий по программе «Формирование социальных взаимосвязей ребенка в окружающем мире». Первый блок проходил в форме игровых тренингов, второй - в форме арт-терапии. Последняя включала в себя изотерапию и песочную терапию.

Занятия проводили два психолога в закрытой группе из 6 человек. Состав группы оставался неизменным в течение всей программы. Занятия проводились 1 раз в неделю, продолжительность каждого - 60 минут.

Изотерапия чередовалась с песочной терапией, все это составило 11 занятий, объединенных общей темой «Путешествие на волшебную поляну».

Первый этап (занятия 1, 2, 3) отличался пассивностью детей, они ориентировались на лидера. Высокая степень тревожности участников группы отрицалась ими или маскировалась искусственным оптимизмом. Это проявлялось в потребности участников получать высокие оценки своих работ со стороны арт-терапевта.

Второй этап (занятия 4, 5) можно характеризовать повышением тревожности и психического дискомфорта детей. Проявлялась враждебность друг к другу. Самооценка некоторых участников группы понизилась, что выражалось в отрицании своих творческих возможностей.

На третьем этапе (занятия 6, 7) ребята оказались готовы к выражению своих самых разнообразных чувств, которые постепенно стали осознаваться ими. Взаимоотношения в группе приобрели более глубокий и комплексный характер. Участие детей в художественной совместной деятельности дало позитивные изменения. Дети стали более общительны, более внимательны друг к другу.

Четвертый этап (занятия 8, 9, 10) можно отметить усилением тревожности детей. Доброжелательная атмосфера в группе испортилась, участники вели себя шумно, ругались, спорили. Но каждый уже мог постоять за себя и отстоять свою точку зрения. Дети как бы стремились преодолеть страх расставания, сформировались пары. Мы были приятно удивлены, что последнее занятие этого этапа прошло в доброжелательной атмосфере.

Пятый этап - это последнее занятие.

Для оценки эффективности нашей работы мы предлагаем вашему вниманию полное описание первого и анализ последующих занятий.

Лариса ПЕСКОВА,
психолог,
Ольга ЛОСЕВА,
психолог,
школа № 367 (для больных детей и детей-инвалидов), г. Москва

ЗАНЯТИЕ 1.
ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВОЛШЕБНУЮ ПОЛЯНУ
(песочная терапия, изотерапия)
План занятия


Выбор героев сказочного леса (по три героя)

Рисунок «Нарисуй то место, которое тебе больше запомнилось»
Рефлексия занятия

Материалы
Аудиозапись «Звуки леса»; деревянный ящик с песком, коллекция миниатюрных фигурок, вода; краски, фломастеры, карандаши, кисти, лист А4.

Каждое занятие мы начинали с ритуала приветствия, что позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Мы предложили детям с помощью любимой мягкой игрушки, принесенной из дома, поприветствовать друг друга.
Упражнения на позитивную коммуникацию необходимо проводить каждую встречу и наблюдать за тем, чтобы в него были включены все участники группы.
Для того чтобы детям было легче включиться в основную работу и войти в предлагаемый образ, мы проводим разминку. Разминка представляет собой релаксационные упражнения с использованием музыкального сопровождения. Дети садятся на стулья, поставленные в круг, а психолог читает текст (второй психолог участвует в упражнении вместе с детьми).

