Шесть советов тем, кто получил повестку на допрос в налоговую. Получил из налоговой уведомление о вызове на допрос в качестве свидетеля

Вопрос

Нами получено уведомление о вызове налогоплательщика (ген. директора) в МИФНС для допроса в качестве свидетеля. Причина вызова не указана.
Есть ли для налоговой инспекции какая-то инструкция или регламент проведения допроса?
Какие права даны налоговой инспекции во время проведения допроса?
Какие права есть у нашего руководителя во время такого допроса?

Ответ

Налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей физических лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, значимые для проведения налогового контроля (пп. 12 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Результаты допросов являются доказательствами по делам о налоговых правонарушениях (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.05.2006 N А56-17758/2005).

Для дачи свидетельских показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому предположительно могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 90 НК РФ).

Вероятность того, что лицо может обладать необходимой информацией, налоговики оценивают самостоятельно. И обосновывать свои выводы они не должны.

Поэтому отказаться от дачи свидетельских показаний на том основании, что вы ничего не знаете, не получится.

Лица, которые не могут быть допрошены в качестве свидетеля, указаны в п. 2 ст. 90 НК РФ. Они подразделяются на две категории.

  1. Лица, которые в силу возраста либо имеющихся у них физических или психических недостатков не могут правильно воспринимать обстоятельства, интересующие налоговиков.

К ним могут быть отнесены:

— дети в возрасте до 14 лет (пп. 1 п. 2 ст. 90, п. 1 ст. 11 НК РФ, п. 1 ст. 28 ГК РФ);

— глухие, слепые, глухонемые;

— психически нездоровые лица. Причем независимо от того, признаны они судом недееспособными на основании п. 1 ст. 29 ГК РФ или нет.

В то же время заметим, что пп. 1 п. 2 ст. 90 НК РФ позволяет допросить указанных лиц, если их возраст или имеющиеся недостатки не повлияли на восприятие ими значимых для проверяющих обстоятельств.

  1. Лица, которые в силу специфики своей профессиональной деятельности получили сведения, относящиеся к их профессиональной тайне (пп. 2 п. 2 ст. 90 НК РФ). Это, к примеру:

— адвокаты (ст. 8 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ);

— аудиторы (ст. 9 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ);

— нотариусы (ч. 2 ст. 16 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1);

— врачи (ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»);

— священнослужители (п. 7 ст. 3 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ).

Если вы принадлежите к числу указанных лиц, то в случае вызова в налоговый орган перед началом допроса вам следует заявить, что вы не можете быть допрошены на основании п. 2 ст. 90 НК РФ.

Как следует из п. 1 ст. 90 НК РФ, допрос свидетеля проводится в налоговом органе, куда и вызывается физическое лицо. Показания свидетеля могут быть получены и по месту его пребывания (п. 4 ст. 90 НК РФ):

— если физическое лицо не в состоянии явиться в налоговый орган из-за болезни, старости или инвалидности;

— в иных случаях по усмотрению должностного лица налогового органа.

Допрос проводит должностное лицо налогового органа (п. 5 ст. 90 НК РФ).

Перед началом допроса изучаются документы, которые удостоверяют личность свидетеля, а также сведения, влияющие на возможность его допроса согласно п. 2 ст. 90 НК РФ.

В отдельных судебных актах указано на необходимость записи об этом в протоколе допроса. Если такая запись отсутствует, суд может признать протокол допроса ненадлежащим доказательством.

Выясняется также, владеет ли свидетель русским языком, и решается вопрос о приглашении переводчика (п. 1 ст. 97 НК РФ).

О предупреждении свидетеля об ответственности делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля (п. 5 ст. 90 НК РФ).

Затем должностное лицо налогового органа, проводящее допрос, переходит непосредственно к постановке вопросов перед свидетелем.

Заметим, что на практике в процедуре допроса чаще всего участвуют только сотрудник налогового органа, который его проводит, и свидетель. Однако в необходимых случаях принять участие в допросе могут также специалист, переводчик (п. 1 ст. 96, п. 1 ст. 97 НК РФ).

