Каждый охотник желает знать, где сидит фазан притча. Каждый охотник желает знать, где сидит фазан: О символике цвета Смотреть что такое "Каждый охотник желает знать" в других словарях

Для того, чтобы запомнить какую-нибудь бессмысленную последовательность или состав чего-либо люди издавна используют мнемотехнические фразы или запоминалки. Вот я решил составить полный список таких фраз. Итак:

  1. К аждый О хотник Ж елает З нать, Г де С идит Ф азан (первые буквы соответствуют цветам спектра).
    Другой вариант: "Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь" .

  2. Что я знаю о кругах (количество букв в каждом слове соответствует значению числа "Пи" - 3,1416).
    Другой вариант: "Это я знаю и помню прекрасно - "пи" многие знаки мне лишни, напрасны" (соответственно 3.14159265358).
    А вот дореволюционная фраза: "Кто и шутя и скоро пожелаетъ Пи узнать число, ужъ знаетъ" (3,1415926536).

  3. ОВАЛ – подсказка для запоминания четырех самых крупных рек России - О би, В олги, А мура и Л ены.

  4. В Петербурге, за Витебским вокзалом, есть ряд параллельных улочек -- Рузовская, Можайская, Верейская, Подольская, Серпуховская, Бронницкая и Батайский переулок. Запомнить их порядок невозможно, если не воспользоваться таксистской кодовой фразой: "Раз ве мож но вер ить под лому сер дцу бро дячей ба лерины?"
    А вот еще фразы придуманные таксистами:

    • “Белка Будет Буханку Просто Сушить” (Бел городская, Буд апештская, Бух арестская, Пр ажская и С офийская).

    • Проспекты – Науки, Северный, Луначарского, Просвещения, Суздальский породили незабываемую фразу:На Север е Лун а Прос то Суз илась” .

    • Проспекты Культуры, Руднева, Художников, Есенина, Энгельса – “Каждый Рационализатор Хочет Ежедневно Экспериментировать” .

  5. Для того, чтобы дети смогли запомнить последовательность латинских букв на шахматной доске (ABCDEFGH) используется фраза: "Артисту Биму Циркуль Дашь, Его Фамилия - Жэ-Аш".

  6. "Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку" фраза для запоминания русских падежей.
    Другой вариант: "Иван Родионович Дайте Вашу Трубку Покурить".

  7. Запоминалка для числа "е" до 15-го знака после запятой (e = 2,718281828459045...)
    Двум запятым семь вёрст не крюк (2,7) + два Льва Толстых (Год рождения Толстого 1828) + прямоугольный равнобедренный (углы равнобедренного прямоугольного треугольника - 45, 90, 45).

  8. "Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка: Цыц!" фраза для запоминания слов, где после "ц" пишется "ы".

  9. А вот старинный стишок для запоминания того, где вместо "е" надо было писать "ять":
    Б(е)лый, бл(е)дный, б(е)дный б(е)с
    Уб(е)жал б(е)дняга в л(е)с,
    Л(е)шим по л(е)су он б(е)гал,
    Р(е)дькой с хр(е)ном пооб(е)дал...

  10. Средняя скорость теплового движения частицы v=sqrt(3kT/m) запоминается как "три кота на мясо" (m - масса броуновской частицы, v - её скорость, k - постоянная Больцмана, T - температура, sqrt - квадратный корень).

  11. Фраза "Один бритый англичанин финики жевал как морковь" помогает астрономам запомнить спектральные классы звезд по порядку от горячих к холодным (O, B, A, F, G, K, M).
    Английский вариант: "O Be A Fine Girl, Kiss Me" , т.к. потом добавились классы R, N и S, то фраза превратилась в "O Be A Fine Girl, Kiss Me Right Now... Smack".

А какие мнемотехнические фразы знаете вы? Дополняйте!


P.S. И напоследок старая байка о партийной мнемотехнике:
Еще при Советской власти в одном из военных училищ на лекциях по Истории КПСС полковник-лектор диктовал мнемоническое правило для запоминания состава первой марксистской группы в России: "Плеханов, Игнатов, Засулич, Дейч, Аксельрод - возьмите первые буквы фамлий, сложите и на всю жизнь запомните, что получилось."


P.P.S.Update: Продолжение в

Все мы с детства знакомы с мнемоническими правилами - способами запоминать какие-то факты с помощью, казалось бы, совершенно не связанных с ними фраз. Самый яркий пример - это, конечно, «К аждый О хотник Ж елает З нать, Г де С идит Ф азан», мнемоника расположения цветов в радуге. На самом деле мнемоники широко используются и для запоминания научных фактов и даже медицинских процедур. Перед вами набор таких мнемоник (местами англоязычных), угадайте, к каким областям знаний они относятся?

1. Oh Be A Fine Girl, Kiss Me (или в русском варианте: Один Бритый Англичанин Финики Жевал Как Морковь)
2. How I want a drink, alcoholic of course, after the heavy lectures involving quantum mechanics
3. Все Теперь Понятно Стало, Умер Физик Жамучен Наукой (или более классическое Good Physicists Have Studied Under Very Fine Teachers)
4. Целый Ананас И Кусочек Суфле Сегодня Фактически Мой Обед

Правильно!

