Второй полет женщины в космос. Светлана савицкая

Сегодня, 8 августа, день рождения летчика, космонавта, общественного деятеля, замечательной женщины Светланы Евгеньевны Савицкой. Она установила множество авиационных рекордов, освоила и испытала около 20 типов самолетов, налетала без малого 20 космических суток, более 3 часов провела в открытом космосе… Мужчины-коллеги, оценивая ее работу, обычно говорят: "Савицкая — это исключение из правил". Определенно исключение из правил Светлана Евгеньевна и как личность. Она убежденная коммунистка с духовным стержнем, неподвластным политической коньюктуре и конформизму. Поздравляя Светлану Евгеньевну с праздником, хотим познакомить читателей с ее прошлогодним интервью еженедельнику АИФ.ру о России, Космосе, острейших проблемах нашего Отечества.

СВЕТЛАНА САВИЦКАЯ: "У НАС НЕТ НОВОГО КОРОЛЁВА — ГЕНЕРАТОРА ИДЕЙ"

«Я по профессии — лётчик, пришла из авиации. А там не будешь профессионалом — убьёшься...», сказала Светлана Савицкая «АиФ».

Вторая женщина-космонавт в мире и первая, вышедшая в открытый космос, до зачисления в отряд космонавтов она стала абсолютной чемпионкой мира по высшему пилотажу, установила 3 мировых рекорда по парашютному спорту в групповых прыжках из стратосферы и 18 авиационных рекордов на реактивных самолётах-истребителях. Воинское звание — полковник. В Госдуме Савицкая занимает пост зампредседателя Комитета по обороне и знает, какие угрозы сегодня есть у страны, а также как от них защититься.

БУДЬ НАСТОРОЖЕ!

Владимир Кожемякин, «АиФ»: Светлана Евгеньевна, в чём сегодня главная угроза обществу? Замена населения в стране — российского народа на мигрантов? Замена морали и нравственности на идеологию общества потребления «купи-продай», «каждый сам за себя», «человек человеку волк»? «Толерантность» к меньшинствам?

Светлана Савицкая: Угроза в том, что происходит вымывание российского народа самых разных национальностей с его территории. И конкретно русских — с их родины. Жители Кавказа и Средней Азии заполонили не только крупные города, но даже маленькие отдалённые посёлки и деревни. Эта волна топит Россию. Как её контролировать? С мигрантами понятно: они не наши граждане. Когда-то, может, они и были жителями одной с россиянами страны, но теперь стали совсем чужаками, и они знают, что в случае чего их просто вышибут. С ними можно как-то справиться: ввести загранпаспорта, квоты, потихоньку всё урегулировать. А горячие джигиты с Северного Кавказа находятся в РФ на законных основаниях…

Беда не столько в числе приезжих, но и в их агрессии. Поведение «понаехавших» со времён СССР радикально изменилось. Тогда, проживая в Москве, Рязани или Хабаровске, они не наглели, а, наоборот, старались подстроиться под местный уклад и порядки. Сегодня же просто распоясались, видя, что их выходки терпят. Русский человек по характеру все-таки относительно выдержан, и если уж пойдет бить морду, то когда его доведут до упора. Поэтому, ребята из северокавказских республик и ведут себя вопреки закону. Дома у них свои законы, что им — наш?

Недавний пример — отморозки, избившие депутата Худякова, во время задержания просто плевали на полицию и в объективы видеокамер.

Но это проблема той политики, которую проводит руководство каждой из этнических республик. Сегодня, например, чеченцы в беспределе замешаны меньше. Видно, Рамзан все-таки поприжал там своих подданных. А построить тех же дагестанцев — некому.

Но главная опасность не в этом, а в «повороте мозгов» в сторону потребления. Я заметила, что даже люди, которые в советское время были лицом страны (не все, но некоторые из них), всё больше погрязают в алчности — они уверились, что надо брать нахрапом, если хочешь что-то урвать в жизни. Это «всё позволено» перенимают и другие слои общества. «Толерантность» по-русски значит терпимость. У нас выработалась терпимость к тому, как разворовывают страну…

— Но вроде бы уже начали разбираться с обогащением, брать коррупционеров…

— А посадки где? Только возьмут кого-то, а уже слышно: «Сейчас не 37-й год!». Народ ждёт: что дальше? А продолжения нет. Всё больше похоже, что тот же Сердюков со своей Васильевой, скорее всего, соскочат с поезда, в котором везут взятых коррупционеров, — отделаются условными сроками. Слава богу, сами люди ищут рычаги влияния на власть — чтобы не засиживалась и не обрастала жиром. Те, кто слишком долго у кормила, называют себя элитой. Но элитными бывают племенные быки и коровы…

Летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза Светлана Савицкая в открытом космосе. В полете космический корабль «Союз Т-12». Фото: РИА Новости / Александр Моклецов

— Ваши родители были фронтовиками, дошли до Берлина. Сегодня нас убеждают, что героями-освободителями были не советские солдаты, а гитлеровцы, и если бы победили они, мы жили бы так же хорошо, как и потомки нацистов в Германии…

— Эту идею либералы внушали обществу после горбачёвской перестройки и большую часть 90-х.