Иногда свидетеля сопровождает на допрос его представитель (адвокат). Контролирующие органы в своих разъяснениях против присутствия последнего на допросе не возражают.

Ход и результаты допроса допрашивающий отражает в протоколе (п. 1 ст. 90, ст. 99 НК РФ).

Протокол должен быть составлен на русском языке и содержать следующие сведения (п. п. 1, 2 ст. 99 НК РФ):

1) его наименование;

2) место и дату производства допроса;

3) время начала и окончания допроса;

4) должность, Ф.И.О. лица, составившего протокол;

5) Ф.И.О. каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях — его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;

7) существенные для дела факты и обстоятельства, выявленные при допросе.

В конце допроса свидетель и все присутствующие вправе прочитать протокол допроса и внести в него замечания. Протокол подписывают все участники допроса (п. п. 3, 4 ст. 99 НК РФ).

Свидетели имеют право на возмещение понесенных в связи с явкой на допрос расходов на проезд и наем жилого помещения. Также им выплачиваются суточные (п. 1 ст. 131 НК РФ).

Выплаты производят непосредственно налоговые органы после проведения допроса (абз. 1 п. 4 ст. 131 НК РФ). Они финансируются из федерального бюджета (абз. 2 п. 4 ст. 131 НК РФ).

Порядок выплаты и размеры сумм, на которые имеют право свидетели, предусмотрены Положением о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля. Оно утверждено Постановлением Правительства РФ от 16.03.1999 N 298.

Очевидно, что участвовать в допросе, пусть и по обычной налоговой проверке, хочется далеко не всем.

Имейте в виду, что в ч. 1 ст. 128 НК РФ предусмотрена ответственность за неявку (уклонение от явки) для дачи свидетельских показаний по делу о налоговом правонарушении. Штраф установлен в размере 1000 руб.

Отметим, что привлечение к ответственности по ч. 1 ст. 128 НК РФ возможно только при наличии двух условий:

— у налоговиков есть документальное подтверждение вызова свидетеля на допрос;

— неявка свидетеля не вызвана уважительными причинами.

Но на допрос все же лучше явиться, если у вас нет уважительных причин (болезнь, командировка и т.п.), которые вы можете подтвердить документами.

На допросе вы обязаны давать показания. Если без законных оснований вы откажетесь от дачи свидетельских показаний, вам грозит ответственность в виде штрафа в размере 3000 руб. (ч. 2 ст. 128 НК РФ).

Отказаться от дачи показаний вы можете только в случаях, которые предусмотрены законодательством (п. 3 ст. 90 НК РФ). Перечислим их:

— вы не обязаны давать свидетельские показания против самого себя, своего супруга и близких родственников (ч. 1 ст. 51 Конституции РФ).

Близкими родственниками являются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки (п. 1 ст. 11 НК РФ, абз. 3 ст. 14 СК РФ, п. 4 ст. 5 УПК РФ);

— вы не обязаны выдавать свою профессиональную тайну (п. 2 ст. 90 НК РФ).

За дачу заведомо ложных показаний в рамках обычной налоговой проверки свидетеля привлечь к уголовной ответственности нельзя. Статья 307 УК РФ сформулирована так, что она применяется только в тех случаях, когда свидетель дает свои показания в суде или при проведении предварительного расследования по уголовному делу о налоговом преступлении.

В остальных случаях применяется ответственность по ст. 128 НК РФ.

Смежные вопросы:


  1. Мне нужно закрыть фирму. Прошу Вас подробно объяснить, что я должна делать.
    ✒ Вариант 1 — законная ликвидация Ликвидация подразумевает под собой прекращение деятельности компании в соответствии с законом…...

  2. Сотрудница находится в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет. Приобрела квартиру. Хочет получить вычет по НДФЛ с 2000000-00 путем перечисления денег на карточку в полной сумме. Какие…...

Вызов налогоплательщика в налоговый орган: когда это возможно?