Упражнение «Летний лес»
Релаксационное упражнение на регуляцию мышечного тонуса.
Звучит музыка - «Звуки леса».
Мы предлагаем детям сесть удобно, расслабиться.
Психолог. А теперь давайте отдохнем.
Недалеко от моего дома есть лес. Я люблю бывать в нем. Свежий воздух, лесная прохлада всегда притягивали меня. Я быстро надеваю брюки, теплый свитер, кроссовки и отправляюсь в лес.
Я напрягаю ноги, животик, спинку, ручки, лицо. Сильно-сильно...
А сейчас я расслабляю ноги, руки, спинку, лицо...
Дышится легко, ровно, глубоко...
Дорога не утомляет меня, а, наоборот, придает уверенность и силу. Вот он, мой любимый лес!
Все тропинки в нем мне знакомы. Вот эта ведет в березовую рощу. Я направляюсь туда. Дышится легко, ровно, глубоко...
Легкий ветерок качает верхушки деревьев, они раскланиваются со мной, приветствуя меня.
Кругом тишина, только где-то стучит дятел, а птички поют свои незатейливые песенки, радуясь каждому новому мгновению дня. Дышится легко, ровно, глубоко... (Пауза.)
Я вхожу в березовую рощу. Белые стволы берез напоминают мне свечи на праздничном торте. Мое внимание привлекает гриб в коричневой шапочке. Это подберезовик. Я наклоняюсь к нему и вижу еще два маленьких грибочка. Да здесь целая семейка подберезовиков уютно устроилась на зеленой кочке! Свежий воздух пронизывает все вокруг. Дышится легко, ровно, глубоко... (Пауза.)
Насладившись лесной прохладой и тишиной, я возвращаюсь домой.

Упражнение на развитие ассоциативного воображения
Мы просим детей рассказать о своих ощущениях и мыслях во время «путешествия», о том, что они увидели.
Далее дети подходят к песочнице с уже влажным песком (напряженным, тревожным и гиперактивным детям приятнее взаимодействовать с влажным песком: сухой рассыпается, и это их раздражает).
На первом занятии мы показываем возможности песочницы (можно раскопать дно, потрогать песок, выстроить гору), а также в игровой форме вводим правила, которые не позволяют ссориться, бросаться песком, разрушать то, что создает рядом «волшебник».

Территориальная игра
Оборудование: деревянный ящик с песком, коллекция миниатюрных игрушек и предметов, магнитофон, аудиозапись «Шум леса».
Психолог. Вы - Волшебники. Вы задумали отправиться в путь, в путешествие, для того чтобы найти страну, в которой еще никто не жил. Там вы хотите создать цветущую сказочную страну. Сейчас вы выберете себе по ТРИ героя, которых вы бы хотели поселить в новой стране. Отдельно захватите деревья, камни, цветы, дома - все, что будет вам нужно для создания сказочной страны.

Начало сказки (рассказывает психолог)
Итак, в одной сказочной стране, где были поля и долины, где текли реки (проводим впадины в песке, символизирующие речки, разделяя песочный лист на 4 части), на волшебной поляне сказочного леса жили маленькие волшебные жители. У них был домик (в это время детям предлагается поставить свой домик в любое место своей части песочного листа). В нем они жили все вместе (каждый ребенок ставит своих героев рядом с домиком). Как-то раз волшебным жителям наскучило сидеть по своим домикам, и они пошли погулять по волшебному лесу, да и себя показать. Но, о Боже! Вся поляна разделена на части бурными реками, как же могут встретиться все волшебные жители этой поляны?
Дети, используя своих «песочных» героев, продолжают проигрывать сказку, начатую психологом. Специалист в игре детей не участвует, но при этом фиксирует в протоколе стиль поведения участников. Во время территориальной игры задача участников - построить коммуникации между территориями.
Наблюдение: Стиль ситуативной коммуникации «вокруг песочницы» отражал общий характер взаимодействия детей в классе. Участники группы прежде всего стремились захватить территорию друг друга. Эта борьба сопровождалась агрессивными вспышками и конфликтами (не могли поделить место, отгребали друг у друга песок, отнимали игрушки, ругались).
Наконец один из участников группы предложил построить мостик через реку, чтобы пойти в гости к другу. Глядя на него, другой ребенок построил взлетную полосу, для того чтобы гости могли прийти и к нему. Группа спонтанно разделилась на подгруппы (мальчики и девочки).