Эта фраза помогает запомнить кислоты, участвующие в цикле Кребса - ключевом этапе клеточного дыхания. Он позволяет организму получать энергию из окисления органических веществ. Буквы соответствуют процессу постепенного окисления трикарбоновых кислот в цикле: ц итрат, цис-а конитат, и зоцитрат, альфа-к етоглутарат, с укцинил-CoA, с укцинат, ф умарат, м алат, о ксалоацетат.

Не так много на свете людей, которые легко все запоминают и никогда не жалуются на память.
Нам приходится что-то запоминать. Мы используем листки бумаги, записные книжки, мобильники, компьютеры и пр. Но часто можно использовать для запоминания информации приемы мнемоники.
Мнемоника или мнемотехника - это искусство запоминания, совокупность специальных приёмов, облегчающих запоминание.
Используются специальные фразы или стихи - запоминалки .
Ниже - коллекция запоминалок, собранная на просторах интернета. Запоминалки из различных областей знаний: физики, химии, математики, астрономии, русского языка.

Запоминалки
Самые известные запоминалки - о цветах радуги. С них и начнем.
Радуга
Для запоминания последовательности цветов радуги есть мнемонические фразы, первые буквы каждого слова в которых соответствуют первым буквам названия цвета. Глядя сверху вниз по радуге, снаружи внутрь дуги:
Красный, Оранжевый, Жёлтый, Зелёный, Голубой, Синий, Фиолетовый.
Самой известной запоминалкой такого рода является фраза:
Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.

Или:
Как Однажды Жак-Звонарь Головой (Городской) Сломал Фонарь.

И более современные, интернет - варианты:))
Каждый Оформитель Желает Знать, Где Скачать Фотошоп!
Каждый Одмин Желает Знать Где Системный Файл
Каждый Образованный Жжист Знает Где Смотреть Френдленту


И вот так:
Кот Ослу Жирафе Зайке Голубые Сшил Фуфайки
Карлсон Опять Жизнерадостно Задумал Гадость С Фрикадельками.
Каждая Образованная Женщина Завтракает Горячими Сырыми Фрикадельками.
Крадётся Осень. Жара Затмилась Глубиной. Синеет Фудзияма.
(в стиле хокку)
Как видите, придумано много новых вариантов))

На английском языке:
Roygbiv — акроним в английском языке, используемый для запоминания основных цветов спектра светового излучения.
Это имя вымышленного персонажа, каждая буква имени которого соответствует первой букве каждого цвета радуги:
Roy G. Biv (R ed, O range, Y ellow, G reen, B lue, I ndigo, Violet)
Red — Красный, Orange — Оранжевый, Yellow — Жёлтый, Green — Зелёный, Blue — Голубой, Indigo — Индиго, Violet — Фиолетовый.


Для лучшего запоминания, англоязычные дети заучивают расшифровку этого акронима:
«Richard Of York Gave Battle In Vain».
Перевод: "Ричард Йоркский дал бой (битву) напрасно".
…………..
Известны мнемонические фразы и в астрономи, математике, биологии…

Астрономия
Для запоминания классов звезд : Один Бритый Англичанин Финики Жует, Как Морковь.
По порядку от горячих к холодным (O, B, A, F, G, K, M).
Английский вариант: "O Be A Fine Girl, Kiss Me" .
Когда позже добавились классы R, N и S, то фраза превратилась в "O Be A Fine Girl, Kiss Me Right Now... Smack".
Порядок планет Солнечной системы -
Мы Ведь Знаем, Мама Юли Села Утром На Пилюли!
(М-Меркурий В-Венера З-Земля М-Марс Ю-Юпитер С-Сатурн У-Уран Н-Нептун П-Плутон)
Или:
Морозным Вечером Залез на Мачту Юнга Стремясь Увидеть Незнакомый Порт


Маша Веником Землю Мела, А Юра Сидел У Норы Паука. Добавилось: А-пояс Астероидов.

Биология
Периоды-эры в развитии живого мира Земли

В студенческие годы порядок геологических периодов некоторые запоминали, выучивая фразу. "Каждый отличный студент должен курить папиросы; ты, Юра, мал - пей ночью чай ".
Кембрийский, ордовикский, силурийский, девонский, каменноугольный, пермский, триасовый, юрский, меловой, палеоген, неоген, четвертичный периоды.