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо , а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
Аналогичные права предоставлены должностным лицам налоговых органов ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации": налоговым органам предоставлено право получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке.
Кроме того, нормами ст. 88 НК РФ предусмотрено, что, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

К сведению. Следует отметить, что суды подтверждают право налоговых органов вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений. Так, в Постановлении ФАС ДВО от 22.08.2008 N Ф03-А51/08-2/3393 была рассмотрена следующая ситуация. Инспекция пригласила предпринимателя на заседание комиссии по легализации заработной платы для рассмотрения вопроса о несоответствии заработной платы работников предпринимателя среднеотраслевому уровню для предприятий аналогичной сферы деятельности. Кроме этого, предпринимателю предложено представить на заседание комиссии расчетно-платежные ведомости по заработной плате, трудовые договоры, расчеты по авансовым платежам по единому социальному налогу, штатное расписание. Письмом налоговый орган констатировал факт неявки предпринимателя на заседание комиссии и пригласил его в инспекцию для дачи объяснений и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ.
Полагая, что указанные письма инспекции являются требованиями, нарушающими права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель обратился в арбитражный суд с требованием о признании незаконными действий налогового органа по их выставлению. Как было установлено судом, факты приглашения предпринимателя для дачи пояснений по поводу выплаты работникам заработной платы ниже среднеотраслевого уровня и представления документов, обосновывающих выплату заработной платы, не нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку такие действия предусмотрены законом и совершены налоговым органом в рамках предоставленных ему полномочий, так как целью легализации "теневой" заработной платы является обеспечение полноты поступлений единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
С учетом изложенного ссылка предпринимателя на неправомерность вывода суда о нарушении действиями инспекции его прав и законных интересов была отклонена судом.

Явка в налоговый орган - право или обязанность налогоплательщика?

Следует отметить, что к праву налоговых органов, приведенному в пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, вызывать налогоплательщика не предусмотрена коррелирующая данному праву обязанность налогоплательщика. Обязанности налогоплательщиков приведены в ст. 23 НК РФ, и обязанность налогоплательщика являться в налоговый орган по вызову на основании письменного уведомления для дачи пояснений в данной статье прямо не поименована.
Однако, давая разъяснения по аналогичному вопросу финансисты в Письме от 09.04.2010 N 03-02-08/21 отмечают, что согласно пп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.
При этом в п. 5 ст. 23 НК РФ отмечено, что за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность согласно законодательству РФ.

Вызов по форме

Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" утверждена форма уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) (Приложение 1 к Приказу).
Уведомление содержит следующие реквизиты:
- порядковый номер;
- ссылку на пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ;
- Ф.И.О., должность сотрудника налогового органа, который вызывает налогоплательщика;
- полное и сокращенное наименования организации, ИНН/КПП или полное и сокращенное наименования организации и филиала (представительства) организации, ИНН/КПП; Ф.И.О. физического лица, ИНН (при наличии);
- наименование налогового органа, его адрес, номер комнаты; день и время вызова;
- подробное описание цели вызова налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента). Что касается данного реквизита уведомления, следует отметить, что УФНС по г. Москве, давая разъяснения по этому вопросу в Письме от 07.06.2008 N 09-14/054957, акцентирует внимание на обязанности налогового органа подробно описывать цель вызова налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента);
- подпись должностного лица налогового органа и его телефон. Что касается того, кем должно быть подписано уведомление, специалисты Минфина отмечают, что форма указанного документа не предусматривает подписи руководителя (заместителя руководителя) налогового органа в качестве обязательного реквизита и печать налогового органа. Как следует из Определения КС РФ от 04.12.2003 N 418-О, подписание требования о представлении документов не руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, а иными принимающими соответствующее решение должностными лицами налогового органа не меняет правовую природу этого акта как ненормативного, возлагающего на налогоплательщика определенные обязанности;
- в случае вручения уведомления непосредственно соответствующему лицу в нем проставляются подпись и Ф.И.О. руководителя организации (филиала, представительства) (физического лица) (представителя), наименование организации (филиала, представительства).