Окончание сказки (рассказывает психолог)
Вот и встретились все жители этого волшебного леса. Они радостно заплясали, взялись за руки и поняли, что умеют творить настоящие чудеса! А когда наступил вечер, наши жители разошлись по своим домикам. Теперь они могли видеться друг с другом, когда им захочется.
Сейчас мы прощаемся с нашими героями, а в другой раз поучаствуем в их следующих приключениях. Ведь в этой сказочной стране еще много тех, с кем мы не знакомы...
По окончании сеанса участники сами разбирают песочную картину, таким образом закрепляя опыт, приобретенный ими на символическо-бессознательном уровне.
Мы переходим ко второй части нашего занятия - изотерапии.
Рассадив детей за одним большим столом, мы даем инструкцию: «А теперь нарисуй тот персонаж или место в волшебной «песочной» стране, которые тебе больше всего запомнились»
Мы предоставили детям возможность самим выбирать тот или иной материал и средства для изобразительной работы. Во время работы некоторые дети пользовались карандашами и фломастерами (отказываясь от красок), так как эти средства позволяют детям избежать конфликта со своими чувствами, а также позволяют хорошо контролировать процесс рисования.
Рисунки оказались очень похожими друг на друга: многие дети нарисовали поляну и дерево. Нам было важно, что дети выразили свое психоэмоциональное состояние позитивно.
В конце каждого занятия необходимо подвести итог.
Усадив детей в круг, мы предложили им дать оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (что понравилось - что не понравилось, что было хорошо - что плохо, и почему) и смысловом (зачем мы это делали).
Вот что говорили дети.
Петя: Мне понравилось, что Катя меня спрашивала: «А можно к тебе в гости?»
Оля: А мне не понравилось, что Ваня прилетал без разрешения.
Коля: Я хотел прийти к Пете, а Оля меня не пускала, хотя это была не ее территория.
Ответы детей фиксируются и анализируются, что позволяет на следующем занятии проработать конкретный межличностный конфликт.

ЗАНЯТИЕ 2.
ЗИМНЯЯ ПОЛЯНА
(изотерапия)
План занятия


Рисование фона «Зима»
Рефлексия занятия

Материалы
Аудиозапись «Дыхание любви», краски, цветные карандаши, кисти, ватман.

Схема проведения занятий сохраняется на протяжении всей программы. Релаксационное упражнение изменяется так, чтобы текст подходил по смыслу к теме занятия.
На втором занятии детям было предложено нарисовать фон для будущей картины. Дети начали рисовать кисточками, выливая краску на лист ватмана. Однако кисточками рисовать было неудобно, а хотелось быстрее закончить работу. Тогда Катя начала рисовать руками, нанося краску на ладонь и размазывая ее по листу. Дети тут же подхватили идею и фон на своих произведениях дорисовывали уже руками. В работу не включилась одна Оля. Своим поведением она требовала от психолога уделить ей больше времени и внимания. Возможно, она переживала то, что на данном занятии она не лидер в группе.

ЗАНЯТИЕ 3.
ЗИМНЯЯ ПОЛЯНА
(песочная терапия)
План занятия
Рефлексия предыдущего занятия
Выбор героев зимней поляны (по 3 героя)
Релаксационное упражнение «Волшебная поляна»
Территориальная игра в песочнице
Рефлексия занятия

Материалы
Аудиозапись «Звуки леса», песочница с песком, коллекция миниатюрных фигурок, вода.

Мы продолжили формирование у участников группы моделей позитивной коммуникации с помощью сказкотерапевтической песочной терапии. Детям было предложено продолжить играть в сказку, начатую на предыдущем занятии песочной терапии. Они выбрали тех героев, с которыми играли на прошлом занятии. Многие включились в работу без особого интереса. Видя, что дети пассивны и не включены в работу, мы решили внести изменение в их «картину». А именно: поставили в центр фигурку злодея, от которого нужно спасать сказочный мир. Дети, объединенные одним заданием, начали сотрудничать. Идеи по спасению страны от злодея принадлежали Оле, которая являлась лидером в этой игре, чему была очень рада. Но не все дети принимали ее идеи. Они играли без желания взаимодействовать с кем-либо и только на своей территории.

ЗАНЯТИЕ 4.
ЗИМНЯЯ ПОЛЯНА
(изотерапия)
План занятия
Рефлексия предыдущего занятия
Релаксационное упражнение «Зимний лес»
Упражнение «Раскрась свою лошадку»
Рефлексия занятия

Материалы
Аудиозапись «Дыхание любви», краски, цветные карандаши, кисти, контурное изображение лошадей.

