Лужин и Свидригайлов в романе Ф. М
Роман "Преступление и наказание" был задуман Достоевским еще на каторге. Тогда он назывался "Пьяненькие", но постепенно замысел романа трансформировался в "психологический отчет одного преступления". в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, живой жизненный процесс, то есть логика жизни, всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию - и самую передовую, революционную, и самую преступную. Значит, делать жизнь по теории нельзя. И потому главная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию.
Раскольников окружен в романе персонажами, которые являются как бы его "двойниками": в них снижается, пародируется или оттеняется какая-либо сторона личности главного героя. Благодаря этому, роман оказывается не столько судом над преступлением, сколько (и это главное) судом над личностью, характером, психологией человека, в которых отразились черты русской действительности 60-х годов прошлого века: поиски правды, истины, героические стремления, "шатания", "заблуждения".
Родион Раскольников связан с многими людьми в произведении. Одни из них – и Свидригайлов, которые являются "двойниками" главного героя, потому что они создали теории схожие теорией о "избранных" и "тварей дрожащих". "Мы одного поля ягоды", - говорит Свидригайлов Родиону, подчёркивая их сходство. В плену ложной теории находится Свидригайлов – один из наиболее сложных образов Достоевского. Он, как и Раскольников, отверг общественную мораль и растратил свою жизнь на развлечения. Свидригайлов, виновный в смерти нескольких людей, заставил свою совесть надолго замолчать, и только встреча с Дуней разбудила в его душе какие-то чувства. Но раскаяние, в отличие от Раскольникова, пришло к нему слишком поздно. Он даже помог Соне, своей невесте, детям Катерины Ивановны, чтобы заглушить угрызения совести. Но не хватает ни времени, ни сил, чтобы справиться с собой и он пускает себе пулю в лоб.
Свидригайлов - человек без совести и чести - как бы предостережение Раскольникову, если он не послушается голоса собственной совести и захочет жить, имея на душе преступление, не искупленное страданием. Свидригайлов - самый мучительный для Раскольникова "двойник", потому что в нем раскрываются глубины нравственного падения человека, из-за душевной опустошенности пошедшего по пути преступлений. Свидригайлов - это своеобразный "черный человек", который все время тревожит Раскольникова, который убеждает его, что они "одного поля ягоды", и с которым поэтому особенно отчаянно борется герой.
Свидригайлов – зажиточный помещик, ведет праздный образ жизни. Свидригайлов человека и гражданина в себе уничтожил. Отсюда у него цинизм, с которым он формулирует суть раскольниковской идеи, освободив себя от смятения Родиона, оставшись пребывать в безграничном сладострастии. Но, наткнувшись на препятствие, кончает жизнь самоубийством. Смерть для него – освобождение от всех преград, от "вопросов человека и гражданина". Это и есть результат идеи, в котором хотел убедиться Раскольников.
Другим "двойником" Родиона Раскольникова является Лужин. Он – герой, преуспевающий и ничем не стесняющий себя. Лужин вызывает отвращение и ненависть Раскольникова, хотя он признает нечто общее в их жизненном принципе спокойного переступания через преграды, и это обстоятельство еще больше терзает совестливого Раскольникова.
Лужин - деловой человек со своими "экономическими теориями". В этой теории он оправдывает эксплуатацию человека, и она построена на выгоде и расчете, она отличается от теории Раскольникова бескорыстием помыслов. И хотя теории и одного и другого приводят к мысли, что можно "проливать кровь по совести", мотивы Раскольникова благородны, выстраданы сердцем, им движет не просто расчет, а заблуждение, "помрачение ума".