Специально делали так, чтобы никто не протестовал, когда разваливали страну. Кто-то называл этих людей «пятой колонной», кто-то — редателями. Особенно унижали наших ветеранов, и не только ветеранов Великой Отечественной. Помню, в 1993-м в Верховном Совете РСФСР обсуждался проект закона «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы». Нашлось много депутатов, которые заявляли: «Нельзя оставлять льготы убийцам!

Преступно вообще утверждать, что они сделали хоть что-то хорошее для страны!».

Мы спрашивали: «Почему убийцам?». «А потому что они убивали бедных моджахедов в Афганистане…». В итоге закон всё-таки приняли. Но расклад «за» и «против» был 50 на 50...

Владимир Джанибеков командир корабля, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт; Игорь Волк, космонавт-исследователь и Светлана Савицкая, бортинженер, летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза.

Сегодня вы такого в парламенте не услышите. Никто там не посмеет даже заикнуться о «ветеранах-убийцах».

Ещё долго после горбачёвской перестройки демократы хаяли Победу, но потом эти люди подзаглохли. Сейчас они выползают на экраны ТВ, однако уже не с тем азартом. Само общество перестало их воспринимать. У нас сработало внутреннее отторжение против адвокатов фашизма. За последние лет 10 люди поняли, что хотят жить в стране, которой могут гордиться. Эту непреходящую истину, к счастью, так и не удалось вышибить из психологии народа.

Оказалось, что такие чувства необходимы нам помимо всего прочего: материальных благ, сытной еды, машин, дач и т.д. Хотя и сейчас надо быть настороже, на стрёме.

Насколько эта «идеология предателей» овладела массами, въелась в умы людей?

— Думаю, ни на сколько.

Людей дурачили по всякому — и Кашпировский зомбировал, и Чубайс, и Мавроди.

Но сегодня народ прозрел. Экономическая ситуация заставила — то Ельцин обещал лечь на рельсы лечь, то дефолты, то потом люди обнищали… Наш народ не только долго запрягает, но и прозревает так же. Но уж зато когда прозреет, мало никому не покажется… Сегодня молодые люди, рожденные еще в советское время, становятся родителями. Своих детей они, я верю, будут воспитывать в чувстве патриотизма — но не ура-патриотизма, а любви и уважении к своей стране и людям, которые что-то делают ей во благо. Не к власти.

— Патриотизм — это не любовь к власти?

— Отнюдь. Власти приходят и уходят — генсеки, президенты, премьеры. А страна остается.

— Значит, сейчас наступил момент прозрения народа?

— Момент перехода на незашоренные взгляды. Хотя, конечно, как взглянешь — ну чем гордиться, когда богатейшая страна погрязла в коррупции сверху донизу, и плюнь в глаза — все божья роса. Жить стали лучше, потому что от нефти и газа можно людям подкидывать на бедность. Власть боится массовых выступлений, перекрытий дорог. Чаша-то переполняется. Понятно, что если придет другая власть и начнет разбираться с тем, что наворотили, полетят головы. Поэтому, за «рычаги» будут держаться до последнего.

Студентка Московского авиационного института Светлана Савицкая на занятиях. 1967 год. Фото: РИА Новости / В.Шандрин

УТОПИЛИ МЕЧТУ?

— Вы не раз повторяли, что в космосе мы всё ещё продолжаем летать на старом советском заделе, оставшемся с эпохи ракеты-носителя «Союз» и орбитальной станции «Мир». Когда он закончится? Сроки можете назвать?

— Сроки не назову.

Но мы действительно работаем на остатках старого. Все российские космические корабли и ракеты — модификации старых добрых «Союзов», на совесть сделанных в 70-х. МКС была создана на базе советских станций «Салют» и «Мир». Эту надёжную и безотказную технику можно было бы тиражировать и дальше, так же как и «Волгу» или холодильник «ЗиЛ». И летать на ней ещё очень долго — и в пилотируемом, и в беспилотном режиме. Но в космической отрасли резко упали надёжность и технологическая дисциплина.