Математика
Число ПИ

Много запоминалок всегда было для числа П.
Если очень постараться, Можно сразу пи прочесть : Три, четырнадцать, пятнадцать, Девяносто два и шесть. 3, 1415926

Это я знаю и помню прекрасно - пи многие знаки мне лишни, напрасны -
3, 14159265358
Или: Что я знаю о кругах - 3,1416.
Количество букв в каждом слове соответствует значению числа "Пи"
Как я опух и жажду надраться до чертей после сих тупых докладов, наводящих тяжелую депрессию. 3, 14159265358979

Запоминалка для числа "е" до 15-го знака после запятой (e = 2,718281828459045...)
Двум запятым семь вёрст не крюк (2,7) + два Льва Толстых (Год рождения Толстого 1828 ) + прямоугольный равнобедренный треугольник (углы равнобедренного прямоугольного треугольника - 45, 90, 45). Это сложно запомнить, но возможно…
Квадратный корень из двух равен 1.4142135624... Запоминить его значение можно с помощью следующей запоминалки:
Я Катя, я дура, но я вот нашла корень из двух))
Дифференцирование произведения
: d(UV) = U∙dV + V∙dU - «Удавить - и в воду».

Геометрия
Биссектриса — это крыса, которая бегает по углам и делит углы пополам.
Медиана - обезьяна, она идет по сторонам и делит стороны пополам.
Высота - это кошка без хвоста, которая, как лом, падает с вершины на сторону под прямым углом.

Синус угла определяется как отношение противолежащего к данному углу катета к гипотенузе
Косинус - отношение прилежащего катета к гипотенузе.

Чтобы не запутаться, можно использовать следующую ассоциацию:
Косинус - КОСЯК -дверь приложена (прилежащий катет) к косяку. Т.е. Косинус угла -отношение прилежащего катета к гипотенузе.
Ну а противолежащий достаётся синусу.


Производные синуса и косинуса находятся по формулам:
(sin a)" = cos a и (cos a)" = -sin a .
Нужно синус заменить на косинус, косинус на синус и учесть знак. Можно записать так:
Синий косяк и Косяк - синий

Римские цифры

M ы1000 D аем500 C оветы 100 L ишь 50 X орошо 10 V оспитанным 5 I ндивидам
Или
Mы 1000 Dарим 500 Cочные100 Lимоны 50 Xватит 10 Vсем 5 Iх
………………………
Физика
Средняя скорость теплового движения частицы v=sqrt(3kT/m) запоминается как "три кота на мясо" (m - масса броуновской частицы, v - её скорость, k - постоянная Больцмана, T - температура, sqrt - квадратный корень).
Работа:
Мне без силы и пути век работы не найти.

Три закона Ньютона:
1) не пнёшь — не полетит
2) как пнёшь, так и полетит
3) как пнёшь, так и получишь
...............
Химия
Индикатор лакмус красный - кислоту укажет ясно!
Индикатор лакмус синий — щелочь тут, не стой разиней! Фенолфталеин овый в щелочах малиновый .
Про серу
Сера , сера, буква S, 32 — удельный вес.
Сера в воздухе горит - Получаем ангидрид.
Ангидрид да плюс вода - Это будет кислота.
Формула этилового спирта
Н2О - девиз не наш, наш - С2Н5ОН.

Органическая химия
Запомним, друг, и я, и ты, Чем отличаются спирты -
В них углерод и гидроксид , И каждый спирт легко горит.

Приятно пахнут альдегиды , Но группа C(H)O их выдаст.
В кетонах группа есть CO , Но это тоже ничего…

Мы говорим спокойно: жир . А между прочим, он - эфир ,
Он из кислот и глицерина .
Такая вот у нас картина...
………..
География
ОВАЛ - для запоминания четырех самых крупных рек России - Оби, Волги, Амура и Лены.
Города Голландии

Амстердам, Харлем, Сардам
Гаага, Лейден, Роттердам

Притоки Дуная:
"Сава, Драва и Морава,
Тиса, Дриса, Серет, Прут -
Все они в Дунай текут!"


Топонимика - интересная тема!
В Петербурге, за Витебским вокзалом, есть ряд параллельных улочек -- Рузовская, Можайская, Верейская, Подольская, Серпуховская, Бронницкая и Батайский переулок. Запомнить их порядок можно, если воспользоваться таксистской кодовой фразой: "Раз ве мож но вер ить под лому сер дцу бро дячей ба лерины?" или Раз ве мож но вер ить пустым словам ба лерины?
А вот еще фразы придуманные таксистами:
Белка Будет Буханку Просто Сушить (Бел городская, Буд апештская, Бух арестская, Пр ажская и С офийская- улицы Купчина, юг Питера).
Федя Кушал Сладко, Думая, Как Дуню Гостинцем Одарить - ул. Фучика, ул. Белы Куна, пр. Славы, ул. Димитрова, Каштановая аллея (теперь Пловдивская), Дунайский пр., ул. Ярослава Гашека, ул. Олеко Дундича.
Проспекты - Науки, Северный, Луначарского, Просвещения, Суздальский (на севере Питера) породили незабываемую фразу:На Север е Лун а Прос то Суз илась” .
В том же районе:
Проспекты Культуры, Руднева, Художников, Есенина, Энгельса - Каждый Рационализатор Хочет Ежедневно Экспериментировать .
Может, кто-то придумает фразу для улочек Петроградской стороны, пересекающих Большой проспект?
(Ординарная, Плуталова, Бармалеева, Подрезова, Подковырова, Полозова, Ленина. И - Лахтинская, Гатчинская, Ораниенбаумская, Колпинская, Рыбацкая, Ропшинская…)
………………..
Медицинские !!!