Порядок вручения уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента)

Что касается порядка вручения уведомления, ФНС в Письме от 01.08.2008 N ШТ-8-2/320@ "О вручении (направлении) ненормативных правовых актов и иных документов" указывает на следующее.
В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ, при этом полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ (п. 3 ст. 29 НК РФ).
Согласно пп. 9 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов.
На основании изложенного налоговые органы вручают копии ненормативных правовых актов, принятых ими в отношении налогоплательщика-организации:
- законным представителям налогоплательщика-организации, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре налогоплательщиков (ЕГРН);
- уполномоченным представителям налогоплательщика в случае наличия документального подтверждения их полномочий в соответствии с установленным порядком.
Направление ненормативных правовых актов по месту нахождения филиала (представительства) организации осуществляется налоговыми органами, в которых организация поставлена на учет:
- по месту нахождения филиала (представительства) организации;
- по месту нахождения иных обособленных подразделений организации, относящихся к конкретному филиалу (представительству) организации;
- по месту нахождения принадлежащего организации недвижимого имущества и транспортных средств, относящихся к конкретному филиалу (представительству) организации.
Направление ненормативных правовых актов по адресу места нахождения организации осуществляется налоговыми органами, в которых организация поставлена на учет:
- по месту нахождения организации;
- по месту нахождения обособленных подразделений организации и нахождения принадлежащего налогоплательщику недвижимого имущества и транспортных средств - в случае отсутствия у организации филиалов (представительств) либо в случае отсутствия информации, что обособленные подразделения, недвижимое имущество и транспортные средства относятся к конкретному филиалу (представительству) организации;
- по месту учета организации по иным основаниям, предусмотренным НК РФ, в том числе налогоплательщиков, отнесенных в соответствии со ст. 83 НК РФ к категории крупнейших.
Нахождение недвижимого имущества, транспортных средств, иного имущества на балансе филиала (представительства) организации свидетельствует о том, что эти объекты налогообложения, обособленные подразделения, образованные на базе данного имущества, относятся к конкретному филиалу (представительству) организации.
При этом налоговым органам необходимо учитывать, что направление ненормативных правовых актов и иных документов по месту жительства (месту пребывания) уполномоченного представителя налогоплательщика не является надлежащим и в этой связи не допускается.
В соответствии с п. 2 ст. 101 НК РФ о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки извещается лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
О времени и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки извещается лицо, в отношении которого проводилась эта проверка, налоговым органом по месту ее проведения.
Налоговый орган, принявший решение о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщика-организации, о времени и месте рассмотрения материалов выездной налоговой проверки извещает организацию по месту ее нахождения.
Налоговый орган, принявший решение о проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиала (представительства) налогоплательщика-организации, о времени и месте рассмотрения материалов выездной налоговой проверки извещает организацию по месту нахождения филиала (представительства).
Порядок извещения о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки распространяется на порядок вызова на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах, в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ. В аналогичном порядке налогоплательщику сообщается об обстоятельствах, предусмотренных п. 3 ст. 88 НК РФ, с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Вышеизложенное распространяется на вручение (направление) ненормативных правовых актов, извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговых проверок, вызов на основании письменного уведомления в налоговые органы, осуществление действий, предусмотренных п. 3 ст. 88 НК РФ, в отношении организаций (налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов).

Ответственность за неявку

Как было отмечено ранее, п. 5 ст. 23 НК РФ предусмотрено, что за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность согласно законодательству РФ.
Частью 1 ст. 19.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственных надзор (контроль). Так, неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей, влечет:
- для граждан - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 500 руб. до 1000 руб.;
- на должностных лиц - наложение штрафа от 1000 руб. до 2000 руб.