Детям было предложено выбрать по одному контурному изображению лошади. После того как дети сделали свой выбор, мы предложили им раскрасить контурное изображение выбранных ими лошадок.
Во время работы Оля, Катя, Петя и Коля не могли поделить желтую краску. Когда было предложено взять такую же краску из другой коробки, они продолжали бороться именно за эту.
Как известно, насыщенные, кричащие цвета, а также несоответствие цветов могут выражать напряжение. Коля решил перекрасить свою лошадку. Смешав желтую и зеленую краски, он покрасил ее: она получилась зеленоватого цвета.
Катя отложила лошадку и попросила дать еще одну, которую она с одной стороны раскрасила розовым цветом, а с другой двумя цветами: желтым и темно-зеленым.
Петя закрасил свою лошадку темно-красным цветом, смешав красный и бордовый.
Света и Вова не принимали участия в спорах. Света аккуратно раскрашивала лошадку простым карандашом и тихо делала замечания ребятам: «Перестаньте ругаться. Как вам не стыдно?» Глядя на нее, Вова, который также не вступал в спор и долго не приступал к работе, стал раскрашивать лошадку простым карандашом и повторял: «У меня все равно ничего не получится». Света подбадривала его и так же ждала одобрения и поддержки: «У меня тоже получается не очень-то...» В таких ситуациях дети ждут позитивной оценки от арт-терапевта.
Участники группы продемонстрировали разный уровень вовлеченности в групповую работу и различные формы поведения в данной ситуациии.

ЗАНЯТИЕ 5.
ЗИМНЯЯ ПОЛЯНА
(песочная терапия)
План занятия
Рефлексия предыдущего занятия
Выбор героев зимней поляны (по четыре героя)
Релаксационное упражнение «Зима»
Параллельная игра в песочнице (парами).
Рефлексия занятия

Материалы
Аудиозапись «Звуки природы», песочница с песком, коллекция миниатюрных фигурок, вода.

Группа была разделена на три подгруппы. В этом случае на песочной картине мы увидели несколько параллельных миров. В начале игры дети не мешали друг другу, каждая пара играла на своей территории. Лидеры каждой подгруппы (Оля, Катя) находились между собой в конфронтации. Средства коммуникации (дороги, мосты и др.) отсутствовали. Игра сопровождалась агрессивными вспышками и конфликтами, участники обзывали друг друга, нарушали установленные правила, кидаясь песком. Существа в песочнице убивали друг друга, шла война. Дети на этом занятии без сожаления разбирали свою песочную картину.

ЗАНЯТИЕ 6.
ЗИМНЯЯ ПОЛЯНА
(изотерапия)
План занятия
Рефлексия предыдущего занятия
Релаксационное упражнение «Лучик внимания»
Размещение раскрашенных лошадок на листе ватмана с фоном «Зима»
Рефлексия занятия

Материалы
Аудиозапись «Возвращение домой», краски, цветные карандаши, кисти, клей.

Детям была предоставлена возможность разместить раскрашенных ими лошадок на листе ватмана с зимним фоном. Они быстро включились в работу, с интересом рассматривали лошадок, раскрашенных на прошлом занятии, делали друг другу замечания, хвалились каждый своей. Но разместить этих животных на листе оказалось сложной задачей. Дети начали ссориться, не могли поделить место для своих лошадок. Зачинщицей ссоры была Оля. Группа разделилась на две подгруппы:
1. Катя, Оля, Коля, где Оля вела себя агрессивно по отношению к детям второй подгруппы.
2. Петя, Вова, Света.
Вова взял толстую кисть и, обмакнув ее в темно-зеленую краску, разделил лист жирной полосой пополам. Ребята успокоились, так им стало легче доделать начатую работу. Они уже не ссорились. Катя приклеила двух лошадок, одну - на территорию первой подгруппы, а другую - на территорию второй подгруппы, таким образом пытаясь взаимодействовать с группой.
Когда работа была завершена и дети положили кисти, Света решила внести некоторые изменения в картину. В центре, где проходила жирная темная граница, она поверх темно-зеленого цвета наложила светлую краску. Граница осталась, но теперь стала намного уже. Так она смогла выразить свое напряжение.
Несмотря на определенный интерес к работе со стороны участников группы, уровень внутригруппового взаимодействия оказался низким. Это отразилось в том, что композиция так и осталась разделенной на две половины. Некоторые участники группы проявили реакции пассивного компромисса, что свидетельствует об ограниченности их адаптивных возможностей в конфликтной ситуации.