В результате — потеря спутников ГЛОНАСС, падение «Протона». А принципиально новых разработок пока нет. Одно успокаивает — их нет и у американцев, так же как и нового Вернера фон Брауна, (немецкий ракетостроитель, конструктор «Фау-1» и «Фау-2», который впоследствии создал американцам их космическую, и в частности, лунную программу — Ред.).

А у нас нет нового Королева — генератора идей. На космическом салоне «МАКС» в начале «нулевых» мы демонстрировали модель корабля «Клипер», склеенную из папье-маше (российский космический челнок, проектировавшийся в РКК «Энергия» — Ред.), рассказывали, как долетим на нем до Луны. В итоге, ни «Клиперов», ни «Буранов». Приехали.

Экипаж космического корабля «Союз Т-7» — командир корабля лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза Леонид Попов (справа), бортинженер Александр Серебров (слева) и Светлана Савицкая на тренировке в невесомости. 1982 год. Фото: РИА Новости / Александр Моклецов

— Не превратимся ли мы в будущем в космических извозчиков, типа чего изволите?

— А мы ими уже стали. Американцы поставили на прикол свои шаттлы, им больше не на чем летать на МКС. Теперь мы вроде как монополисты: хотим — повезем, а хотим — нет. Но за деньги ведь все равно будем.

— А в это время у американцев появляются лунные базы, орбитальные боевые станции, лазерное космическое оружие…

— Разговоры о лунных военных базах — из области фантастики. Боевого лазерного оружия тоже никто ещё не создал, пока идут эксперименты. Вести боевые действия с Луны, я думаю, ни к чему. Вести их со спутника на орбите — нет проблем и сейчас, но пока делать это нечем. Всем этим можно запугивать обывателя, как сценариями будущего апокалипсиса. Но пощупать руками пока нельзя. Так же как и доставлять на Землю лунный гелий (добыча на Луне гелия-3 предполагается при колонизации Луны — Ред.).

Луна — не тот объект, куда нам надо стремиться в военных целях, хотя там можно строить, к примеру, постоянные станции слежения, проводить научные исследования. Очередной качественный скачок для нас, США, всего человечества — илотируемый полёт на Марс. То есть, прорыв в знаниях и технологиях. Такие прорывы уже были — первый космонавт и первый выход человека в космос, люди на Луне, шаттлы и «Буран». Раньше мы могли осуществлять это по отдельности, но полёт на Марс может быть только международным, квинтэссенцией всего, что наработала цивилизация.

Американцы, может, и смогли бы, если бы не кризис. А мы сегодня не долетим даже до Луны. А уж до Марса тем более.

В 1966 году окончила школу, поступила в институт и одновременно села за штурвал самолета.

— А зачем Марс народу? Подумайте сами: у России столько угроз и нерешённых земных проблем. Зачем нам ещё чужая планета?

— А зачем после войны и разрухи был нужен первый спутник? А Гагарин?

Никто же тогда не говорил «зачем, когда жратвы мало, одно пальто на десять лет…». Всем было ясно, что космонавтика — это прогресс, движение вперёд к познанию мира. Приверженность к авиации и космонавтике — в душе и крови нашего народа. За «космосом», как за футболом, следят все. В космические победы вложены силы, средства и мечты огромного числа людей. Здесь мы всегда были первыми. Поэтому, когда утопили станцию «Мир» и показали кадры, как она рассыпается, падая в океан, стало так паршиво на душе — все почувствовали, что утонула часть нашей мечты, общей идеи…

Ресурса «Мира» хватило бы ещё лет на 5-7. За это время могли бы построить новую станцию помимо МКС. Но её нет. Те времена, когда говорили: «Зачем нам ракеты, лучше колбаса», миновали. Эта альтернатива, на которой разваливали Союз и нашу оборонку, уже неактуальна. Сейчас настроение другое — было бы хоть чем-то гордиться.

— Есть надежда, что будет чем?

— У нас страна такая, что её, как песню, не задушишь, не убьёшь. И не отберёшь у неё Победу.

Светлана Савицкая


Биография

Светлана Евгеньевна Савицкая родилась 8 августа 1948 года в Москве в семье маршала авиации, дважды Героя Советского Союза Евгения Яковлевича Савицкого . В 1966 году окончила школу.

После окончания средней школы поступила в институт и одновременно села за штурвал самолета. Освоила следующие типы самолетов: МиГ-15, МиГ-17, Е-33, Е-66Б. Занималась парашютной подготовкой.

Установила 3 мировых рекорда в групповых прыжках с парашютом из стратосферы и 15 мировых рекордов на реактивных самолетах. Абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу на поршневых самолетах (1970). За свои спортивные достижения в 1970 году была удостоена звания заслуженный мастер спорта СССР.

В 1971 году окончила Центральную объединенную летно-техническую школу при ЦК ДОСААФ СССР, получила квалификацию "летчик-инструктор".

В 1972 году окончила Московский авиационный институт (МАИ) имени Серго Орджоникидзе и начала работать в Центральном аэроклубе им. В.П.Чкалова в Москве в должности летчика-инструктора.

В 1974 году окончила специальный курс обучения пилотированию МиГ-21 и была прикомандирована к Школе летчиков-испытателей ЛИИ для выполнения рекордных работ.

В 1976 году окончила самолетное отделение Школы летчиков-испытателей летно-исследовательского института (ЛИИ) Министерства авиационной промышленности (МАП) в городе Жуковский и перешла на работу в НПО "Взлет" Минрадиопрома в должности летчик испытатель; совершала полеты на МиГ-21, Су-7, Ил-18, Ил-28.

За время работы летчиком-испытателем освоила более 20 типов самолетов, приобрела квалификацию "летчик-испытатель 2-го класса".

В мае 1978 года начала работать летчиком-испытателем Московского машиностроительного завода (ММЗ) "Скорость" Конструкторского бюро (КБ) А.С.Яковлева .

30 июля 1980 года на заседании Государственной межведомственной комиссии Светлана Савицкая была рекомендована к зачислению в кандидаты в космонавты ММЗ "Скорость" и в августе 1980 года была прикомандирована к отряду космонавтов НПО "Энергия".

23 июня 1981 года после окончания общекосмической подготовки (ОКП) была назначена космонавтом-испытателем ММЗ "Скорость".

С 8 декабря 1981 по 4 августа 1982 год проходила подготовку в качестве космонавта-исследователя первого (основного) экипажа корабля "Союз Т-7" по программе второй экспедиции посещения (ЭП 2) ДОС "Салют-7", вместе с Леонидом Поповым и Александром Серебровым .

С 19 по 27 августа 1982 года Савицкая совершила свой первый полет в космос в качестве космонавта-исследователя корабля "Союз Т-7"». Работала на борту орбитальной станции "Салют-7". Продолжительность полета составила 7 суток 21 час 52 минуты 24 секунды.

15 мая 1983 года была переведена на работу в отряд космонавтов НПО "Энергия". Назначена космонавтом-испытателем и заместителем начальника 292-го отдела НПО "Энергия".

С 26 декабря 1983года по 4 июля 1984 года проходила подготовку в качестве бортинженера первого (основного) экипажа корабля «Союз Т-12» по программе четвертой экспедиции посещения орбитальной станции «Салют-7», вместе с Владимиром Джанибековым и Игорем Волком .

С 17 по 25 июля 1984 года совершила свой второй полет в космос в качестве бортинженера корабля "Союз Т-12" и станции "Салют-7". Во время работы на борту орбитальной станции "Салют-7" 25 июля 1984 г. первой из женщин совершила выход в открытый космос. Время пребывания в открытом космосе составило 3 часа 35 минут. Продолжительность космического полета составила 11 суток 19 часов 14 минут 36 секунд. За 2 рейса в космос налетала 19 суток 17 часов 7 минут.

С декабря 1984 по ноябрь 1985 года проходила подготовку к полету по программе экспедиции посещения станции "Салют-7" в качестве командира женского экипажа вместе с . Первоначально полет планировался на ноябрь 1985 года, но из-за неисправности орбитальной станции "Салют-7" был перенесен на март 1986 года. В ноябре 1985 полет был отменен из-за досрочного возвращения на Землю экипажа четвертой основной экспедиции орбитальной станции "Салют-7" в связи с болезнью командира Владимира Васютина .

25 февраля 1986 года Савицкая защитила диссертацию в МВТУ им. Баумана и получила степень кандидата технических наук. В том же году Светлана Евгеньевна начала подготовку в качестве командира экспедиции посещения орбитального корабля "Мир" на корабле "Союз ТМ" в качестве командира женского экипажа, вместе с Екатериной Ивановой и Еленой Доброквашиной . Но вскоре прекратила подготовку в связи с уходом в декретный отпуск. 11 ноября 1986 года у Савицкой родился сын Константин .

27 октября 1993 года Светлана Савицкая была отчислена из отряда космонавтов в связи с уходом на пенсию по выслуге лет в звании майор запаса.

После ухода из отряда космонавтов с 27 октября 1993 года по 15 апреля 1994 года работала заместителем начальника 291-го отдела НПО "Энергия".

В 1994-1995 годах работала доцентом МАИ, занималась вопросами экономики и инвестиций.

Еще в конце 1980-х годов Светлана Савицкая занялась общественно-политической деятельностью.

С марта 1989 по 1990 год была депутатом Верховного Совета СССР (по квоте от Советского фонда мира).

С 1990 по октябрь 1993 год была народным депутатом РФ, членом Депутатской группы коммунистов. Работала в Комитете по международным делам и была секретарем парламентской группы, где занималась разработкой законодательства, связанного с социальными проблемами.

В декабре 1993 года баллотировалась на выборах в Государственную Думу РФ I созыва от «Гражданского Союза», но не была избрана.

17 декабря 1995 года избрана депутатом Государственной Думы РФ II созыва по Пушкинскому одномандатному избирательному округу №113 (Московская область) от блока "Общее дело" Ирины Хакамады , но перешла во фракцию КПРФ. Работала в комитете по обороне (была председателем подкомитета по вопросам военно-технической политики и перспективным проектам).

В декабре 1999 года была избрана депутатом Государственной Думы РФ III созыва по Пушкинскому одномандатному избирательному округу №113 (Московская область) от КПРФ.

7 декабря 2003 года была избрана депутатом Государственной Думы РФ IV созыва по общефедеральному списку избирательного объединения КПРФ.

2 декабря 2007 года была избрана депутатом Государственной Думы РФ V созыва по списку КПРФ, региональная группа № 81 (Санкт-Петербург).

Светлана Савицкая является заместителем председателя Комитета Государственной Думы по обороне, членом Комиссии ГД по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение обороны и государственной безопасности РФ. Была членом Центрального совета Всероссийского общественно-политического движения "Духовное наследие ".

Светлана Савицкая награждена двумя медалями "Золотая Звезда" Героя Советского Союза и двумя орденами Ленина (1982, 1984), орденом "Знак Почета" (1976), удостоена специальной медали за установление женского мирового рекорда пребывания в открытом космосе, также имеет золотую медаль и 18 дипломов FAI, 16 золотых спортивных медалей СССР.

Ее именем названы две малые планеты (астероиды) – № 4118 (Света ) и № 4303 (Савицкая ).

С августа 1996 года является членом Президиума Народно-патриотического союза России (НПСР).

Доцент, Действительный член (академик) Международной академии астронавтики.

Семейное положение: замужем, муж – Хатковский Виктор Станиславович (1944 г.р., летчик, инженер-конструктор Московского машиностроительного завода имени Ильюшина).

16 июня 1963 года на орбиту Земли был выведен космический корабль "Восток-6", впервые в мире пилотируемый женщиной - Валентиной Терешковой. О том, кто еще из советских и российских женщин летал в космос, – в нашем материале.

Первая в мире

52 года назад Валентина Терешкова на корабле "Восток-6" отправилась в полет в космос. Она провела на орбите почти трое суток, совершив 48 витков вокруг Земли. Любопытная деталь - в день вылета она сообщила родным, что едет на соревнования парашютистов, и о полете они узнали из новостей.

Изначально планировалось отправить в космос сразу два женских экипажа, однако потом от этой идеи решили отказаться. Кроме Терешковой было еще четыре претендентки на полет. Несмотря на то, что на тренировках у нее были не самые лучшие показатели, тогдашнее правительство приняло решение отправить в космос именно Терешкову. Об этом решении потом нисколько не пожалели.

"Все, кто видел Терешкову во время подготовки старта и вывода корабля на орбиту, кто слушал ее доклады по радио, единодушно заявили, что она провела старт лучше Поповича и Николаева. Да, я очень рад, что не ошибся в выборе первой женщины-космонавта", - рассказал генерал-лейтенант Николай Каманин, занимавшийся отбором и подготовкой космонавтов.

Перед стартом Терешкова произнесла фразу "Эй! Небо, сними шляпу!" (Это измененная цитата из поэмы Владимира Маяковского "Облако в штанах" - прим. ред. ).

169 дней в космосе

Елена Кондакова совершила два полета в космос. Первый - в октябре 1994 года на космическом корабле "Союз ТМ-20". На Землю она вернулась в марте 1995 года, установив рекорд по продолжительности полета среди женщин - 169 дней 5 часов и 35 секунд. По итогам полета Кондакова была удостоена звания героя Российской Федерации за проявленное мужество и героизм во время осуществления полета с целью мирного освоения космического пространства.

Второй полет Кондаковой состоялся в мае 1997 года на американском космическом корабле многоразового использования "Атлантис" по программе шестой орбитальной стыковки со станцией "Мир".

В одном из интервью Кондакова рассказала о теплых отношениях с Терешковой. "У меня сложились очень теплые человеческие отношения с Валентиной Владимировной Терешковой. Практически сразу, как только я пришла в отряд космонавтов. Она, можно сказать, опекала меня, делилась своим опытом. Ведь в нашей профессии очень важны любые мелочи, которые на первый взгляд могут показаться не важными, а тебе потом существенно облегчат жизнь. Она провожала и встречала меня в обоих полетах. Валентина Владимировна была первой. Была и остается символом нашей эпохи - недаром именно она стала лауреатом международной премии "Легенда века", - сказала она.

Первая в открытом космосе

Светлана Савицкая, как и Кондакова, в космос летала два раза. Первая миссия длилась с 19 по 27 августа 1982 года в качестве космонавта-исследователя на корабле "Союз Т 7" и орбитальной станции "Салют 7". А второй ее космический полет прошел с 17 по 29 июля 1984 года в качестве бортинженера корабля "Союз Т 12" и орбитальной станции "Салют 7" совместно с Владимиром Джанибековым и Игорем Волком.

25 июля 1984 года впервые в мире женщина-космонавт Савицкая осуществила выход в открытый космос, пробыв вне космического корабля 3 часа 35 минут.

"Это был основной, ключевой элемент моего второго полета. Собственно говоря, ради того чтобы был обеспечен приоритет нашей страны в этом важном разделе космической деятельности, чтобы первая советская женщина вышла в открытый космос", — сказала она.

По словам Савицкой, идея выйти в открытый космос возникла у нее после ее первого полета на орбиту в 1982 году. "Я видела скафандр, видела отсек, понимала, что это можно сделать. А учитывая, что американцы начинали летать на "Шаттлах" и через года-полтора собирались уже в экипаж включать и женщину, то я, конечно, понимала, что любой нормальный руководитель космической программы в Америке, конечно, решил бы вот эту "клеточку" незанятую, достижение такое этапное, включить бы в свою программу", — сказала она.

Первая россиянка на МКС

Елена Серова - четвертая в отечественной космонавтике женщина на орбите Земли и первая россиянка на МКС. Путь к осуществлению мечты занял у Елены около восьми лет - в декабре 2006 года она была зачислена в отряд космонавтов РКК "Энергия" на должность кандидата в космонавты-испытатели.

В сентябре прошлого года Елена стартовала в качестве бортинженера пилотируемого корабля "Союз ТМА-14М". В 12 марте 2015 года экипаж "Союза ТМА-14М" благополучно вернулся из экспедиции. На МКС россиянка провела 169 суток.

Оригинал взят у bisant в Женщины-космонавты

Много тысяч лет назад, глядя на ночное небо, человек мечтал о полете к звездам. Миллиарды мерцающих ночных светил заставляли его уноситься мыслью в безбрежные дали Вселенной, будили воображение, заставляли задумываться над тайнами мироздания.
Космос имеет много загадок! Долгими веками люди пытались разобраться в их происхождении! Великие патриоты своей страны добивались истинных научных данных! Многие, теряли жизни для того, чтобы узнать все тайны космоса. Совершить открытия и узнать многое!
Из поколения в поколение всё человечество трудилось и старалось сделать всё, для того, чтобы на много больше узнать о нашей вселенной! Этим так же занимались и женщины. Их присутствие на различных опытах и экспериментах тоже играли важную роль.

Валентина Терешкова.
После первых успешных полётов советских космонавтов, у Сергея Королёва появилась идея запустить в космос женщину-космонавта. В начале 1962 года начался поиск претенденток по следующим критериям: парашютистка, возрастом до 30 лет, ростом до 170 сантиметров и весом до 70 килограммов. Из сотен кандидатур были выбраны пятеро: Жанна Ёркина, Татьяна Кузнецова, Валентина Пономарёва, Ирина Соловьёва и Валентина Терешкова.


Во время обучения они проходили тренировки на устойчивость организма к факторам космического полёта. Тренировки включали в себя термокамеру, где надо было находиться в лётном комбинезоне при температуре +70 °C и влажности 30 %, сурдокамеру — изолированное от звуков помещение, где каждая кандидатка должна была провести 10 суток.
Тренировки в невесомости проходили на МиГ-15. Ввнутри самолёта устанавливалась невесомость на 40 секунд, и таких сеансов было 3—4 за полёт. Во время каждого сеанса надо было выполнить очередное задание: написать имя и фамилию, попробовать поесть, поговорить по рации.
Особое внимание уделялось парашютной подготовке, так как космонавт перед самой посадкой катапультировался и приземлялся отдельно на парашюте. Поскольку всегда существовал риск приводнения спускаемого аппарата, проводились и тренировки по парашютным прыжкам в море, в технологическом, то есть не пригнанном по размеру, скафандре.
При выборе Терешковой на роль первой женщины-космонавта, кроме успешного прохождения подготовки учитывались и политические моменты: Терешкова была из рабочих.Свой космический полёт она совершила 16 июня 1963 года на космическом корабле Восток-6, он продолжался почти трое суток. Позывной Терешковой на время полёта — «Чайка»; фраза, которую она произнесла перед стартом:
«Эй! Небо, сними шляпу!»
Несмотря на тошноту и физический дискомфорт, она выдержала 48 оборотов вокруг Земли и провела почти трое суток в космосе, где вела бортовой журнал и делала фотографии горизонта, которые позже были использованы для обнаружения аэрозольных слоёв в атмосфере.Спускаемый аппарат «Востока-6» благополучно приземлился в Баевском районе Алтайского края.

Светлана Савицкая

Светлана Савицкая - космонавт, летчик-испытатель, майор авиации, заслуженный мастер спорта СССР. Кандидат технических наук. Дважды Герой Советского Союза, награждена орденами и медалями СССР и иностранных государств.
Первый полет, Светлана Савицкая произвела на космическом корабле «Союз Т-7» с продолжительностью 7 дней 21ч 52м 24с. Исполняла функции космонавта-исследователя. По итогам полета Савицкая удостоена звания Героя Советского Союза и награждена орденом Ленина, за мужество и героизм, проявленные в полете. В 1984 году Светлана Савицкая совершает полет в открытый космос во второй раз, она исполняет функции бортинженера экипажа «Союз Т-12». Именно в этом полете, она, первая из женщин, совершает выход в открытый космос, продолжительностью 3 часа 35 минут.

Елена Кондакова

Елена Кондакова - летчик-космонавт России, политический деятель. Герой Российской Федерации, награждена орденами и медалями России и Соединенных Штатов Америки. Первая женщина космонавт, которая произвела длительный полет в открытый космос и третья женщина-космонавт России.
Елена Кондакова, закончила МГТУ им. Баумана, после чего поступила на работу в РКК «Энергия», где занималась проектированием и разработкой космических аппаратов. В отряд советских космонавтов Елена Кондакова была зачислена в 1989 году. Кондакова совершила два полета в космос. Первый полет произвела в октябре 1994 года на космическом корабле «Союз ТМ-20». Елена Кондакова, вернулась на Землю в марте 1995 года, таким образом, полет продлился 169 дней. Это был рекорд, поскольку до Елены не одна женщина космонавт не находилась в космосе столько времени. Экспедиция, в составе которой Елена Кондакова совершила свой полет, полностью выполнила задачу поставленную программой полета. По итогам полета, Елена Кондакова была удостоена Звания Героя Российской Федерации, за проявленное мужество и героизм, во время осуществления полета, с целью мирного освоения космического пространства.
В мае 1997 года, Елена Кондакова совершила второй полет в открытый космос, на шаттле Атлантис STS-84, в качестве специалиста. По итогам полета, Кондакова была награждена медалью NASA.

Почему-то о Елене Кондаковой, всегда говорили гораздо меньше, чем о ее предшественницах, несмотря на то, что ей принадлежит мировой рекорд пребывания женщины в открытом космосе. Впрочем, имя Кондаковой навсегда вписано в мировую историю освоения космического пространства, и каждый российский гражданин всегда будет помнить об этом.

Сергей Королев, главный конструктор советских космических кораблей, после успешного полета Юрия Гагарина задумал отправить на орбиту первую женщину-космонавта. Девушек отбирали в аэроклубах Москвы, Рязани, Горького и Ярославля. Искали парашютисток не старше 30 лет, ростом до 170 см и весом до 70 кг. Лучших из лучших вызвали в Москву на медкомиссию. Сначала их было 20. После подготовки в Звездном осталось только пять. Среди них — Валентина Терешкова.

По результатам изнурительных тренировок нужно было выбрать, кто из претенденток полетит в космос. Но с самого начала свой выбор сделал Сергей Королев — ему приглянулась именно Терешкова. Свое решение также принимала Государственная комиссия. Специалисты учитывали все, даже менструальные циклы претенденток. Однако вмешался Никита Хрущев. Он по фотографии также выбрал Терешкову.

Космический корабль «Чайка» (позывной Терешковой) с первой женщиной-космонавтом на борту стартовал 16 июня 1963 года. Первые сутки полета прошли успешно, но на второй день Терешкова почувствовала усталость. «Гермошлем мешал, давил на плечо. Шлемофон давил на левое ухо», — писала она в своем послеполетном докладе. Однако в телефонном разговоре с Хрущевым она бодро докладывала, что чувствует себя отлично. По воспоминаниям историка космонавтики Ярослава Голованова, Королев буквально кипел во время полета Терешковой: «Чтобы я еще связался с бабами! Никогда!»

Светлана Савицкая — первая в мире женщина-космонавт, осуществившая выход в открытый космос. Совершила два полета, продолжительностью 19 суток 17 часов.

Елена Кондакова совершила два полета (в 1994 и 1997 годах) общей продолжительностью 178 суток 10 часов 42 минуты 23 секунды.

Салли Кристен Райд — первая американка, которая совершила два полета в космос (в 1983 и 1984 годах) общей продолжительностью 14 суток 7 часов

ЕЛЕНА СЕРОВА | МЕЧТЫ О ПОЛЕТАХ Единственная женщина в отряде наших космонавтов

Почему вы решили стать космонавтом? Все, что так или иначе было связано с космосом, будоражило мое воображение с раннего детства. Так сложилось, что в школе учительница младших классов Вера Воробьева много рассказывала нам о космонавтах. Мы знали о героях космоса и их достижениях почти все, что публиковалось в газетах, передавалось в новостных телевизионных выпусках. Кроме того, большую часть детства и юности я провела неподалеку от военных аэродромов, ведь мой отец был военным. И это тоже сыграло немаловажную роль при выборе профессии. Потом я окончила МАИ (Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе), и меня пригласили на работу в Ракетно-космическую корпорацию «Энергия» им. С. П. Королева, там я уже приняла решение подать заявление, чтобы, пройдя медкомиссию, попасть в отряд космонавтов.

Что для вас значит полет Юрия Гагарина? Я восхищаюсь храбростью, мужеством и отвагой этого человека. Ведь он летел в неизвестность, он не знал, что его ждет в космосе, вернется ли он назад. В те годы обсуждался вопрос о том, что в космосе человек может сойти с ума… Несмотря на все это Юрий Алексеевич полетел. Тем самым он протоптал тропинку в космос для нас, сегодняшних космонавтов. Мы знаем, что нас там ждет. А Юрий Гагарин уже стал легендой. Еще, конечно, его полет — это повод гордиться нашей страной, всеми людьми, которые имели отношение к этому замечательному юбилею. И, конечно, не последнюю роль в моем выборе профессии сыграл этот человек. А для страны — это триумф мысли и дела наших соотечественников, благодаря которым и по сей день наше Российское государство может называться великой космической державой.

Через несколько лет вы, возможно, полетите в космос, вам не страшно? А разве страшит ребенка мысль упасть с велосипеда, если он грезил о том, чтобы прокатиться на нем несколько лет? Что касается моих родных, я думаю, мне очень повезло, так как они всегда и полностью поддерживают все мои начинания. Моя мамочка молится за меня, а моя дочка Аленка немножко печалится о том, что мы можем долго не увидеться во время моего полета.

Каким будет круг ваших обязанностей там? Круг обязанностей космонавта велик, на борт МКС каждый день передается радиограмма, в которой поминутно расписан рабочий день для всех членов экипажа. Сейчас это проведение уникальных экспериментов по геофизике и околоземному космическому пространству, например, отработка наземно-космической системы мониторинга и прогноза развития природных и техногенных катастроф. Кроме того, выполняются разные технические работы, контроль и поддержание в рабочем состоянии бортовых систем. Космонавты должны также ежедневно, не менее 2 часов в день, тренироваться.

Чем занимаются космонавты на орбите вне работы? В свободное время космонавты могут почитать любимые книги, слушают музыку, многие увлекаются профессиональной фотосъемкой (по возвращению на Землю организовывают фотовыставки).

ФАКТЫ

  • Отправлять в космос женщин дешевле, чем мужчин: дамы меньше и легче, а это позволяет сэкономить топливо, продовольствие и кислород.
  • В космосе женщинам приходится легче, чем мужчинам, поскольку физиология и гормональное устройство защищают их от сердечно-сосудистых заболеваний. А вот последствия полета могут быть очень тяжелыми: в невесомости вымывание кальция из костей у женщин идет гораздо быстрее, чем у представителей сильного пола.
  • Когда в составе космической экспедиции есть женщина, у членов экипажа в длительных полетах возникает меньше конфликтов: доказано, что дамы терпимее относятся к своим спутникам.
  • Из всех американцев, совершивших полеты на российском «Мире», лучше всего прижилась Шеннон Люсид, которая в 1996 году стала «мамой» российским космонавтам.
  • Женский скафандр ничем не отличается от мужского. Скафандр надевают перед запуском примерно на 6−7 часов и во время стыковки
Биография Юрия Гагарина