С 01.01.2010 обязанностей прибавилось

С 01.01.2010 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ, регулирующий порядок уплаты страховых взносов. Также данным Законом функции по администрированию указанных взносов возложены на органы контроля за уплатой страховых взносов, которыми являются ФСС в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС, и ПФР - в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
Органам контроля за уплатой страховых взносов дано право вызывать на основании письменного уведомления в органы контроля за уплатой страховых взносов плательщиков страховых взносов для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими страховых взносов либо в связи с проверкой правильности уплаты страховых взносов, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства РФ о страховых взносах (пп. 3 п. 1 ст. 29 Федерального закона N 212-ФЗ).

Обратите внимание! Приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов" утверждена форма уведомления о вызове плательщика страховых взносов (форма 7) (Приложение 11).

Подпунктом 5 п. 1 ст. 28 Федерального закона N 212-ФЗ установлено право плательщика страховых взносов представлять органам контроля за уплатой страховых взносов и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате страховых взносов, а также по актам проведенных проверок. Кроме того, плательщики страховых взносов обязаны выполнять законные требования органа контроля за уплатой страховых взносов об устранении выявленных нарушений законодательства РФ о страховых взносах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц органов контроля за уплатой страховых взносов при исполнении ими своих служебных обязанностей (пп. 5 п. 2 ст. 28 Федерального закона N 212-ФЗ).

В.А. Полянская, экономист

Допрос свидетеля в рамках налоговой проверки: как проводится и оформляется

Допросы свидетелей уже давно стали обычными мероприятиями налогового контроля для большинства инспекций. Ограничений относительно того, в каких случаях налоговики могут проводить допрос, нетподп. 12 п. 1 ст. 31 , ст. 90 НК РФ . То есть они могут допросить вас как свидетеля и в ходе выездной проверки, и в ходе камерально йПисьмо Минфина от 30.11.2011 № 03-02-07/1-411 , и в ходе встречной проверки вашего контрагента.

Таким образом, вполне может случиться так, что в один прекрасный день вас вызовут на допрос. Пугаться не стоит. Просто вам следует четко знать, как должен проходить допрос, как он оформляется и как лучше себя вести во время этой не очень приятной процедуры.

Кого налоговики могут вызвать в качестве свидетеля

Свидетелем может стать любой человек, который, по мнению налоговиков, знает что-то, имеющее значение для проверк ип. 1 ст. 90 , подп. 12 п. 1 ст. 31 НК РФ . При этом налоговики сами определяют, кто может обладать необходимыми сведениями, и не обязаны обосновывать свой выбор. На допрос могут быть вызваны руководитель вашей организации, бухгалтер, сотрудники и даже руководитель, бухгалтер и сотрудники вашего контрагента, если в рамках проверки вашей организации у налоговиков возникли какие-то сомнения.

Есть три категории лиц, которые не могут быть допрошен ып. 2 ст. 90 НК РФ :

  • лица, не достигшие 14 лет (малолетние)п. 1 ст. 11 НК РФ ; п. 1 ст. 28 ГК РФ ;
  • лица, которые в силу своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для налоговиков;
  • лица, которые в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей получили информацию, интересующую налоговый орган и относящуюся к профессиональной тайне этих лиц (например, адвока тст. 8 Закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ , аудито рст. 9 Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ , нотариу сч. 2 ст. 16 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.93 № 4462-1 ).

Как правило, ни у бухгалтера, ни у руководителя нет времени (и желания) посещать допрос. Поэтому первый вопрос, который возникает, если вызвали на допрос, - можно ли не явиться и чем это грозит?

Когда можно не явиться на допрос

За неявку или уклонение от явки для дачи свидетельских показаний вам грозит штраф в размере 1000 руб.ст. 128 НК РФ При условии что налоговики подтвердят документально, что вызывали вас на допрос, и при этом у вас не было уважительных причин не явиться.

Конечно, размер штрафа не сильно устрашает, и многие предпочитают не являться на допрос без объяснения причин. Но следует учесть, что налоговики могут направить запрос в правоохранительные органы об оказании содействия в розыске и приводе необходимого им лица. Поэтому лучше не доводить до того, когда вас начнет разыскивать полиция, и явиться добровольно.