Лужин - прямолинейно-примитивный человек. Он - сниженный, почти комический двойник, по сравнению с Свидригайловым. В прошлом веке умы многих людей были подвластны теории "наполеонизма" - возможность сильной личности повелевать над судьбами других людей. Пленником этой идеи и стал герой романа Родион Раскольников. Автор произведения, желая изобразить безнравственную идею главного героя, показывает её утопический результат на образах "двойниках" - Свидригайлова и Лужина. Установление социальной справедливости насильственным путём Раскольников объясняет как "кровь по совести". Писатель дальше развил эту теорию. Свидригайлов и Лужин исчерпали идею отказа от "принципов" и "идеалов" до конца. Один потерял ориентиры между добром и злом, другой проповедует личную выгоду - всё это логическое завершение мыслей Раскольникова. Не зря на себялюбивые рассуждения Лужина Родион отвечает: "Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать".
В своем произведении "Преступление и наказание", Достоевский убеждает нас в том, что не всегда борьба добра и зла в душе человека оканчивается победой добродетели. Через страдания люди идут к преображению и очищению, это мы видим на образах Лужина и особенно Свидригайлова.
Лужин и Свидригайлов
Лужин и Свидригайлов в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" Роман "Преступление и наказание" был задуман Достоевским еще на каторге. Тогда он назывался "Пьяненькие", но постепенно замысел романа трансформировался в "психологический отчет одного преступления". Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, живой жизненный процесс, то есть логика жизни, всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию - и самую передовую, революционную, и самую преступную. Значит, делать жизнь по теории нельзя. И потому главная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию.
Раскольников окружен в романе персонажами, которые являются как бы его "двойниками": в них снижается, пародируется или оттеняется какая-либо сторона личности главного героя. Благодаря этому, роман оказывается не столько судом над преступлением, сколько (и это главное) судом над личностью, характером, психологией человека, в которых отразились черты русской действительности 60-х годов прошлого века: поиски правды, истины, героические стремления, "шатания", "заблуждения".
Родион Раскольников связан с многими людьми в произведении. Одни из них –Лужин и Свидригайлов, которые являются "двойниками" главного героя, потому что они создали теории схожие теорией о "избранных" и "тварей дрожащих". "Мы одного поля ягоды", - говорит Свидригайлов Родиону, подчёркивая их сходство. В плену ложной теории находится Свидригайлов–один из наиболее сложных образов Достоевского. Он, как и Раскольников, отверг общественную мораль и растратил свою жизнь на развлечения. Свидригайлов, виновный в смерти нескольких людей, заставил свою совесть надолго замолчать, и только встреча с Дуней разбудила в его душе какие-то чувства. Но раскаяние, в отличие от Раскольникова, пришло к нему слишком поздно. Он даже помог Соне, своей невесте, детям Катерины Ивановны, чтобы заглушить угрызения совести. Но не хватает ни времени, ни сил, чтобы справиться с собой и он пускает себе пулю в лоб.
Свидригайлов - человек без совести и чести -как бы предостережение Раскольникову, если он не послушается голоса собственной совести и захочет жить, имея на душе преступление, не искупленное страданием. Свидригайлов-самый мучительный для Раскольникова "двойник", потому что в нем раскрываются глубины нравственного падения человека, из-за душевной опустошенности пошедшего по пути преступлений. Свидригайлов-это своеобразный "черный человек", который все время тревожит Раскольникова, который убеждает его, что они "одного поля ягоды", и с которым поэтому особенно отчаянно борется герой.
Свидригайлов –зажиточный помещик, ведет праздный образ жизни. Свидригайлов человека и гражданина в себе уничтожил. Отсюда у него цинизм, с которым он формулирует суть раскольниковской идеи, освободив себя от смятения Родиона, оставшись пребывать в безграничном сладострастии. Но, наткнувшись на препятствие, кончает жизнь самоубийством. Смерть для него–освобождение от всех преград, от "вопросов человека и гражданина". Это и есть результат идеи, в котором хотел убедиться Раскольников.
Другим "двойником" Родиона Раскольникова является Лужин. Он –герой, преуспевающий и ничем не стесняющий себя. Лужин вызывает отвращение и ненависть Раскольникова, хотя он признает нечто общее в их жизненном принципе спокойного переступания через преграды, и это обстоятельство еще больше терзает совестливого Раскольникова.