ЗАНЯТИЕ 7.
ВЕСНА НА ВОЛШЕБНОЙ ПОЛЯНЕ
(песочная терапия)
План занятия
Рефлексия предыдущего занятия


Рефлексия занятия

Материалы
Аудиозапись «Дыхание любви», песочница с песком, коллекция миниатюрных фигурок.

На этом занятии дети должны были выбрать по одному сказочному герою. Как оказалось, выбор одной фигурки сделать было сложнее, чем нескольких. Дети затратили много времени на выбор.
Участникам было предложено поместить своего героя на остров и сочинить историю о том, что там могло бы произойти. Петя проявил себя как лидер. Он предложил ввести в игру нового героя - динозавра, от которого надо было спасать остров и его жителей. Дети согласились с его предложением. Петя задавал сюжет игры. Сказочная история получилась динамичной и закончилась победой жителей острова над отрицательным героем. Поскольку дети были объединены общим сюжетом, конфронтации между ними не было.

ЗАНЯТИЕ 8.
РИСОВАНИЕ ФОНА «СКАЗОЧНЫЙ ЛЕС»
(изотерапия)
План занятия
Рефлексия предыдущего занятия
Релаксационное упражнение «Лес»
Групповая работа по созданию фона «Сказочный лес»
Рефлексия занятия

Материалы
Аудиозапись «Дыхание любви», краски, косметические палочки, кисти, ватман.

На этом занятии возник проблемный момент. После длительного перерыва, который был связан с праздниками, дети пришли очень возбужденными. Они долго усаживались в круг. Оля отказывалась садиться на свободный стул рядом с Катей. Потом все же села, но спиной к группе. Группа развеселилась, участники стали смеяться то над Олей, то над Катей с Петей, которые стали смешить группу. Кричали, друг друга не слушали. Группу собрать было очень сложно, никакие уговоры не помогали. Во время релаксационного упражнения дети немного успокоились. Катя и Петя продолжали хихикать.
Детям было предложено нарисовать фон «сказочного» леса. И первое, что они стали делать, - делить лист: «Это мое». Петя внес порядок в работу и стал рисовать облака. Катя нарисовала солнышко в верхнем левом углу, перешла к другому краю листа и в нижнем правом углу нарисовала елку. Остальные участники рисовали фон зеленой краской.
Во время рефлексии Оля жаловалась на Катю, что та мешала ей все занятие. Вова отметил, что «дурной пример находит на других. Оля меня ударила, и другие тоже стали ко мне цепляться».
Света и Коля отметили, что хотя группа и ссорилась, рисунок они не разделили полосой пополам, а работали все вместе.

ЗАНЯТИЕ 9.
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ
План занятия
Рефлексия предыдущего занятия
Выбор четырех персонажей (для каждой пары)
Параллельная игра в песочнице (парами)
Релаксационное упражнение «Бабочка-1»
Рефлексия занятия

Материалы
Аудиозапись «Звуки леса», песочница, коллекция миниатюрных фигурок, вода.

На данном занятии инструкция была изменена, мы предложили каждому участнику создавать свою сказочную страну по очереди. Каждый по очереди подходил к «пустыне» и строил то, что считал нужным. Следующий пристраивал к этому что-то свое. Так продолжалось до тех пор, пока участники группы не построили сказочную страну, дополняя друг друга. Процесс строительства проходил очень шумно. Дети не могли дождаться своей очереди. Они были настроены агрессивно по отношению друг к другу, пытались разрушить то, что построил предыдущий участник.