Если вы не можете прийти на допрос, обязательно сообщите об этом в инспекцию. Если вам затруднительно добраться до ИФНС из-за болезни, старости или инвалидности, налоговики могут сами к вам прийт ип. 4 ст. 90 НК РФ .

Кроме того, по усмотрению налоговиков уважительными причинами неявки на допрос могут быть признаны и другие причины. Например, если вас вызвали в инспекцию, расположенную в другом регионе. В этом случае проверяющие могут пойти навстречу и разрешить вам дать показания в налоговом органе по месту пребывания (жительства). Однако они не обязаны этого делат ьПисьмо Минфина от 13.05.2011 № 03-02-08/55 . Поэтому может случиться так, что вам придется ехать на допрос в другой город.

Но унывать не стоит. Вы имеете право на выплату суточных и на возмещение расходов, связанных с проездом до места допроса и проживанием (если нет возможности вернуться в тот же день)п. 1 ст. 131 НК РФ . Эти расходы финансируются из федерального бюджета и оплачиваются после проведения допрос ап. 4 ст. 131 НК РФ ; Постановление Правительства от 16.03.99 № 298 . Кроме того, за время отсутствия на работе в связи с явкой в налоговый орган заработная плата по основному месту работы за вами сохраняетс яст. 170 ТК РФ .

В общем, если налоговики решили вас допросить, то они найдут способы это сделать. В ваших же интересах - явиться на допрос или хотя бы своевременно сообщить о причинах неявки.

Когда можно отказаться от дачи показаний

На допросе от дачи свидетельских показаний можно отказаться на вполне законных основания хп. 3 ст. 90 НК РФ . Например, вы не обязаны свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников (родители, дети, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки)п. 1 ст. 51 Конституции РФ ; ст. 14 Семейного кодекса РФ .

Очень часто на право не свидетельствовать против самого себя ссылается руководитель организации, в отношении которой проводятся мероприятия налогового контроля. Однако в такой ситуации налоговики проводят допрос в отношении финансово-хозяйственной деятельности руководимой им организации, а не его самого. Поэтому это не основание для отказа. Другое дело, если свидетель - предприниматель и его вызвали в качестве свидетеля по проверке в отношении него ж еПостановление ФАС ЗСО от 05.05.2010 № А70-8124/2009 . Он может отказаться от дачи показаний.

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ

Если на допрос вызвали руководителя проверяемой организации, то он не сможет отказаться от дачи свидетельских показаний, ссылаясь на то, что он не хочет свидетельствовать против самого себя.

Отказаться от дачи свидетельских показаний, основываясь на том, что вам ничего не известно, тоже не получится. Налоговики сами определяют необходимость привлечения вас как свидетеля, и, если они посчитали, что вы можете им что-то сообщить, вам лучше явиться. В этом случае можно просто отвечать «не знаю», «не помню», «не уверен» и так далее. Это уже не будет считаться отказом.

При этом неправомерный отказ от дачи показаний приравнивается к даче заведомо ложных показаний и грозит штрафом в 3000 руб.ст. 128 НК РФ

Если у вас нет оснований для неявки на допрос, но есть основания для отказа от дачи показаний - идите в ИФНС и там отказывайтесь. Однако, как видим, причин не так уж и много. Поэтому, скорее всего, свидетельствовать все же придется. В этом случае лучше заранее продумать свою позицию и подготовиться. Например, законспектировать информацию, которая может заинтересовать налоговиков, чтобы не запутаться.

Как проходит допрос

Допрос может проводить любое должностное лицо налогового органа, а не только инспектор, который проводит проверк уп. 5 ст. 90 НК РФ ; Постановление ФАС МО от 01.07.2008 № КА-А40/5692-08 . Результаты допроса оформляются протоколо мПостановление ФАС СКО от 19.06.2006 № Ф08-2677/2006-1112А .

Оформлением протокола занимается инспектор. От вас требуется:

  • проверить сведения о себе и расписаться под ними;
  • расписаться в том, что вы ознакомлены со своими правами и обязанностями, в частности об ответственности за отказ от дачи показаний или дачу ложных показаний;
  • внимательно прочитать протокол по окончании допроса и, если вы с чем-то не согласны и у вас есть замечания, указать на них в протоколе;
  • подписать сам протокол.

Все присутствующие (инспектор, переводчики и другие лица) также должны расписаться. Если в ходе допроса использовались какие-либо документы или материалы (например, фотографии или видеозаписи), независимо от того, кто их предъявлял, они должны быть приложены к протоколу.

Выдать вам копию протокола налоговики могут, но не обязаны.

Доказательную силу имеет только допрос, оформленный протоколом. Объяснительные записки, опросы устные и письменные не могут являться доказательством правонарушения, так как от них можно отказаться. Также не имеет доказательной силы информация, сообщенная налоговикам по телефон у

Вызов в инспекцию налогоплательщика четкими правилами не регламентирован.Подпункт 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ не содержит закрытый перечень случаев вызова, что толкуется налоговыми органами как основание применять эту норму практически по любому поводу. Попробуем разобраться, насколько правомерен и обоснован бывает вызов налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

Унифицированная форма по КНД 1165009 «Уведомление о вызове в налоговый орган», используемая обычно при такой процедуре, предполагает «подробное описание оснований для вызова» (см. приложение N 2 к приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@).

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ основания для вызова налогоплательщика ограничены кругом вопросов, по которым могут быть даны пояснения, а именно: уплата (удержание, перечисление) налогов и сборов, налоговая проверка, а также иные вопросы, связанные с исполнением налогоплательщика законодательства о налогах и сборах .

Поскольку законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах (пункт 1 статьи 1 НК РФ), то, следовательно, основания для вызова в налоговый орган должны быть связаны исключительно с исполнением Налогового кодекса РФ и соответствующих федеральных законов, касающихся налогообложения.

Между тем на практике встречаются вполне неправомерные основания.

«Информационный ресурс»: пример нарушения № 1

Пример № 1. Выдержка из реального уведомления (наименование организаций изменено):
« Согласно информационного ресурса налогового органа установлено, что ООО "Ромашка" в 2016 г. было произведено отчуждение имущества.

Необходимо представить пояснения по вопросу отражения доходов от реализации в налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2016 г. в разделе 2.1.1 по строкам 110 - 113 "Сумма полученных доходов за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев, налоговый период"».

Оставим за скобками синтаксическую ошибку (норма русского языка требует употребления дательного падежа в конструкции с предлогом «согласно»), и рассмотрим цитату из уведомления с юридической точки зрения.

Некие сведения из неназванного (а, значит, анонимного) информационного ресурса налогового органа (к тому же недоступного налогоплательщику) не упоминаются ни в Налоговом кодексе, ни в федеральных законах по налогообложению, не значатся при формировании налоговой базы и не имеют непосредственного отношения к исчислению налогоплательщиком сумм налогов.

Доходы от реализации в налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, отражаются не на основании информационного ресурса , а в соответствии с требованиями главы 26.2 НК РФ, нарушение норм которой уведомление не содержит. Следовательно, отсутствуют законные основания для вызова налогоплательщика и предоставления им пояснений.

«Осуществление финансово-хозяйственной деятельности»: пример нарушения № 2

Пример № 2 также основан на реальных фактах. Уведомлением вызывается в налоговый орган налогоплательщик для:
«представления пояснений по вопросу, осуществления финансово-хозяйственной деятельности за 2016 г. [здесь и далее пунктуация оригинала - прим. автора]. Согласно Расчету сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом за 2016г. общая сумма дохода составила - 3 456 000 руб., тогда как в налоговой декларации по УСНО за 2016 г. сумма дохода составила - 0 руб.»
Проанализируем доводы налогового органа. Во-первых, законодательство предписывает налоговому органу осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 30 НК РФ), а не за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, что не одно и то же.

Следовательно, незаконно требовать от налогоплательщика пояснений по его финансово-хозяйственной деятельности без уточнения конкретной нормы законодательства о налогах и сборах , к соблюдению (или несоблюдению) которой эта финансово-хозяйственная деятельность относится, и претензии к которой имеются у налогового органа.

Во-вторых, суммы доходов физических лиц, указанные в Расчете сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, никак не соотносятся с суммой дохода, отраженного в налоговой декларации по УСН. Доход, выплаченный физическим лицам, и доход, подлежащий налогообложению при УСН, - это разные виды дохода, а при объекте налогообложения «доходы минус расходы» выплаченные физическим лицам суммы заработной платы в декларации по УСН и вовсе отражаются по строке «расходы».

Итак, налоговым законодательством не предусмотрено отражение в налоговой декларации по УСН по строке «Сумма полученных доходов» доходов, начисленных и выплаченных налоговым агентом физическим лицам, и, значит, к законодательству о налогах и сборах этот довод налоговиков отношения не имеет.

Следовательно, и в данном случае нет правовых оснований для вызова налогоплательщика в налоговый орган.

Можно не давать пояснения и не ходить в ИФНС?

Таким образом, можно сделать вывод о том, что уведомления о вызове в налоговый орган налогоплательщика для предоставления пояснений далеко не всегда соответствуют нормам законодательства о налогах и сборах. Хорошая новость: ответственность за непредставление пояснений НК РФ не установлена, и, в силу подпункта 7 пункта 1 статьи 21 НК РФ, представление пояснений является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

Между тем неявка в налоговый орган может рассматриваться как административное правонарушение, за которое должностным лицам организации грозит штраф в размере от 2000 до 4000 руб. (часть 1 статьи 19.4 КоАП РФ).

Однако такая санкция имеет место при неповиновении «законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего контроль», а, как было сказано выше, законность в данном случае под большим вопросом, на что и следует обратить внимание при необходимости в судебном заседании.
И, напоследок, о дне вызова в налоговый орган. Уведомление по форме КНД 1165009 позволяет устанавливать не конкретную дату, а ограничиться указанием приемных дней и часов работы налоговой инспекции, что зачастую и делают налоговики.
В этом случае налогоплательщик практически неуязвим перед угрозой составления протокола об административном правонарушении, поскольку в своем желании посетить налоговый орган он во времени нисколько не ограничен.

Добрый день, Андрей!

В соответствии со ст. 128 НК РФ за неявку на допрос в качестве свидетеля по вызову налогового инспектора, Вам грозит штраф по статье 128 НК РФ.

Статья 128 НК РФ
Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере тысячи рублей.

Обнаружив признаки нарушения инспектор составляет акт в порядке ст. 101.4 НК РФ. Вы вправе представить возражения по данному акту в ИФНС, чей инспектор составил акт. В возражениях укажите причины по которым вы не согласны с вменяемым вам нарушением (не получали повестку, повестка не была направлена вам вообще и т.д.). Одновременно письменно запросите у ИФНС копию повестки и документы, подтверждающие ее направление в ваш адрес.

Статья 101.4 НК РФ

5. Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение одного месяца со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.

По итогам рассмотрения акта и возражений начальник инспекции принимает решение:

Или привлечь вас к ответственности;

Или отказать в привлечении к ответственности.

В случае несогласия с решением Вы можете его обжаловать в вышестоящий налоговый орган, а затем и в суд.

Если акт вы не получали, а сразу получили требование об уплате штрафа, то можно говорить о существенных процессуальных нарушениях со стороны ИФНС, влекущих безусловную отмену решения, на основании которого вам направлено требование.

Статья 101.4 НК РФ

12. Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения. Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения.

В этом случае потребуйте у ИФНС копию решения и обжалуйте его, а также требование, в вышестоящий налоговый орган.

Если нужна помощь в составлении возражений, жалобы, обращайтесь. Более подробная консультация возможна после ознакомления с документами по Вашему делу.