Лужин - деловой человек со своими "экономическими теориями". В этой теории он оправдывает эксплуатацию человека, и она построена на выгоде и расчете, она отличается от теории Раскольникова бескорыстием помыслов. И хотя теории и одного и другого приводят к мысли, что можно "проливать кровь по совести", мотивы Раскольникова благородны, выстраданы сердцем, им движет не просто расчет, а заблуждение, "помрачение ума".
Лужин - прямолинейно-примитивный человек. Он - сниженный, почти комический двойник, по сравнению с Свидригайловым. В прошлом веке умы многих людей были подвластны теории "наполеонизма" - возможность сильной личности повелевать над судьбами других людей. Пленником этой идеи и стал герой романа Родион Раскольников. Автор произведения, желая изобразить безнравственную идею главного героя, показывает её утопический результат на образах "двойниках" Свидригайлова и Лужина. Установление социальной справедливости насильственным путём Раскольников объясняет как "кровь по совести". Писатель дальше развил эту теорию. Свидригайлов и Лужин исчерпали идею отказа от "принципов" и "идеалов" до конца. Один потерял ориентиры между добром и злом, другой проповедует личную выгоду - всё это логическое завершение мыслей Раскольникова. Не зря на себялюбивые рассуждения Лужина Родион отвечает: "Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать".
В своем произведении "Преступление и наказание", Достоевский убеждает нас в том, что не всегда борьба добра и зла в душе человека оканчивается победой добродетели. Через страдания люди идут к преображению и очищению, это мы видим на образах Лужина и особенно Свидригайлова.
Роман "Преступление и наказание" был задуман Достоевским еще на каторге. Тогда он назывался "Пьяненькие", но постепенно замысел романа трансформировался в "психологический отчет одного преступления".
Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, живой жизненный процесс, то есть логика жизни, всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию - и самую передовую, революционную, и самую преступную. Значит, делать жизнь по теории нельзя. И потому главная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию.
Раскольников окружен в романе персонажами, которые являются как бы его "двойниками": в них снижается, пародируется или оттеняется какая-либо сторона личности главного героя. Благодаря этому, роман оказывается не столько судом над преступлением, сколько (и это главное) судом над личностью, характером, психологией человека, в которых отразились черты русской действительности 60-х годов прошлого века: поиски правды, истины, героические стремления, "шатания", "заблуждения".
Родион Раскольников связан с многими людьми в произведении. Одни из них - Лужин и Свидригайлов, которые являются "двойниками" главного героя, потому что они создали теории схожие теорией о "избранных" и "тварей дрожащих". "Мы одного поля ягоды", - говорит Свидригайлов Родиону, подчёркивая их сходство.
В плену ложной теории находится Свидригайлов - один из наиболее сложных образов Достоевского. Он, как и Раскольников, отверг общественную мораль и растратил свою жизнь на развлечения. Свидригайлов, виновный в смерти нескольких людей, заставил свою совесть надолго замолчать, и только встреча с Дуней разбудила в его душе какие-то чувства. Но раскаяние, в отличие от Раскольникова, пришло к нему слишком поздно. Он даже помог Соне, своей невесте, детям Катерины Ивановны, чтобы заглушить угрызения совести. Но не хватает ни времени, ни сил, чтобы справиться с собой и он пускает себе пулю в лоб.
Свидригайлов - человек без совести и чести - как бы предостережение Раскольникову, если он не послушается голоса собственной совести и захочет жить, имея на душе преступление, не искупленное страданием. Свидригайлов - самый мучительный для Раскольникова "двойник", потому что в нем раскрываются глубины нравственного падения человека, из-за душевной опустошенности пошедшего по пути преступлений. Свидригайлов - это своеобразный "черный человек", который все время тревожит Раскольникова, который убеждает его, что они "одного поля ягоды", и с которым поэтому особенно отчаянно борется герой.