ЗАНЯТИЕ 10.
РИСОВАНИЕ КОСМЕТИЧЕСКИМИ ПАЛОЧКАМИ
(изотерапия)
План занятия
Рефлексия предыдущего занятия.
Релаксационное упражнение «Бабочка -2»
Упражнение на ассоциативное воображение
Раскраска точками выбранных персонажей сказочного леса
Рефлексия занятия

Материалы
Аудиозапись «Дыхание любви», краски, косметические палочки, кисти, контурные изображения животных.

На этом занятии мы предложили детям выбрать нескольких персонажей (в виде контурного изображения животного) и раскрасить их точками с помощью косметических ватных палочек. Такой прием рисования точками часто используется для снятия тревожности. Дети с интересом выбрали себе животных и сразу приступили к изобразительной работе.
Вначале мы предложили им попробовать на отдельном листе бумаги точками нарисовать кто что захочет. Оля нарисовала двухцветную бабочку: одна часть бабочки была зеленой, другая - желтой. Катя нарисовала желтый цветок. Коля - оранжевый цветок. Вова - оранжевые точки и назвал их «цветочной поляной». Коля нарисовал зеленую «лужу». Дети делились красками и не ссорились. После пробного упражнения ребята раскрасили своих животных. Петя заявил, что у него все звери заболели: «Волку нравится болеть и мне нравится болеть. Уроки не делаешь, все за мной ухаживают».
Тогда в дискуссию вступила Катя: «А у меня бабочка выздоровела».
Оля: «А у моего медвежонка ухо заболело, ему зеленкой его мажут. Ой! Уши зеленые получились».
Катя: «Мой дождик заболел».
«Смотрите, сколько болеющих! Грустная картина получилась», - заметила Света.
На этом занятии дети смогли проработать проблемный момент, связанный с их заболеваниями.

ЗАНЯТИЕ 11.
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ, ИЗОТЕРАПИЯ
План занятия
Рефлексия предыдущего занятия
Групповая игра (выбор по одному персонажу на человека).
Размещение на листе с фоном своих персонажей (раскрашенных точками)
Релаксационное упражнение «Волшебный лучик внимания»
Рефлексия занятия

Материалы
Аудиозапись «Дыхание любви», песочница, коллекция миниатюрных фигурок.

Здесь мы наблюдали модель позитивной коммуникации в группе. Песочная картина была построена с единым центром, территории членов группы не выделялись, игра была подчинена одной идее, то есть дети строили совместную картину, сотрудничали. Последний сеанс изотерапии также показал, что многие дети испытывали потребность обратиться к ранее выполненным работам, пытались завершить или изменить их.
За время проведения блока изотерапии детьми было создано две картины - «Зима» и «Лето». Если «зимняя» картина была разделена детьми на две части (мальчики и девочки), все лошади бежали в разные стороны, как бы убегая друг от друга, фон был жирным, неаккуратным, то «летняя» картина создавалась общими усилиями в доброжелательной обстановке. Наклеивая животных на «летний» фон, дети спонтанно сочиняли истории про них. Звери на картине уже взаимодействовали друг с другом. Например, Оля и Петя наклеили своих животных так, чтобы они (волк и медведь) целовались. Направление взглядов животных устремлено к центру, виден единый сюжет картины.
В конце этого занятия мы вывесили рядом две картины и попросили детей рассказать, какая картина им нравится больше и почему. И дети сами увидели позитивную разницу. В этом мы находим положительный психотерапевтический эффект нашей программы, особенно для тех детей, которые испытывали эмоциональный дискомфорт в коллективе.

Екатерина Щитова
Арт-терапевтическое занятие «Сила творчества» (арт-терапия как метод формирования стрессоустойчивости в подростковой среде)

В настоящее время все больше людей во всем мире испытывают стресс . Это связано с большими эмоциональными нагрузками, которые возникают при разных жизненных ситуациях. Стресс испытывают разные возрастные группы : дети, начиная с дошкольного возраста, школьники, студенты и люди более старшего возраста.

Одна из причин стресса у детей – ожидание наказания со стороны родителей за различные провинности и плохую успеваемость в школе.