"Очнись, Зловещий Гробовщик, - Бушует Тонус Организма, Лишая Собственный Язык Безмерной Доли Пессимизма" - фраза, применяемая студентами-медиками, для запоминания последовательности черепно-мозговых нервов (обонятельный, зрительный, глазодвигательный, блоковой, тройничный, отводящий, лицевой, слуховой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный, подъязычный ).
И
Как вот этой фибулей (малоберцовая кость)
Двину по мандибуле (нижняя челюсть)
Чтоб услышал церебрум (мозг)
как краниум звенит (череп).
Лечение инфаркта миокарда (первая помощь)МОНА или НОНА
М - морфинН - наркотик в/в
О - оксиген (кислород)
Н - нитроглицерин под язык
А - аспирин разжевать и проглотить
Частой причиной мерцательной аритмии является три ОЗ:
кардиосклерОЗ, тиреотоксикОЗ, митральный стенОЗ
Для кардиограммы - наложение стандартных отведений начиная с правой руки Каждая Женщина Злее Черта (красный желтый зеленый черный)

Русский язык
Запоминалки с Грамоты

ФенОмен звонИт по средАм, ПринЯв договОр по годАм,
Он Отдал экспЕртам эскОрта ХодАтайство аэропОрта.
ТанцОвщик с танцОвщицей любят Своих малышей баловАть.
На кУхонный стол по посуде Пускают котят танцевать.
Мы с шофЕром пустились по грЯзи И, подОлгу буксуя в грязИ,
ПрорвалИсь к отделению связи - Нам типОграф прислал жалюзИ.

Чередование гласных в корне
Если после корня — А, В корне будет И всегда.
Вот пример, запоминай: Ноги вытЕр? — ВытИрай!
Собирать, стирать, задира - Повнимательней гляди: Если в слове имя Ира,
Значит, в корне буква И.
Правило ослика ИА (для корней с чередованием гласных): если за корнем А, в корне пиши И. Например, блИстАть.
Либо, кое, ка, нибудь, - То, таки не позабудь Написать через дефис,
Как предлог со словом из. (из-за, из-под)
Надевать и одевать
О девать (кого?) На дежду На девать (что?) о дежду.
Носки и чулки
Носки короткие - слово длинное : носков, Чулки длинные - слово короткое: чулок.
Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка: Цыц!" - слова, где после "ц" пишется "ы»

А вот старинный стишок для запоминания слов, где вместо "е" надо было писать "ять ":
Б(е)лый, бл(е)дный, б(е)дный б(е)с
Уб(е)жал б(е)дняга в л(е)с,
Л(е)шим по л(е)су он б(е)гал,
Р(е)дькой с хр(е)ном пооб(е)дал...

Литература
Слово ДААМАН (да-ам-ан) указывает, на какой слог падает ударение в трех сложных размерах стиха: ДАктиль - 1-й слог, АМфи брахий - 2-й слог, АНапест - 3-й слог.
История
Генрих VIII был женат шесть раз. Судьба его супруг заучивается английскими школьниками при помощи мнемонической фразы: «развёлся — казнил — умерла — развёлся — казнил — пережила».
…………………….
Другое

Официальные языки ООН

Организация объединённых наций (ООН) объединяет почти двести стран мира. На каком языке общаться в процессе работы и публиковать официальные документы? Для этой цели были выбраны шесть языков. Запомнить их можно с помощью простой запоминалки:
АФРИКА - Английский, Французский, Русский, Испанский, Китайский и Арабский.

Шахматы
Последовательность латинских букв на шахматной доске (ABCDEFGH), (или начало латинского алфавита) - используется фраза:"Артисту Биму Циркуль Дашь, Его Фамилия - Жэ-Аш".

Задача шахматного коня
Нужно обойти конём всю доску таким образом, чтобы на каждом поле побывать ровно один раз. Как само решение, так и запоминание ответа представляет из себя достаточно сложную задачу. Чтобы запомнить ходы гроссмейстер Василий Панов сочинил стихотворение.
В каждой паре слов зашифровано поле шахматной доски: первое слово - столбец, второе - строка. Например: Алеет Осень - a1, Ценными Дарами - c2
Алеет Осень Ценными Дарами,

Еще Один Животворящий День.

Хлеба Червонят Желтыми Шнурами,

Хрустальных Вод Философична Сень…


Полностью - здесь:
http://www.mnemonica.ru/zapominalki/shakhmaty-zadacha-konya


Цвета флага России
Для запоминания цветов флага можно использовать приведенные ниже запоминалки.
Каждое слово фразы начинается с той же буквы, что и соответствующий цвет флага:
Белый, Синий, Красный .

Бред Сивой Кобылы. Бегемот Съел Крокодила. Белый царь на Синем море Красных турок победил.
БоСяК или БейСиК- порядок полос российского флага дают согласные буквы этих слов.
А если снизу вверх: КГБ . Красный, голубой, белый

Тем, кто переводит время
Время «Весной - Вперед, Осенью — Обратно»
……………….
И в заключение посмотрим, как запоминают русские слова иностранцы:

Английские запоминалки для русских слов
«Я люблю вас!»— «Yellow Blue Bus!»
«Serve Coffee» — «церковь»
«Horror Show» — «хорошо»
«My On Ass» — «майонез»
«Chess Knock» — «чеснок»
«True Bar» — «труба»
«Our device is Korea» — «одевайсяскорее»
«PaleMan» — «пельмень»

Артистам всемирно известного «цирка Солнца», или Cirque du Soleil во время гастролей в Москве пришлось учить русские слова. Вот как они это делали.

……………..
Источники
http://www.mnemonica.ru/zapominalki
http://zapominalki.ru/
http://ctac.livejournal.com/6462.html
http://botinok.co.il/node/75231
…………….

Проект

«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»

Аннотация

Вряд ли найдется человек, который не любовался бы радугой. Это великолепное красочное явление на небосводе издавна привлекало всеобщее внимание. Радуга – это самое красивое явление природы, которое не может не привлечь человеческий взгляд. В древние времена, когда люди еще мало знали об окружающем мире, радугу считали небесным знамением.

Актуальность: Сегодня не каждый человек может объяснить появление радуги. Любуясь этим изумительным явлением природы, у человека появляется желание видеть эту красоту чаще, поэтому он стремится создать ее искусственно.

Цель и задачи исследовательской работы рассматривались в двух направлениях:

Цель для взрослого: формировать исследовательские навыки у ребенка дошкольного возраста.

Задачи для взрослого:

  • мотивировать ребенка к деятельности исследовательского характера;
  • стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей.

Цель для ребенка: узнать причину появления радуги и получит радугу с помощью разнообразных материалов в домашних условиях; закрепить последовательность цветов радуги.

Задачи для ребенка:

  • найти информацию в различных источниках о радуге
  • систематизировать свои знания, чтобы ответь на вопросы: «Как образуется радуга», «Какие бывают радуги»,«Можно ли наблюдать эту красоту дома в любое время года?»

Методика исследования: Поиск информации, работа с интернет ресурсами, использование ИКТ, систематизация информации, проведение экспериментов, проведение творческих работ.

Гипотеза: Радуга появляется только в солнечный день после дождя, когда солнечные лучи проходят через дождевые капли. Можно ли создать радугу, используя различные материалы?

Объект исследования природное явление: радуга

Предмет исследования: получение радуги в домашних условиях

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЙ

Радуга – это самое красивое явление природы, которое не может не привлечь человеческий взгляд. поэтому многих с давних времен интересовало, откуда же берется столь прекрасное зрелище. В древние времена, когда люди еще мало знали об окружающем мире, радугу считали небесным знамением.

Человек связывал радугу со многими поверьями и легендами, так в мифологии Древней Греции радугу считали дорогой между миром богов и миром людей. Славяне же полагали, что радуга пьет воду из рек, озер и других водоемов, а потом проливает ее в виде дождя на землю.

Но именно с дождем и связанно это великолепное явление природы. Ведь радуга обычно появляется либо перед дождем, либо во время его, либо после него, все зависит от облака, которое перемещается и дает ливневые осадки.

Радуга настолько красива, что ее воспевают в песнях, описывают в литературе, складывают о ней легенды.

Актуальность: Сегодня не каждый человек может объяснить появление радуги. Любуясь этим изумительным явлением природы, у человека появляется желание видеть эту красоту чаще, поэтому он стремится создать ее искусственно.

Название

«Каждый охотник желает знать где сидит фазан»

Проблема

Когда Елена Викторовна рассказала, что радугу можно создать самим, мы не поверили и решили попробовать так ли это на самом деле.

Гипотеза

Можно ли создать радугу, используя различные материалы?

Цель

Узнать причину появления радуги и возможно ли получить радугу с помощью разнообразных материалов в домашних условиях с помощью взрослого

ВИД

По количеству:

  • групповой

По приоритету метода:

  • информационно-поисковый

По контингенту участников:

  • детский

По продолжительности:

  • краткосрочный

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

1 этап

Поиск информации

  • чтение энциклопедий, просмотр познавательных мультфильмов, поиск информации в Интернете, в различных источниках: книги, журналы.

2 этап

Создание творческой копилки

3 этап

Практический: продуктивная деятельность;

экспериментирование с различными материалами (под руководством взрослого)

4 этап

Презентация работы «Каждый охотник желает знать где сидит фазан»

5 этап

Заключительный

Выводы: в ходе исследовательской деятельности гипотеза подтвердилась: можно создать радугу путем опытно-экспериментальной деятельности, применяя различные материалы

1.1. Значение слова «радуга»

Среди ярчайших явлений природы радуга одно из самых красивых и люди уже давно задумывались над её природой. Даже Аристотель, древнегреческий философ, пытался объяснить причину радуги: «Пройдет гроза, и на небе вспыхивает радуга. Иногда можно увидеть сразу две радуги. Вторая будет, значительно бледнее первой, а цвета в ней идут в обратном порядке»

В различных словарях слово радуга истолковывается по – разному.

  1. Радуга – разноцветная дуга на небосводе. Наблюдается, когда солнце освещает завесу дождя, расположенную на противоположной от него стороне неба. Объясняется преломлением, отражением света в каплях дождя. (Советский энциклопедический словарь под ред. А.М.Прохорова)
  2. Радуга – разноцветная дугообразная полоса на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях. (Толковый словарь русского языка Ожегова С.И.)
  3. Радуга – оптическое явление в атмосфере, наблюдаемое при дожде, когда лучи солнца преломляются через пелену дождевых капель; на небосклоне появляется окрашенная в цвета спектра дуга, причем наружная сторона - в красный, а внутренняя – в фиолетовый цвет. (По данным Малого Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона)
  4. Радуга - претерпевшее изменение слово «радуга», или Божья дуга (По словарю В. Даля)

1.2. Легенды и верования, связанные с радугой

Когда-то давным-давно человек стал задумываться, почему же на небе появляются радуги. В те времена об оптике даже и не слышали. Потому люди придумывали мифы и легенды, а также существовало множество примет. Вот некоторые из них.

  • В древнегреческой мифологии, радуга – это дорога между небом и землей, по которой ходила посланница между миром богов и миром людей Ирида.
  • В древнеиндийской мифологии - лук Индры , бога грома и молнии.
  • В скандинавской мифологии радуга - это мост соединяющий мир людей и мир богов;
  • В Китае считали, радуга – это небесный дракон, союз неба и Земли.
  • В мифологии австралийских аборигенов Радужный змей считается покровителем воды, дождя и шаманов .
  • В армянской мифологии радуга - это пояс Тира , первоначально бога Солнца, потом - бог письменности, искусств и наук.
  • В славянских мифах и легендах радугу считали волшебным небесным мостом, перекинутым с неба на землю, дорогой, по которой ангелы сходят с небес набирать воду из рек. Эту воду они наливают в облака, и оттуда она падает живительным дождем. Славянские народы придумывали для радуги разные названия: дуга, веселка, веселуха, божий лук, пояс, краса, красуля и много других.

1.3. Откуда берется радуга?

Радуга – это просто солнечные лучи, преломляющиеся в каплях дождя. Во время дождя в воздухе находится огромное количество водяных капель. Каждая капелька выполняет роль крохотной призмы, а поскольку их очень много, то и радуга получается в полнеба. Предмет, способный разложить луч света на составляющие, называется «призмой». Если говорить о радуге, то роль «призмы» выполняют капли дождя. Радуга – это большой изогнутый спектр или образовавшаяся в результате разложения проходящего через дождевые капли луча света полоса цветных линий.

Наружный край дуги обычно красный, а внутренний – фиолетовый. В радуге различают семь цветов. Чтобы лучше запомнить их последовательность люди придумали такую фразу: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» или «Крот Овце, Жирафу, Зайке голубые сшил фуфайки». В этих фразах начальная буква каждого слова соответствует начальной букве названия определённого цвета.

Цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Вид радуги, яркость цветов, ширина полос зависят от размеров и количества капель в воздухе. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной. Исследования показали, что человеческий взгляд различает 160 оттенков цветов. Это происходит потому, что нет четкой границы между цветами, один цвет переходит в другой через все оттенки. Основный цвета радуги это красный, желтый и синий. Из них можно получить все иные цвета радуги.

Мы привыкли наблюдать радугу как дугу, но оказывается, эта дуга является лишь частью разноцветной окружности. Форма природной радуги определяется формой капелек воды, в которых преломляется солнечный свет. Полностью это атмосферное явление можно наблюдать лишь на большой высоте, например, с самолета.

Иногда в небе видны целых 2, 3, 4 радуги - одна из них очень яркая, вторая - бледнее. Значит, солнечный луч дважды отражается в каплях воды. При этом у другой радуги цвета полос располагаются в обратном порядке - верхняя часть дуги имеет фиолетовую окраску, а нижняя - красную.

Вторые радуги образуются из-за двойного отражения солнечного света внутри дождевых капель.

1.4 Виды радуги

1. Зимняя радуга

Зимняя радуга очень странное и необыкновенное явление. При сильно низкой температуре воздуха, на бледно-голубом небе сияет холодное зимнее солнце, а в воздухе парят крохотные кристаллики льда. Луч солнца проходит через эти кристаллики, преломляется, как в призме, и отражается в небе красивой радугой.

2. Для образования огненной радуги нужно, чтобы солнечные лучи свет проходили через перистые облака, когда солнце располагается на высоте около 58 градусов над горизонтом. Ещё одним неотъемлемым условием являются шестиугольные кристаллики льда (из которых состоят перистые облака), которые имеют форму листа и своими гранями должны быть параллельны земле. Когда свет проходит через вертикальную грань такого ледяного кристалла, он преломляется аналогично, как если бы он проходил через призму. При такой схеме солнечный свет преломляется и разделяется на спектр, который всеми цветами радуги «зажигает» перистые облака.

3 . Лунная радуга или ночная радуга - это свет, отражаемый от поверхности Луны. Радуга от Луны намного тускнее, чем от Солнца, потому, что лунный свет не такой яркий, как солнечный. Это очень редкое природное явление. Если наблюдать такую радугу невооруженным глазом, она может показаться бесцветной, поэтому её часто называют «белой». На нашей планете есть немного мест, где феномен ночных радуг повторяется часто. (Южная Америка, Австралия)

4. Белая радуга (туманная радуга)

Это явление возникает при освещении солнечными лучами слабого тумана, состоящего из наимельчайших капелек воды. Белую радугу можно увидеть, когда луч прожектора, расположенный сзади нас, освещает слабый туман перед нами. Даже уличный фонарь может создавать белую радугу, видимую на темном фоне ночного неба.

2. Создание творческой копилки

  • Рассматривание репродукций картин разных художников с изображением радуги;
  • Рассматривание иллюстраций в художественной литературе;
  • Чтение сказок и рассказов;
  • Изучения спектра цветов радуги;
  • Просматривание мультфильмов о радуге.

3. Практическая часть

3.1. Продуктивная деятельность

* Рисование «Каждый охотник желает знать где сидит фазан»;

* Пластилинография «Каждый охотник желает знать где сидит фазан»;

* Коллективная аппликация «Каждый охотник желает знать где сидит фазан».

3.2. Эксперименты получения радуги в домашних условиях.

Эксперимент 1. Радуга на диске

Оборудование: диск компьютерный или DVD

Ход: направить источник света на диск. На диске отразиться спектр радуги.

Эксперимент 2. «Радужный пузырь»

Оборудование: мыльный раствор (мыльные пузыри промышленного производства)

Ход: надуть мыльный пузырь. На пузыре появилась радуга. Свет, проходя через мыльный пузырь, преломляется и распадается на цвета, в результате появляется радуга. Мыльный пузырь – это призма

Эксперимент 3. «Хрустальная радуга»

Оборудование: лист бумаги, хрустальный стакан.

Ход опыта. Необходимо поставьте хрустальный стакан на белый лист бумаги. Попробовать поймать стаканом солнечный свет. На листе бумаги появятся цветные полосы радуги.

Эксперимент 4. «Радужная плёнка»

Оборудование: миска с водой, бутылочка светлого (прозрачного) лака для ногтей.

Ход: миска с водой стоит на столе, где нет солнечных лучей. Капнуть каплю лака в воду. Наблюдаем за поверхностью воды и видим, что лак образует тонкую пленку на поверхности воды. Повернуть миску к свету, когда луч падает на воду видны радужные переливы.

Эксперимент 5. «Радуга, появись»

Оборудование: зеркало, миска с водой.

Ход: поставить зеркало в миску с водой под небольшим углом. Поймать зеркалом солнечный луч и направить его на стену (картон белого цвета). Поворачиваем зеркало до тех пор, пока не увидим радужный спектр. Вода в тарелке выполняет роль призмы (предмета, способного разложить луч света на составляющие). При входе в воду видимый свет (белый) преломляется и становиться спектром радуги.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив литературу, можно узнать, что радуга появляется благодаря физическим явлениям, которые называются отражение и преломление света. Преломление и распад солнечного света в капельках воды называется спектром, а сами капли – призмой. Радуга может быть одной дугой, может быть двойной. Чаще всего ее можно увидеть летом и поздней весной, реже – зимой, в ночное время суток. Гипотеза подтвердилась: радугу можно получить в домашних условиях, с помощью водяных призм, мыльных пузырей, хрусталя, лака и дисков.

Выводы исследовательской работы.

  1. Радуга – явление оптическое.
  2. Радугу можно получить в домашних условиях в любое время, используя разные способы.
  3. Радуга – удивительное природное явление, которое вызывает радость, восторг, восхищение, поэтому она способна улучшить настроение.

Пособие эффективно обучит юных охотников различать не 4-5 основных цветов, а целых 12 радужных оттенков фазанов и другой дичи. В процессе игр с цветами дети научатся читать слова и узнают, как считать до двенадцати, развивая свои математические способности. Во время проведения занятий используется кубик-трансформер и красочные карточки со словами и изображениями.

Описание "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан"

Годовалому ребенку, а то и ранее, не забывайте сообщать: снег - белый, трава - зеленая, апельсин - оранжевый, лимон - желтый, асфальт - серый, это черный карандаш, а это - фиолетовый, помидоры - красные, сегодня небо голубое... У тебя два шарфика - один синий, а другой желтый. И т.п.

В три года дети проявляют устойчивый интерес к буквам, цифрам, счету. Считать до двенадцати можно учиться, переводя пальчики из клеточки в клеточку на гранях кубика-трансформера. Названия цветов, в порядке КРАСНЫЙ, ОРАНЖЕВЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ, ГОЛУБОЙ, СИНИЙ, ФИОЛЕТОВЫЙ, КОРИЧНЕВЫЙ, РОЗОВЫЙ, ЧЕРНЫЙ, СЕРЫЙ, БЕЛЫЙ "прочитаем" на других трех гранях.

Магическую фразу "Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан" встретим на картонном кубике-упаковке, а потом еще не раз выложим из карточек.

Инициалы перечисленных двенадцати цветов тоже в предложение можно уложить не с одним уже, а с шестью видами птиц увязав: Каждый Отличник Желает Знать, Где Сидят Фазаны, Куропатки, Рябчики, Чижики, Совы, Бакланы (упаковка, трансформер, карточки).

Диагонально расчерченная нижняя грань упаковки содержит только инициалы названий цветов или, если угодно, инициалы слов в последнем мнемоническом предложении.

Диктанты возможны двух видов: с "картинками" и без. Сначала поучимся узнавать карточки с "картинками" по лицевой стороне, потом по оборотной (со словами).

Учитель (родитель, воспитатель, ребенок, умеющий читать), показывая картинку:

Это кто?

Охотник!

Правильно.

Перевернув карточку:

Какое интересное слово: говорится "ахотник", а пишется "охотник", "хо" под ударением.

Вручает ее тому, кто ответил первым. А если ребенок один? Ответил правильно - получает карточку, не ответил - прочитать слово поможет учитель: о-хо-т-ни-к.

Правильно, "за" под ударением. А это кто такие?

Чижики!

Получай карточку.

Какой это цвет?

Зеленый.

Показывая оборотную сторону карточки:

Говорится "зиленый", а пишется "зеленый", потому что "зелень".

И т.д. Через два-три занятия - та же игра в обратном исполнении: наставник показывает детям карточку стороной, на которой написано слово.

Кто это?

Отличник!

Говорится "атличник", а пишется "отличник". Приставка "от". Получай карточку. Отличники охотятся на птиц только с биноклем или фотоаппаратом. Особенно те, кто занимается в биологических кружках: в походы ходят, изучают природу и животный мир. А здесь что написано?

Цвета радуги.

Получай карточку. А это что за цвет?

Серо-буро-малиновый в крапинку.

Эту диковинную карточку ребята давно уже приметили и рассмотрели: самая длинная, запись в две строчки, серый цвет на ней есть, бурый, малиновый, белые крапинки.

А это что?

На, получай шестерку.

Получай семерку.

Потренировавшись в узнавании и прочитывании оставшихся семнадцати слов (каждый, желает, знать, где, сидит, сидят, знаю, ли, я, а, как, же, их, здесь, есть, еще, и), можем приступать к диктантам.

25 карточек со знаками препинания (4 точки, 17 запятых, вопросительный знак, 2 двоеточия, восклицательный знак) расположим отдельной группой. 25 карточек с "картинками" соберем в другую группу. Без картинок, только со словами с обеих сторон - в третью.

Отберем 7 карточек для первого диктанта: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан" (запятую и точку дети отыщут сами).

Первое слово "отгадать" нетрудно: каждое предложение начинается с заглавной буквы. "Охотника" с "фазаном" тоже разыщем. В конце предложения поставим точку. Остается только обнаружить и в нужном порядке расположить "желает", "знать", "где", "сидит". Запятую, на первых порах, поможет в нужном месте поставить учитель. Дав при этом, как и в предыдущих случаях, соответствующие пояснения: что, зачем, почему да как.

Финал: на столе все карточки (ни одной картинкой вверх). Дети составляют те же тексты, выбирая нужные слова и знаки из всего массива в семьдесят одну карточку. В группе можно устраивать личные и командные соревнования на время: за сколько времени я (мы) напишу (напишем) первый диктант? второй? третий?

Дома придется состязаться с самим собой, борясь за личные рекорды. Можно и родителей привлекать, родственников, знакомых: а вы за сколько?

  • Не забывайте обращать внимание на ударные склады, выделенные на карточках черным, и на правописание: говорится "ряпчики", а пишется "рябчики", потому что они рябые и так далее.
  • Интонации и паузы устной речи обозначаются на письме знаками препинания. При объяснении правил их употребления делайте больший упор именно на интонирование и паузы разной продолжительности: утвердительная интонация (.), вопросительная (?), восклицательная (!), пауза перед перечислением (:), интонация перечисления (,), уточнения (,).
  • Детям непременно захочется узнать, как устроен трансформер. Во избежание неприятностей подыщите 8 любых (не особенно нужных, но одинаковых по размеру) кубиков. Поразглядывав наш трансформер, сделайте подобный, соединяя кубики полосками медицинского лейкопластыря (скотч не столь удобен). Предъявите конструкцию детям.
В комплекте: кубик-трансформер 80х80 мм, 43 картонных карточки, методическое руководство.
Вы можете купить "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан" с доставкой.