Свидригайлов - зажиточный помещик, ведет праздный образ жизни. Свидригайлов человека и гражданина в себе уничтожил. Отсюда у него цинизм, с которым он формулирует суть раскольниковской идеи, освободив себя от смятения Родиона, оставшись пребывать в безграничном сладострастии. Но, наткнувшись на препятствие, кончает жизнь самоубийством. Смерть для него - освобождение от всех преград, от "вопросов человека и гражданина". Это и есть результат идеи, в котором хотел убедиться Раскольников.
Другим "двойником" Родиона Раскольникова является Лужин. Он - герой, преуспевающий и ничем не стесняющий себя. Лужин вызывает отвращение и ненависть Раскольникова, хотя он признает нечто общее в их жизненном принципе спокойного переступания через преграды, и это обстоятельство еще больше терзает совестливого Раскольникова. Лужин - деловой человек со своими "экономическими теориями". В этой теории он оправдывает эксплуатацию человека, и она построена на выгоде и расчете, она отличается от теории Раскольникова бескорыстием помыслов. И хотя теории и одного и другого приводят к мысли, что можно "проливать кровь по совести", мотивы Раскольникова благородны, выстраданы сердцем, им движет не просто расчет, а заблуждение, "помрачение ума".
Лужин - прямолинейно-примитивный человек. Он - сниженный, почти комический двойник, по сравнению с Свидригайловым. В прошлом веке умы многих людей были подвластны теории "наполеонизма" - возможность сильной личности повелевать над судьбами других людей. Пленником этой идеи и стал герой романа Родион Раскольников. Автор произведения, желая изобразить безнравственную идею главного героя, показывает её утопический результат на образах "двойниках" - Свидригайлова и Лужина. Установление социальной справедливости насильственным путём Раскольников объясняет как "кровь по совести". Писатель дальше развил эту теорию. Свидригайлов и Лужин исчерпали идею отказа от "принципов" и "идеалов" до конца. Один потерял ориентиры между добром и злом, другой проповедует личную выгоду - всё это логическое завершение мыслей Раскольникова. Не зря на себялюбивые рассуждения Лужена Родион отвечает: "Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать".
В своем произведении "Преступление и наказание", Достоевский убеждает нас в том, что не всегда борьба добра и зла в душе человека оканчивается победой добродетели. Через страдания люди идут к преображению и очищению, это мы видим на образах Лужина и особенно Свидригайл
Многих своих работах в «Преступлении и наказании» автор ставит вопрос: может ли человек совершить зло, и не быть наказанным? Имеет ли он право решать судьбы других людей, считать себя «сверхчеловеком»? Помимо Раскольникова, ответ на этот вопрос получили Лужин и Свидригайлов. По ходу чтения романа создается впечатление, что Лужин родился подлецом. Он не признает существование нравственности. ...
Встает целый ряд требующих разрешения вопросов: Что заставило Свидригайлова подавить в себе страх смерти? Почему он застрелился? В чем смысл его самоубийства? Почему он "раскусил" свою жизнь "как орех"? В черновиках Достоевский отметил: "Ни энтузиазма, ни идеала". Прекрасно понимая, что приходит в Россию с развитием капиталистических отношений, он делает вывод: "все на свете ложь, да ведь так...
В этом. Остается лишь надежда на то, что он сможет преодолеть все страдания и не отказаться от свободно выбранной возможности искупления. Заключение. Свобода, безусловно, занимает важнейшее место в творчестве Достоевского. В своих произведениях он попытался показать, что каждый человек достоин свободы, и никто не в праве решать его этой возможности. ...
Направить по ней. Именно эти две линии: развенчание теорий, ставящих одного человека выше других, и утверждение приоритета христианских заповедей и моральных устоев - основные в романе “Преступление и наказание”. И их утверждению подчинены сюжет, система образов, композиция произведения. В основе сюжета романа лежит реальный факт - убийство, совершенное молодым человеком не из-за денег, а под...
Идея романа «Преступление и наказание» появилась у Федора Достоевского еще во времена его пребывания на каторге. Рабочим названием было «Пьяненькие». Но потом сюжет перешел в морально-психологическое русло, и замысел произведения превратился в «психологический отчет одного преступления».
Главная проблема в романе – столкновение теории и реалий жизни. Писатель показывает нам, что какой бы ни была теория: революционной или преступной, она все равно терпит поражение, сталкиваясь с логикой жизни.
Центральный герой – , бедный, жаждущий справедливости молодой человек. Он – яркая незаурядная личность. Высоко ценя свой ум, Раскольников высокомерен и не хочет мириться со своим жалким нищим существованием. В его сознании зарождается страшная теория о том, что люди делятся на две категории: на людей «маленьких», ничего не значащих «тварей дрожащих» и на людей «Наполеонов», которые на все имеют право. Юноша задает себе вопрос: тварь ли он дрожащая или право имеет? Для того, чтобы проверить теорию, он решается на преступление.
В романе есть моральные двойники Раскольникова – это Лужин и Свидригайлов. Они нужны для полного раскрытия образа главного героя. На первый взгляд, между этими тремя персонажами мало общего, но есть одна важная сближающая их деталь – у всех есть своя теория.
Сравнивая Лужина и Свидригайлова, можно сказать, что более яркой личностью является . Он – преступник, пренебрегающий общественной моралью. Давно переступив кровавую грань, Свидригайлов следует гедонистической философии – жить в свое удовольствие.
Если углубиться в его психологию, то можно увидеть в нем человека разочарованного, который не верить ни в ад, ни в рай. А значит, считает Свидригайлов, зачем стараться жить правильно?
Герой живет ради низменных наслаждений, хотя в его душе было много нераскрытых сил и возможностей.
Согласно теории Свидригайлова любое зло можно оправдать высокой «благой» целью. В это и есть схожесть теорий Свидригайлова и Раскольникова. Однако зрелый герой осознает, что зачастую этой «благой» целью есть его личный интерес, а молодой герой пытается убедить себя, что действует во имя общественного блага. Свидригайлов сразу понимает, что они одного поля ягоды. А Раскольникову необходимо время, чтобы признать эту схожесть.
Лужин ближе по возрасту и социальному положению Свидригайлову, чем Раскольникову. Он успешный юрист 45 лет. Но и он, как и Свидригайлов, - моральный двойник главного героя. У него тоже есть своя теория, которая состоит в разумном эгоизме.
В отличие от Свидригайлова и Раскольникова, – «маленький человек», не обладающий интуицией, зацикленный на выгоде. Он не способен ни на большое добро, ни на большое зло. Поэтому Лужин – мелкий преступник. Его преступление состоит в обвинении невинной девушки в краже.
Свидригайлов и Лужин – разные стороны главного героя.
Главный герой одного из самых психологических произведений русской литературы, романа «Преступление и наказание», носит имя Родион Раскольников. Он не похож на других, хлопоты обычных людей ему чужды.
Федор Михайлович Достоевский на страницах своего произведения знакомит нас со своеобразным двойником Родиона Романовича - Аркадием Ивановичем Свидригайловым. Этот герой заявляет о своем сходстве с Раскольниковым.
А действительно ли похожи Раскольников и Свидригайлов? поможет ответить на этот вопрос.
Внешность Раскольникова и Свидригайлова
Сравнительная характеристика Раскольникова и Свидригайлова невозможна без этих героев.
Они совершенно не похожи друг на друга. Родион Раскольников - статный молодой человек с темными глазами и волосами Свидригайлов - мужчина примерно пятидесяти лет, широкоплечий, голубоглазый блондин с алыми губами.
Ориентиры и идеалы героев
Совершенно разными путями по жизни идут Раскольников и Свидригайлов. Сравнительная характеристика (сочинение каждого школьника обязательно содержит этот момент) невозможна без оценки того, какой образ жизни ведут герои. Раскольников - очень неглупый молодой человек, когда-то он учился. Аркадий Свидригайлов ведет разгульную жизнь, пьянствует.
Их, несомненно, объединяет то, что оба персонажа не принимают окружающую действительность, правда выказывают они это неприятие по-разному. Родион погружается в разработку теории, а Аркадий ищет истину в вине, распутничает.
Уникальность героев
Раскольников и Свидригайлов (сравнительная характеристика героев всегда отмечает этот момент) считают себя уникальными, неповторимыми. Раскольников старался подтвердить ту теорию, которую сам разработал, а Свидригайлов просто был убежден в своей неповторимости.
Однако, какой бы ужасный поступок ни совершил Родион, читатель невольно проникается сочувствием к нему. Возможно, это вызвано тем, что Достоевский очень хорошо знакомит нас с главного героя, погружает в его мысли, чувства.
Свидригайлов в своих поступках более меркантилен, он остается для читателя отталкивающим и загадочным.
Сравнительная характеристика Раскольникова и Свидригайлова должна содержать момент, который указывает на сходство героев, а именно - на их убежденность в том, что поступки необыкновенных людей могут оставаться безнаказанными.
Теория, которую разработал Раскольников, отменяет нравственные устои и оправдывает не только преступление Родиона, но и безнравственность Свидригайлова.
Тем не менее оба героя приходят к раскаянию, Родион признает свое преступление и несет наказание, Аркадий лишает себя жизни.
Раскольников и Свидригайлов. Сравнительная характеристика. Сходство героев
Итак, поговорим о том, что объединяет героев, кроме веры в собственную исключительность.
Раскольников и Свидригайлов, так или иначе, явились причиной смерти людей. Раскольников лишил жизни старуху-процентщицу, которую, согласно своей теории, считал «тварью дрожащей». Аркадий Свидригайлов тоже был виновен в гибели нескольких людей, считая, что подобные злодеяния обязательно сойдут ему с рук. Он был виновен в смерти 14-летней девочки, лакея Филиппа, собственной жены. Свидригайлов не разрабатывал теорию, он просто жил с убеждением о вседозволенности.
Раскольников и Свидригайлов (сравнительная характеристика не может не отразить этот момент) совершают и добрые поступки. Родион помогает Катерине Ивановне с детьми. Он способен проникнуться человеческой бедой. Аркадий оказывает помощь дочери Катерины Ивановны, Соне.
Свидригайлов и Раскольников в конце произведения осознают собственную вину. Аркадий Иванович заканчивает жизнь самоубийством, а Родион, узнав о его смерти, признается в преступлении.
Оказывается, эти герои действительно имеют много общего. Различия героев можно представить в виде таблицы.
Раскольников и Свидригайлов: сравнительная характеристика (таблица)
Родион Раскольников | Аркадий Свидригайлов |
Внешность |
|
Стройный кареглазый молодой человек с темно-русыми волосами. | Голубоглазый блондин с алыми губами, широкоплечий мужчина около 50 лет. |
Ориентиры и идеалы, образ жизни | |
Живет замкнуто, разрабатывает теорию об уникальной личности, склонен к философствованию. | Ведет разгульный образ жизни, просто верит в свою неповторимость. |
Особенности характера |
|
Твердость в намерениях, желание произвести впечатление на окружающих своей теорией, ставит себя выше других людей. | Двойственный характер, тяга к удовольствиям. |
Отношение читателя к героям |
|
Вызывает симпатию. | Производит отталкивающее впечатление. |
Итак, делая вывод из всего вышесказанного, можно сказать, что Раскольников и Свидригайлов имеют разные характеры, они отличаются друг от друга по темпераменту, образу жизни. Однако внутренние убеждения героев весьма схожи. Раскольников разрабатывает теорию о том, что уникальной личности дозволено все, а Свидригайлов ведет образ жизни, подтверждающий эту теорию.