Подростки и молодежь подвергается стрессу по разным причинам . Это могут быть стрессовые состояния , связанные со сдачей экзаменов, проблемы взаимоотношений в семье, со сверстниками, трудности в учебе и др. Личностные особенности, такие как низкая самооценка, неуверенность в себе, страх неудачи, неуверенность в своем будущем также являются причинами стресса в подростковой среде .

В настоящее время в психологии все больше и больше внимания уделяется различным методам арт-терапии , которые служат для успешного преодоления стрессовых ситуаций и формирования стрессоустойчивости .

С английского языка «арт-терапия » переводится как «лечение, основанное на занятиях художественным (изобразительным) творчеством… ». Однако на практике арт-терапия далеко не всегда связана с лечением в строгом медицинском смысле слова. Существует много примеров применения арт-терапии как средства психической гармонизации и развития человека, как пути к разрешению социальных конфликтов.

Практически каждый человек (независимо от своего возраста, культурного опыта и социального положения) может участвовать в арт-терапевтической работе , которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Поэтому арт-терапия практически не имеет ограничений в использовании.

Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у подростков положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. Арт-терапия является обращением к внутреннему личностному, жизненному опыту.

Благодаря арт-терапии можно избавиться от негативных мыслей, которые блокируют способности нашего тела, освободиться от вызывающих стресс эмоций . Как только негативные эмоции становятся доступными для направленной визуализации, появляется возможность избавиться от них, выразив их в рисунке, скульптуре или коллаже.

Арт-терапия является мощным инструментом в работе со стрессовыми ситуациями и выхода из них. С ее помощью человек высвобождает свои эмоции и тем самым снимает напряжение. Одним из важных ресурсных состояний человека является уверенность в своих силах , что приводит к спокойствию и концентрации мыслей при выполнении поставленных жизненных целей. При формировании стрессоустойчивости появляется уверенность в собственных ресурсах, повышается самооценка и восстанавливается внутренняя гармония человека, что приводит к удовлетворению жизни и развитию личности .

Арт-терапевтическое занятие «Сила творчества » .

Целевая аудитория : подростки

Количество человек : 10-12 человек.

Возраст :14-16 лет.

Цель – формирование стрессоустойчивости в подростковой среде , гармонизация развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания.

План занятия :

1. Подготовительное упражнение – «Раскрась картинку» (20 мин) .

2. Основные упражнения – «Выражаем тревогу» , «Рисование обеими руками» (45 мин) .

3. Заключительное упражнение – «Мой портрет в лучах солнца» (15 мин) .

Материалы : альбом или бумага для рисования; кисточки, краски, цветные карандаши; CD диски, магнитофон.

В первом упражнении участники занятия раскрашивают картинки. Данное задание – подготовительное. Целью подготовительного упражнения является : настроить ребят на занятие , создать благоприятную атмосферу для работы.

Участники сами выбирают то изобразительное средство , которым они хотят работать. По выбранной цветовой гамме можно судить об эмоциональном состоянии человека на данный момент. Рисунки чаще всего носят абстрактный характер, что способствует проявлению фантазии.

Основные упражнения самые длительные по времени. Они соответствуют целям и задачам занятия :

Упражнение «Выражаем тревогу» :

Участникам занятия предлагается занять удобную , расслабляющую позу;

найти в себе ощущение тревоги; определить, где она локализуется : в животе, лице, голове, ногах; взять цветные карандаши; субдоминантной рукой (не той рукой, которой участник занимается трудовой деятельностью) выплеснуть из себя тревогу и перенести ее на бумагу.

Упражнение «Рисование обеими руками» .

Участники выполняют рисунок обеими руками. Это упражнение позволяет активизировать обе руки и оба полушария головного мозга, помогает освободиться от ненужных тоскливых, тревожных мыслей, успокаивает нервы.

Целью заключительного упражнения является завершение занятия . Оно обычно короткое по времени и легкое в исполнении.

Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» .

Участники рисуют солнце, в центре солнечного круга пишут свое имя или рисуют свой портрет. Затем рисуют лучи и вдоль лучей пишут свои достоинства, все хорошее, что о себе знают. Необходимо постараться, чтобы лучей было как можно больше.

Библиографический список.

1. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми : Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми /М. В. Киселева. – СПб.: Речь, 2007. – 160 с.

2. Копытин А. И. Практикум по арт-терапии / А . И. Копытин. - СПб : Питер, 2001. – 448с.

3. Копытин А. И. Руководство по групповой арт-терапии / А . И. Копытин. – СПб : Речь, 2003. – 320с.

4. Логинова О. И. Как справиться со стрессом ? / О. И. Логинова // [Электронный ресурс] / Режим доступа : www.olga2901l.narod.ru

5. Мардер Л. Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми / Л . Д. Мардер. – М.: Генезис, 2007. – 143с.

6. Ульямс Х. «Говорящий» рисунок, или как познать свое глубинное «Я» / Х. Ульямс. – М.: АСТ : Астрель , 2007. – 205 с.

Арт-вечеринки полюбились многим нашим заказчикам, поэтому с каждым годом появляется все больше различных вариантов проведения такого творческого мероприятия.

Суть в том, что каждый гость за 2 часа пишет собственную картину на холсте. Удивительно, но ведущим удается создать такую атмосферу, при которой яркий шедевр получается абсолютно у всех участников. Даже если вы не брали в руки кисть со школьной скамьи, за короткий промежуток времени сумеете нарисовать картину, которая удивит вас и ваших родных.

Повторять пошаговые инструкции художника не так сложно. Участники отмечают, что, несмотря на то, что все рисуют одинаковый сюжет, простор для творчества все-таки есть. Если поставить все работы рядом, выясняется, что каждому художнику удалось выразить свои чувства размашистостью мазков, яркостью или приглушенностью палитры и т.д.

Сюжетов бесконечно много. Вы можете выбрать из готовых работ или предложить свою тему:

Где можно рисовать?

В кафе и небольших ресторанах (вам предложат на выбор несколько адресов в центре Москвы)
в парках или на открытых площадках баз отдыха
в офисе или на свежем воздухе рядом с офисом
в лофте, шатре, в здании выставочного комплекса и т.д.

4 варианта арт-вечеринок:

Арт-вечеринка на свежем воздухе (Artistnight OpenAir)
от 1500 рублей на одного участника

Естественно, такое мероприятие можно организовать только в сухую теплую погоду. Если у вас летом не планируется грандиозное корпоративное мероприятие, можно выбраться на такой творческий мастер-класс. Лучше для этой цели остановить свой выбор на кафе, у которого есть летняя открытая площадка. Удобно, что после рисования вы можете посидеть с коллегами или друзьями за чашкой кофе или плотно пообедать, и никуда больше перемещаться не нужно.

Арт-терапия (Artistnight Art — Therapy)
от 1800 рублей на одного участника

Тут уже появляется дополнительный ведущий — арт-терапевт. Чем именно занимается такой специалист, можно почитать на специальных сайтах. Суть в том, что в результате занятия вы разбудите творческую энергию, отвлечетесь от суеты, освободитесь от негатива и стресса.

Вечеринка проходит еще более эмоционально, так как арт-терапевт в паре с художником создают особую творческую атмосферу, что помогает быстрее раскрепоститься.

Живопись + дегустация вин (Artistnight Degustation)
от 2000 рублей на одного участника

Необычный, но уже очень популярный формат. На мероприятии присутствует сомелье, который во время создания вами картин на холсте рассказывает интересные факты о винах, учит читать винную карту, пользоваться аксессуарами и правильно выбирать бокалы для каждого сорта вина.

Создание картин под живую музыку (Artistnight Music)
от 2100 рублей на одного участника

Арт-вечеринка, с музыкальным сопровождением! Художники помогут написать шедевр, а музыканты поддержат атмосферу вечера.

Это может быть кавер-группа или небольшой инструментальный дуэт. Организаторы предложат варианты.

Как сделать заказ

Свяжитесь со мной любым удобным способом. Лучше, если вы пришлете на почту письмо с данными о количестве участников, предполагаемой дате мероприятия, пожеланиями по выбору формата арт-вечеринки.


Снова Праздник

Лицо для контактов: Панасьян Ирина
Напишите мне: