Организационно педагогическое обеспечение образовательного процесса. Организационно-педагогическое обеспечение и характеристика образовательного процесса

1

В данной статье рассмотрена специфика организации образовательного процесса в вузе с позиции активного субъектного взаимодействия участников, определяющих цели и задачи формирования компетентности бакалавров педагогического образования через освоение содержания основных образовательных программ. Обоснованы характеристики целостного образовательного процесса: организованное межличностное взаимодействие, включенность личностных потенциалов, оптимальная образовательная среда, определяющиеся созданием дидактических и обеспечивающих условий готовности обучающихся проявлять свою активность. Обозначены проблемные зоны неопределенности в контексте развития современной теории и практики высшего образования. Предложены авторские подходы и решение проблемы педагогического обеспечения успешности освоения компетенций бакалавров педагогического образования.

компетенция

компетентность

субъектность

взаимодействие

педагогическое обеспечение

целостный образовательный процесс

1. Зеер Э.Ф. Проблемы развития профессионально-педагогического образования // Казанский педагогический журнал. 2014. № 2(103). С. 9–22.

2. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э. Э. Компетентностный подход как фактор реализации инновационного образования // Образование и наука. 2011 № 8(87). С. 3–14.

3. Крулехт М.В. Педагогика высшей школы: чему и как учить студентов гуманитарного университета // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 1. С. 158–162.

4. Мардахаев Л.В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации // Педагогическое образование и наука. 2010. № 6. С. 4–10.

6. Набиев В.Ш. Оценка эффективности влияния дидактических условий на качество процесса формирования военно-специальной компетентности выпускника военного вуза // Вестник Башкирского университета. 2008. Т. 13, № 1. С. 188–191.

7. Набиев В. Ш. Педагогическое обеспечение электронного контента современных обучающих систем // II Международная научно-практическая конференция «Электронное обучение в непрерывном образовании 2015» (Россия, 16–18 марта 2015 г.): сборник научных трудов. Т. 2. Ульяновск: УлГТУ, 2015. С. 125–135.

8. Сериков В.В. Субъективные основания целостности педагогического процесса // Известия ВГПУ. 2012. № 4(68). С. 12–18.

9. Столин В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. М.: МГУ, 1983. 455 с.

Компетентностный подход инициирует поиск новых закономерностей образовательного процесса, раскрывающих специфику его организации с позиций активного субъектного взаимодействия участников, в ходе которого происходит освоение содержания образовательных программ бакалавриата, рассматриваемое как обретение личностного смысла деятельности, осознание индивидом ценностной значимости образования, развитие коммуникативных способностей и умений применять знания в решении учебных практикоориентированных задач в атмосфере доверия, взаимопомощи и ответственности за результат.

Изменения в содержании высшего образования обусловлены формированием компетентности и переходом от практики традиционного обучения к практике освоения компетенций средствами технологии педагогического обеспечения процесса, путем организации межличностного и группового взаимодействия участников с целью достижения конкретного результата - опыта профессиональной деятельности и гармоничного социального развития личности в целостном образовательном процессе.

Характеристики целостного образовательного процесса

Компетенции можно рассматривать как общие нормативные установки на результат. Освоение компетенций позволяет судить об успешности реализации основной образовательной программы, но не более того. Целью образования бакалавров является компетентность. Формирование компетентности обеспечивается средствами, методами и способами (формами) конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса - педагогов и студентов. Постановка личностно-значимых целей, конкретизация учебных задач позволяют реализовывать образовательные потенциалы исходя из потенциальных возможностей образовательной среды, субъектных личностных качеств обучающихся и педагогического мастерства преподавателей.

Методологическим основанием развития профессионально-педагогического образования является профессионально-образовательное пространство, определяемое как форма взаимосвязи личности с миром профессий и способами получения профессионального образования . В образовательном пространстве вуза, как правило, создаются и обеспечиваются оптимальные условия для взаимодействия субъектов процесса, однако далеко не всегда реализуются поставленные цели и ожидаемые результаты. Успешность формирования компетентности обучающихся, выполнение целей, задач обучения и воспитания определяются выбором методов, средств, качеством организации деятельности и технологиями освоения общекультурных и профессиональных компетенций.

Становление новой образовательной парадигмы обусловливает необходимость обновления содержания и технологии образования, создания новой образовательной среды, принципиально иных оценочных средств результатов обучения и, конечно, подготовки педагогов, способных осуществлять эти нововведения . Компетентностный подход акцентирует наше внимание на воспитательных аспектах деятельности, подчеркивает взаимосвязанность результатов обучения с личностными качествами воспитанников.

Обучение и воспитание как феномены целостного образовательного процесса подтверждают эту закономерность, но при условии продуктивного межличностного взаимодействия педагога и студентов в образовательном пространстве вуза. Использование образовательных ресурсов (потенциалов) среды и включенность личностных потенциалов обучающихся дополняют целостность процесса, повышают значимость педагогического обеспечения на всех его этапах проектирования, планирования и реализации целей, определяют успешность выполнения образовательных задач с учетом дидактических и обеспечивающих условий, а также индивидуальных возможностей самих обучающихся.

В.В. Сериков справедливо замечает, что если педагог субъективно отстранен и его «детище» не является авторским самовыражением, самореализацией, целостность оказывается разрушенной на субъективном уровне, там, где она зарождается, проектируется: «... образование утрачивает целостность, когда субъект отчуждается от процесса, когда то, что он творит, не является его собственным бытием» .

Обеспечивающие условия успешности реализации целей и задач целостного образовательного процесса предлагается рассматривать как эмоционально-позитивную готовность к совместному творчеству на соответствующих уровнях субъект-субъектного взаимодействия (коллективном, групповом, индивидуальном), а также исходя из характера и степени коммуникативной предрасположенности участников по отношению друг к другу (интерес, внимание, понимание, принятие, активность, ответственность). Содержательно-событийное наполнение образовательной деятельности учебного коллектива и взаимонаправленные воспитательные отношения участников процесса также могут являться закономерными основаниями активного и интерактивного субъектного взаимодействия.

Целостность образовательного процесса обеспечивается дидактическими условиями, которые мы рассматриваем в технологическом контексте реализации требований, предъявляемых к педагогическому обеспечению:

§ постановка целей, определение дидактических задач и средств получения результата;

§ оптимальное сочетание традиционных и инновационных подходов, методов;

§ вариативность использования различных форм проведения занятий;

§ применение практикоориентированных диагностических методик, организация контроля, оценивание учебных и образовательных достижений обучающихся, в том числе и оценка субъективных уровней-индикаторов воспитанности студентов;

§ приближение характеристик результата к показателям качества.

Компетентностный подход в высшем образовании, по мнению М.В. Крулехт, имеет особую организацию образовательного процесса. Имеется в виду «... важность психолого-педагогического сопровождения для формирования субъектной позиции студентов, которая является системообразующим условием, обеспечивающим компетентность» . Термин «сопровождение» означает «идти рядом с человеком (субъектом), движущимся вперед, преодолевая трудности в процессе самореализации, достижения жизненно важных целей»: «... это совместное движение (взаимодействие) на основе прогнозирования субъектом перспектив поведения и самопроявления в ситуации развития, направленное на создание условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи и поддержки» . Психолого-педагогическое сопровождение ориентировано на учет уникальности, индивидуальности, неповторимости и нелинейности развития студента как активного участника образовательного процесса . Изучение закономерностей целостного образовательного процесса на предмет его соответствия критериям и показателям успешности/качества формирования компетентности затрудняется неопределенностью развития современной теории и практики высшего педагогического образования, в частности касающихся:

§ неразработанности теоретических основ компетентностного подхода в отношении целей, задач и содержания образовательной деятельности субъектов;

§ отсутствия практикоориентированных механизмов замещения, трансформации и адаптации знаний, умений и навыков, представленных в содержании образования дескрипторами и определителями компетентностного формата;

§ незаданности оснований для выбора критериев и показателей оценивания образовательных компетенций, компонентов и составляющих профессиональной компетентности личности;

§ неопределенности требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), предъявляемых к результатам учебной и обучающей деятельности в вузе.

Очевидно, что проблему неопределенности выбора оснований для формирования компетентности следует рассматривать комплексно, через взаимосвязанность выделенных нами факторов, каждый из которых может быть отнесен к соответствующему направлению педагогического обеспечения образовательной деятельности в вузе: прогностическому, мотивационному, коммуникативно-деятельностному, технологическому.

Объект-субъектные отношения. Характеристика субъектности объекта.

Коммуникативно-деятельностный аспект формирования компетентности

Функционально-ролевые позиции субъектов и характер отношений участников процесса определяют успешность освоения компетенций, а также результаты сформированности компетентности бакалавров в образовательном процессе вуза.

По утверждению В.В. Серикова, продуктом целостного педагогического процесса является не просто личность, а индивидуальность, т.е. личность, творчески усвоившая культуру, обнаружившая и раскрывшая свой потенциал, овладевшая не только собственной социальной сущностью, но и специфическим индивидуальным способом существования . Речь идет о способностях к адаптации, о проявлении умений и навыков ориентации в окружающем образовательном пространстве вуза, имеется в виду опыт мобилизации внутренних сил - самоутверждения и личностного становления в ситуациях, связанных с преодолением трудностей, решением образовательных задач и проблем жизненного плана.

По определению Л.В. Мардахаева, ситуация (от франц. situation) - система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредующих его активность, совокупность обстоятельств и условий, на фоне которых актуализируется какое-либо событие . Педагогическая ситуация также может рассматриваться как совокупность факторов, обусловливающих использование потенциалов образовательной среды в процессе формирования компетентности обучающихся путем организации педагогического обеспечения, направленного на изменение индивидуального и коллективного сознания, воспитания востребованных качеств личности студента и сплочения учебного коллектива.

Объектами целевой заданности педагогического обеспечения компетентности являются личностно-значимые ценностные установки на достижение образовательных результатов, развитие коммуникативных способностей и др. Изменение сознательности студента как закономерный результат воспитания, по В.В. Столину , проявляется через изменение сознания и определяется оценкой качественных показателей - «ощущение», «отношение». Актуализация требований, предъявляемых к личностному потенциалу, позволяет расставить акценты педагогического обеспечения на этапах становления «профессионального самосознания» бакалавров по направлению подготовки 050100 - «Педагогическое образование», от начального уровня восприятия окружающей действительности через градации изменения самооценки до творческого характера деятельности и проявление отношений ответственности :

§ желание и потребность вызывать к себе интерес, ощущать соучастие, заботу и поддержку со стороны (самочувствие);

§ осознание личной успешности в выполнении действий, определяемое условиями учебной и профессиональной деятельности, в сравнении себя с другим/другими (самоорганизация);

§ представление о самом себе как о феномене, обусловленное уровнем образовательных достижений и интегративным характером про- явленных способностей (самооценка);

§ ощущение потребностей дальнейшего профессионального становления и личностного развития (самоактуализация).

Мы отмечаем своеобразие коммуникативно-деятельностного аспекта формирования компетентности у студентов педагогического вуза, что определяется признаками гуманизации отношений будущих учителей, такими как внимание, интерес, понимание, принятие, ответственность, активность и др. При этом деятельностные характеристики участников образовательного процесса могут соотноситься с уровнями проявления активности: пассивный, нормативный, надситуативный, индивидуально-творческий.

Педагогическое обеспечение в образовательном процессе: методы и технология

Целостный образовательный процесс в педагогическом вузе отличается: высоким уровнем организации разностороннего и гармоничного развития деятельностных и личностных качеств/характеристик обучающихся; конкретными целями воспитания и обучения, адекватным выбором средств их достижения - характеризуется соответствием процедур оценивания/диагностики разработанным индикаторам уровневого соотнесения критериев и показателей сформированности результата/качества. В целостном образовательном процессе основаниями для выбора компонентов (цели, задачи, средства, методы, технологии, диагностические измерители и др.) является смысловой контекст соответствия: запросов - ожиданиям; процессного обеспечения - предъявляемым к нему требованиям; полученных результатов деятельности - приложенным усилиям и т. д.

По утверждению В.В. Серикова: «... образовательный процесс является целостным, если его субъекты - педагоги и воспитуемые - реализуют в нем свои целостно-сущностные качества - субъектность, креативность, способность к самореализации» . Педагогическое обеспечение целостного образовательного процесса характеризуется заданностью ориентиров направленности, равнозначностью субъектного взаимодействия педагогов и воспитанников, соблюдением заданных дидактических условий.

Основными направлениями педагогического обеспечения в вузе являются:

§ планирование образовательного процесса и прогнозирование результата образования;

§ соответствие дидактических условий формирования компетентности заданности требований ФГОС к результатам образования бакалавров;

§ организация субъект-субъектных отношений в образовательном процессе;

§ диагностика качества процесса формирования компетентности и показателей освоения компетенций;

§ анализ ситуации, обработка результатов, принятие решений и др.

Педагогическое обеспечение целей и задач образовательной деятельности субъектов включает: эмоциональный настрой обучающихся, мониторинг педагогических ситуаций и соблюдение требования технологичности процесса. Эмоциональный настрой обеспечивается методами/средствами педагогического сопровождения и поддержки креативности обучающихся, конструированием отношений на уровне отдельных личностей, в групповых «содружествах» и учебном коллективе в целом.

Для этого организуется мониторинг педагогических ситуаций, который осуществляется методом наблюдения и фиксации проявления признаков взаимности в межличностных отношениях: внимание, интерес, понимание, принятие, ответственность, активность; отсутствия взаимности - безразличие, безответственность, равнодушие и др. Следует учитывать деятельностные характеристики субъектности, которые проявляются как: пассивная, нормативная, надситуативная, индивидуально-творческая. При переходе от массово групповых форм педагогического взаимодействия к адресной направленности педагогического сопровождения конкретных субъектов обучения и воспитания необходимо обеспечить условия предоставления индивидуальной педагогической помощи .

Особое значение в педагогическом обеспечении процесса имеет технологический аспект. Э.З. Феер и Э.Э. Сыманюк утверждают, что для формирования не просто ЗУНов, но именно компетентностей, компетенций и метакачеств традиционный предметный подход далеко не всегда пригоден . Следует согласиться, что действительно, Знания Умения Навыки как характеристики деятельности в системе высшего образования не позволяют оценивать качество межличностных отношений напрямую или судить о качествах личности, так как отсутствуют практико-ориентированные механизмы замещения, трансформации, адаптации ЗУНов дескрипторами/определителями компетентностного формата и условия технологического соответствия деятельности педагогического обеспечения диагностики, контроля, оценки качества результата.

Высокая эффективность применения профессионально ориентированной технологии формирования военно-специальной компетентности (ВСК) курсантов Ульяновского высшего военного университета связи имени Г.К. Орджоникидзе, включающей практико-ориентированные механизмы замещения, трансформации и адаптации знаний, умений и навыков, подтверждалась выполнением дидактических условий . Педагогическое обеспечение формирования личностной составляющей ВСК при этом учитывало: познавательную активность, профессиональное самосознание, творческие способности и др. Компонентами деятельностной составляющей ВСК при этом являлись специальные знания, умения, навыки и опыт профессиональной деятельности.

Проблема несоответствия традиционного комплекса оценочных средств и методики оценивания учебных достижений обучающихся в системе высшего образования является, на наш взгляд, краеугольным камнем преткновения, т.е. ключевым моментом становления компетентностного подхода на данном этапе развития образования в нашей стране. Решение проблемы будет определяться, на наш взгляд, новой дидактической концепцией и разрабатываемыми положениями «Теории образовательного потенциала», которые вносят определенный вклад в современную педагогическую теорию и практику образования.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Ульяновской области в рамках научного проекта № 15-16-73003/15

Рецензенты:

Ильмушкин Г.М., д.п.н., профессор, зав. кафедрой Высшей математики ДИТИ НИЯУ МИФИ, г. Димитровград;

Булынин А.М., д.п.н., профессор кафедры педагогики профессионального образования и социальной деятельности ФБГОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», г. Ульяновск.

Библиографическая ссылка

Набиев В.Ш. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСПЕШНОСТИ ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22712 (дата обращения: 18.09.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Теоретические сведения

Психология - удивительная наука. Одновременно она и молода, и является одной из самых древних наук. Уже философы античности размышляли над проблемами, которые актуальны и для современной психологии. Вопросы соотношения души и тела, восприятия, памяти и мышления; вопросы обучения и воспитания, эмоций и мотивации поведения человека и многие другие ставились учеными, начиная со времени возникновения первых философских школ Древней Греции в 6-7 веках до нашей эры. Но древние мыслители не были психологами в современном понимании. Символической датой рождения науки психологии считают 1879 год, год открытия Вильгельмом Вундтом в Г ермании, в городе Лейпциг, первой экспериментальной психологической лаборатории. До этого времени психология оставалась умозрительной наукой. И только В. Вундт взял на себя смелость объединить психологию и эксперимент. Для В. Вундта психология была наукой о сознании. В 1881 г. на базе лаборатории открывается институт экспериментальной психологии (существующий и поныне), который становится не только научным центром, но и международным центром по подготовке психологов. В России первую психофизиологическую лабораторию экспериментальной психологии открыл В.М. Бехтерев в 1885 г. при клинике Казанского университета.

1

Работа посвящена реализации практико-ориентированной направленности подготовки будущего юриста в высшем учебном заведении, механизмом которой выступает педагогическое обеспечение. Под педагогическим обеспечением понимается особый вид профессионально-педагогической деятельности, направленной на активизацию и актуализацию образовательных ресурсов, требуемых для обеспечения эффективности образовательного процесса. Подчеркивается, что для педагогического обеспечения как явления характерны свойства динамичности, многоаспектности и многоуровневости. Как совокупность ресурсов и условий понятие педагогического обеспечения обладает философским дуализмом. В зависимости от конкретных образовательных задач в педагогическом обеспечении преобладают системные или процессные качества. Отмечается, что социализация в процессе педагогического обеспечения осуществляется через взаимодействие участников с социумом и между собой; взаимодействие происходит в различных формах и разными методами.

педагогическое обеспечение

практико-ориентированная направленность

педагогические условия

ресурсный подход.

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – Екатеринбург: Деловая книга, 1995. – 224 с.

2. Измайлова В.В. Педагогическое обеспечение: сущность и структура понятия // Ярославский педагогический вестник. – 2012. – № 2. (т. 2).

3. Романов Н.Н. Педагогическое обеспечение интеграции содержания общего и профессионального образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Якутск, 2004. – 20 с.

4. Коровкина Т.Е. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления будущего учителя на начальном этапе обучения в вузе: дис. … канд. пед. наук. – Кострома, 2004. – 211 c.

5. Тимонин А.И. Концептуальные основы социально-педагогического обеспечения профессионального становления студентов вуза. – Кострома, 2007. – 216 с.

6. Шепелева Н.В. Педагогическое обеспечение процесса социализации учащихся в негосударственном образовательном учреждении: дис. ... канд. пед. наук. – Кострома, 2004. – 211 c.

7. Протасова И.В. Педагогическое обеспечение процесса накопления учащимися социального опыта в условиях школы-гимназии: дис. ... канд. пед. наук. – Кострома, 2001. – 235 c.

8. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: ЦК ФЛ РАО, 1997. – 248 с.

9. Игнатова В.В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в образовательном процессе: монография. – Красноярск: СибГТУ, 2000.

Система современного высшего образования должна в итоге обеспечить ускоренную социализацию каждого выпускника - будущего юриста, уверенное вхождение в самостоятельную трудовую жизнь каждого молодого специалиста, заложить прочную базу для построения успешной профессиональной карьеры молодого юриста.

Особая гражданская значимость практической деятельности юриста неизбежно определяет систему чрезвычайно высоких требований к качеству подготовки будущего юриста. В свою очередь, мы утверждаем, что качество подготовки будущего юриста в значительной мере зависит от педагогического обеспечения практико-ориентированной направленности подготовки.

Социальный заказ системе профессионального образования ориентирует высшие учебные заведения, в том числе и юридического профиля, на интенсификацию и информатизацию образования с использованием современных подходов и технологий, увеличение доли самостоятельной и практической работы студентов, а за счет этого и повышение качества профессиональной подготовки молодых специалистов.

В общем случае под обеспечением принято понимать создание системы мер, средств, методов и способов для реализации потенциальных возможностей некоторой социальной системы с целью регулирования ее функционирования и развития .

Под педагогическим обеспечением обычно понимается особый вид профессионально-педагогической деятельности, направленной на активизацию и актуализацию образовательных ресурсов, требуемых для обеспечения эффективности образовательного процесса .

Характеризуя педагогическое обеспечение, исследователи этого феномена подчеркивают, что для него характерны такие свойства, как динамичность, многоаспектность и многоуровневость .

А.И. Тимонин рассматривает социально-педагогическое обеспечение и понимает под ним особую педагогическую деятельность, которая заключается в управлении функционированием и развитием совокупности средовых, институциональных и личностных ресурсов, участвующих в процессе формирования позиции обучающегося . Данная деятельность предполагает выявление функциональности каждого конкретного ресурса, установление функциональных взаимосвязей, проявляющихся в заданных педагогических условиях.

Выделяются две трактовки понятия «педагогическое обеспечение»:

1) через ресурсный подход;

2) через совокупность педагогических условий.

В рамках ресурсного подхода педагогическое обеспечение представляется как социально-педагогическое обеспечение и может быть определено как управление совокупностью ресурсов, ее функционированием и развитием.

В связи с тем, что внешняя социальная среда, наряду с другими ресурсами, оказывает значительное воздействие на формирование профессиональных компетенций и развитие личности обучающегося , системе управления образовательным учреждением следует активно использовать ресурсы внешней среды. При этом под внешней социальной средой мы понимаем условия жизнедеятельности человека - духовные, материальные и общественные .

Педагогическое обеспечение призвано оказывать содействие успешной целенаправленной социализации всех учащихся соответственно возрасту и личностным ресурсам . Социализация в процессе педагогического обеспечения осуществляется через взаимодействие участников с социумом и между собой. Взаимодействие происходит в различных формах и разными методами.

В работах Протасовой И.В. используется следующая трактовка исследуемого понятия . Педагогическое обеспечение рассматривается как целостная совокупность ресурсов и условий. Ресурсы делятся на внутренние и внешние. Внутренние ресурсы предполагают наличие образовательной среды. Образовательная среда создает возможности для самореализации обучающегося через многообразие и преемственность различных видов образовательной деятельности .

Среди условий педагогического обеспечения выделим планирование деятельности образовательного учреждения, а также партнерские отношения участников процесса, рефлексивность образовательной деятельности, диалогичность взаимодействия .

Таким образом, под процессом педагогического обеспечения перечисленными авторами понимается особый вид организационно-педагогической деятельности, направленной на создание условий и активизацию ресурсов с целью обеспечения эффективности образовательного процесса.

Анализ научной и методической литературы и педагогической практики показывает, что до настоящего времени в отечественном образовании недостаточно разработана проблема педагогического обеспечения практико-ориентированной направленности подготовки юристов в процессе обучения в вузе, включающая эффективные технологии формирования у будущих специалистов современного научного мировоззрения и креативных компетенций для осуществления профессиональной деятельности в непростых условиях лавинообразного нарастания объема нормативно-правовой информации, а также интенсивных и весьма существенных изменений в правоприменительной практике.

Необходимость педагогического обеспечения практико-ориентированной направленности подготовки будущего юриста в процессе обучения в вузе становится еще более актуальной в связи с тем, что в последнее время уровень подготовки абитуриентов, готовности их к обучению в вузе сильно неоднороден.

Определенная часть вчерашних школьников имеет слабую мотивацию к обучению или же низкий уровень интеллекта, многим не хватает целеустремленности, волевых качеств. Одновременно с этим молодые люди часто неадекватно оценивают свои возможности и способности. Такие абитуриенты не готовы к усвоению новых знаний, самостоятельной учебной деятельности и выполнению требований ГОС ВПО. Другая часть абитуриентов не готова к самостоятельному выбору профессии, к ответственности за результат своего обучения.

Глобальные тенденции современного образования, переход на новые стандарты, повышение практической направленности и самостоятельности образовательного процесса наряду с разнородностью и общей неподготовленностью абитуриентов также диктуют необходимость своевременной квалифицированной помощи обучающемуся практически на каждом шаге образовательного процесса. В то же время нельзя допустить, чтобы эта помощь превратилась в прямое руководство, возврат к потере самостоятельности и самоопределения.

Адекватной помощью студенту может стать педагогическое обеспечение практико-ориентированной направленности подготовки будущего юриста в процессе обучения в вузе. Педагогическое обеспечение призвано оптимизировать процесс формирования профессиональных компетенций как интегративных качеств личности обучающегося и социализации его личности. Педагогическое обеспечение вызывает актуализацию ресурсов через структурирование учебного времени, учебного пространства, состава участников и методов их взаимодействия.

Модель системы педагогического обеспечения практико-ориентированной направленности подготовки будущего юриста в процессе обучения в вузе включает:

Цель - формирование профессиональных компетенций будущего юриста на заданном уровне;

Результат - сформированность профессиональных компетенций будущего юриста на заданном уровне;

Принципы организации практико-ориентированного учебного процесса будущих юристов в вузе;

Этапы практико-ориентированного формирования профессиональных компетенций будущего юриста;

Формы, методы и средства практико-ориентированного формирования профессиональных компетенций будущего юриста;

Методическое обеспечение практико-ориентированного формирования профессиональных компетенций будущего юриста;

Критерии и показатели, а также уровни сформированности профессиональных компетенций будущего юриста по компонентам структуры педагогического обеспечения практико-ориентированной направленности;

Организационно-нормативное обеспечение социального партнерства вуза, работодателя и студента;

Направления, формы, методы и средства наставничества опытных специалистов.

Таким образом, под педагогическим обеспечением мы понимаем взаимосвязанную систему факторов и организационно-педагогических условий процесса их развертывания посредством специальных педагогических форм, методов, процедур и приемов (технологий) .

Вышеприведенное исследование понятия педагогического обеспечения позволяет нам сделать вывод: как совокупность ресурсов и условий педагогического обеспечения обладает философским дуализмом, эта двойственность проявляется в наличии у данного феномена характерных свойств как процесса, так и системы. Как совокупность ресурсов педагогическое обеспечение выражает характеристики системы. Как совокупность условий - характеристики процесса. В зависимости от конкретных образовательных задач в педагогическом обеспечении преобладают системные или процессные качества.

Результатом педагогического обеспечения практико-ориентированной направленности подготовки будущего юриста в процессе обучения в вузе должна стать сформированность профессиональных компетенций молодого юриста на уровне не ниже требуемого.

Рецензенты:

Ярычев Н.У., д.п.н., к.ф.н., профессор, заведующий кафедрой теории и истории социальной работы, ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет», г. Грозный;

Мусханова И.В., д.п.н., профессор ка федры теории и истории социальной работы, ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет», г. Грозный.

Работа поступила в редакцию 18.11.2014.

Библиографическая ссылка

Цамаева А.А. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ЮРИСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-10. – С. 2269-2271;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35932 (дата обращения: 18.09.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Информационная справка о психолого-педагогическом обеспечении реализации основной общеобразовательной программы МБДОУ

Основной целью системы психолого-педагогического обеспечения педагогического процесса в МБДОУ, выступает создание условий, направленных на полноценное психофизическое развитие детей и обеспечение их эмоционального благополучия. Для успешной деятельности педагога - психолога в дошкольном учреждении необходимо создание условий для реализации психолого-педагогической деятельности. К условиям реализации психолого-педагогической деятельности относятся: материально-техническое обеспечение данного направления работы, информационно-методическое обеспечение. Материально-техническое обеспечение включает в себя: кабинет педагога-психолога, уголки психологической разгрузки по группам. Эффективность функционирования психологического кабинета детского сада «Петушок» основывается на требованиях о методическом и организационном обеспечении кабинета педагога-психолога, а также подкрепляется необходимым техническим оснащением и оборудованием. С учетом задач работы детского психолога помещение территориально включает несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение.

  1. Зона ожидания . Оснащена стеллажом для расположения литературы, памяток, информационными стендами.
  2. Консультативная зона: м ягкая мебель, журнальный столик, памятки, литература, листы - опросники, анкеты, папки – передвижки.
  3. Рабочая зона: письменный стол, стулья, компьютер, шкафы для хранения методических материалов, дидактических игр и игрушек.
  4. Зона непосредственно образовательной деятельности: детский с тол и стульчики, мольберт, дидактические игры на развитие познавательных процессов, картотека эмоций, материал для развития мелкой моторики.
  5. Психотерапевтическая зона: стеллажи для хранения изобразительных материалов и наборов игрушек.
  6. Зоны релаксационной разгрузки находятся каждой возрастной группе и оснащены матами, пуфами, подушками, «сухой дождь» из атласных ленточек, сенсорные мешочки с разными наполнителями (крупа, песок), материал для развития тактильных ощущений, отражательные дощечки, различные подсветки с шумовыми эффектами, наборы колокольчиков, магнитофон, аудиотека.

Целью психолого-педагогической деятельности является обеспечение психического здоровья детей и содействие их полноценному развитию. Педагог-психолог в своей работе решает следующие задачи: учет в своей деятельности с детьми возможности развития каждого возраста; развитие индивидуальных особенностей ребенка; создание благоприятного для развития ребенка климата в детском саду; оказание своевременной психологической помощи, как детям, так и их родителям, педагогам; подготовка детей к школьному обучению.

Формы работы психолого-педагогического сопровождения: диагностическая деятельность, непосредственно-образовательная деятельность педагога-психолога, консультативная работа, психопрофилактическая, просветительская, организационная. адаптационная деятельность.

1.Диагностическая деятельность. В диагностической деятельности принимает участие Психолого-медико-педагогический консилиум МБДОУ, что позволяет рассматривать личность ребенка с учетом всех ее параметров. В результате комплексного подхода всех специалистов детского сада решаются следующие задачи: Выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии детей; Выявление детей, нуждающихся в дополнительной помощи со стороны специалистов; Формирование рекомендаций для родителей и педагогов по организации помощи детям методами и способами доступными педагогическому коллективу для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционно-развивающего сопровождения; Отслеживание динамики развития и эффективности, индивидуализированных коррекционно-развивающих программ; Организация взаимодействия между педагогическим коллективом образовательного учреждения и специалистами. Диагностика проводится два раза в год (сентябрь и апрель). В результате диагностики выявляются дети с нарушениями развития.

2. Непосредственно образовательная деятельность основывается на перспективном планировании, которое включает в себя: Элементы психогимнастики для детей младшей группы; Цикл игровых приемов и упражнений на развитие эмоций «Давайте жить дружно» и элементов программы «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» для детей старшей возрастной группы; Использование игр и тренинговых упражнений, направленных на успешную адаптацию к обучению в школе. Непосредственно образовательная деятельность педагога - психолога в МБДОУ также предполагает использование таких форм работы как: Использование элементов игровой терапии; Применение арт-терапевтических элементов (рисунок, лепка, аппликация); Использование дидактических сказок и рассказов. Одним из актуальных направлений является полоролевое воспитание. Для этого проводится блок мероприятий, куда входят: беседы «наши отношения», «кто я»; игры «Кто сильнее», «защитники девочек»; чтение специально подобранной литературы и продуктивные виды деятельности, театрализованная деятельность. В своей работе придерживаюсь принципа индивидуального подхода к каждому ребенку, учитывая его внутренний мир, личностные качества и положение в детском коллективе, что помогает ребенку в адаптации и социализации в общественной жизни.

3.Консультативная работа включает в себя: анкетирование родителей; семинары – практикумы для педагогов; тематические выступления на родительских собраниях, индивидуальные консультации для специалистов и родителей, конференции, семинары, вечера вопросов и ответов, деловые игры с участием психолога, педагогов, родителей.

4.Просветительская работа. Просвещение родителей и педагогов занимает важное место в системе психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса. Так как оно носит предупреждающий характер, т.е. профилактический. Педагог-психолог детского сада обеспечивает родителей и педагогов своевременной информацией об актуальных состояниях ребенка, возможных проблемах, которые могут возникнуть в будущем.

5.Особое внимание в психолого-педагогическом сопровождении уделяется психопрофилактике нарушений детской психо-эмоциональной сферы. По данному направлению проводится преемственная работа с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, учителем-логопедом. С педагогическим коллективом педагог- психолог проводит обучающие тренинги по использованию «релаксационных пауз», «психомышечных разминок». Педагогом психологом организуется наблюдения в течение дня - как регламентируется деятельность детей, с целью выявления неблагоприятных факторов.

6.Организационно-методическая работа предполагает: участие в РМО, пополнение пособий, оформление психологической документации, изучение новинок литературы.

7.Неотъемлемлемой частью работы педагога-психолога в МБДОУ является психологическое сопровождение детей в период адаптации. С этой целью утверждено положение об адаптационном периоде, которое включает в себя: общее положение, организация деятельности педагога-психолога в адаптационный период, организация деятельности воспитателей в адаптационный период, обязанности родителей. На каждого вновь прибывшего ребенка заводится адаптационная карта, где фиксируется эмоциональное состояние ребенка, социальные контакты, сон и аппетит. Динамика развития и эффективность использования выбранных методов и форм работы отражается в индивидуальной карте ребенка.


Востребованность педагогического обеспечения социальной работы с молодежью обусловлена особенностями положения данной категории в обществе. Эта проблема всегда привлекала внимание практиков и теоретиков, однако как научный феномен более пристально стала рассматриваться лишь в последние десятилетия.

Многие специалисты сходятся в том, что педагогическое обеспечение социальной работы с молодежью это – система мер, совокупность мероприятий, ресурсов и условий, вид деятельности. Обеспечение в социальной работе проявляется одновременно: как комплекс экстренной помощи; как специфическая деятельность в сфере человеческих отношений; как процесс восстановления собственного потенциала; как специфическое средство интенсификации и повышения эффективности конкретного вида человеческой деятельности, общения (В.С. Торохтий).

Раскрывая сущность педагогического обеспечения, многие авторы исходят из ряда разрабатываемых современной наукой идей, которые находятся на междисциплинарном уровне, порождены взаимопроникновением и взаимодополнением различных отраслей человеческого знания. В первую очередь, это отдельные положения концепции воспитательных систем (научная школа Л.И. Новиковой), в соответствии с которыми молодежные центры можно рассматривать как самоорганизующуюся социально-педагогическую систему.

Еще одним основанием процесса социально-педагогического обеспечения является рассмотрение воспитания как целенаправленного управления процессом развития личности (Х.Й. Лийметс).

В современной научной литературе устоялось понимание управления как особого рода деятельности, направленной на обеспечение функционирования и развития системы. Главная особенность социального управления состоит в том, что субъектом и объектом в нем является человек. Сущность и назначение данного процесса могут быть представлены:

Во-первых, как поддержание, сохранение на определенный период времени параметров (характеристик, значений, результатов), которые свойственны управляемому объекту;

Во-вторых, как улучшение, развитие, совершенствование параметров объекта, системы, в результате чего они переходят в новое, желаемое состояние;

В-третьих, как ухудшение или сведение «к нулю» параметров системы, то есть ее реорганизация или дезорганизация, ликвидация. Соответственно можно говорить об управлении функционированием (или стратегии сохранения) и управлении развитием (стратегии развития) системы.

Традиционное представление об управлении раскрывается в таких характеристиках как целенаправленное воздействие субъекта на объект управления, влияние управляющей системы на управляемую с целью перевода последней в качественно новое состояние, внедрение элементов научной организации труда. Сегодня в управлении происходит переход от «философии воздействия» к «философии взаимодействия», сотрудничеству, рефлексивному управлению. В данном контексте привлекает своей личностной направленностью теория менеджмента. В свою очередь, в науке существует понимание менеджмента как управления различного рода ресурсами.


Педагогическое обеспечение рассматривается как управление функционированием и развитием системной совокупности ресурсов, привлекаемых для осуществления процесса социальной работы с молодежью. Под ресурсом здесь понимаются средства, которые могут быть задействованы для достижения цели. Условно их можно разделить на четыре группы.

К личностным ресурсам относятся социальный статус, социальные роли, личностная позиция, жизненный опыт, мотивационно-потребностная сфера, индивидуальные свойства молодого человека и уровень их развития. К институциональным ресурсам можно отнести содержание и технологии определенного уровня образования, структуру образовательного или социального учреждения и организации процесса поддержки в нем, наличие специалистов, в чьи функциональные обязанности входит осуществление обеспечивающего процесса. В группу субкультурных ресурсов общности включают специфический набор ценностных ориентаций, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей, а также статусную структуру; набор предпочитаемых источников информации; определенные увлечения, вкусы и способы свободного времяпрепровождения; фольклор, специфические знаки и символы, присущие общности. Следующую группу ресурсов обозначают как ресурсы социальной среды, относя к ним не столько наличие материальных объектов, других образовательных, социальных учреждений, промышленных предприятий, учреждений культуры, общественных организаций и политических движений, административных органов, сколько взаимодействие с ними участников процесса педагогического обеспечения социальной работы.

Педагогическое обеспечение социальной работы с молодежью связано с разрешением двух групп противоречий. Одни связаны с организацией социальной работы с данной категорией населения. Другие – затрагивают непосредственно личность молодого человека.

Первая группа объединяет противоречия, касающиеся выбора эффективных форм, приемов, технологий организации социальной работы с молодежью.

Актуальным является противоречие между необходимостью внедрения в деятельность учреждений, реализующих государственную молодежную политику, новых социальных технологий, созданных специально для работы с такой специфической социально-демографической группой как молодежь и отсутствием специалистов, обладающих не просто достаточным, а постоянном повышающимся уровнем профессионализма, и, имеющих индивидуальный опыт включения в инновационные формы работы в качестве участников программ и проектов.

Анализ существующего опыта показывает, что традиционными формами работы с молодежь являются: курсы и постоянно действующие семинары, практикумы, круглые столы методические объединения, научно-практические конференции. К инновационным формам работы можно отнести: конкурс профессионального мастерства среди работников молодежной сферы, конкурс на лучшее социальное молодежное учреждение, творческие проблемные лаборатории, различные формы сотрудничества коллективов учреждений, стажировки, организационно-деятельностные игры, аттестацию. Но, к сожалению, данные формы не являются исчерпывающими, и требуется организация специальной системы повышения квалификации специалистов, работающих с молодежью.

Для эффективной организации социальной работы с молодежью важным является разрешение противоречия, связанного с необходимостью в повышении квалификации работников молодежной сферы и существующими традиционными формами и методами переподготовки кадров, которые в большинстве своем, ориентированы, в основном, только на передачу знаний и формирование частных умений, что не всегда отвечает современным запросам молодежи. Кадровый состав сферы государственной молодежной политики в настоящее время формируется за счет работников органов по делам молодежи; работников органов местного самоуправления; сотрудников учреждений и организаций, работающих с молодежью; работников учреждений негосударственного сектора, оказывающих социальные услуги молодежи; активистов молодежных общественных объединений; преподавателей и консультантов образовательных учреждений, реализующих программы среднего, высшего и дополнительного профессионального образования в сфере государственной молодежной политики. Это не позволяет обеспечить качественную реализацию государственной молодежной политики и требует более качественной подготовки специалистов по работе с молодежью.

Кроме того, в существующей системе повышения квалификации можно выделить и другие следующие недостатки:

Недостаточное государственное финансирование;

Неразработанность целевого компонента повышения квалификации, критериев оценки эффективности данного процесса, ориентация на валовые показатели;

Несовершенство инструментария анализа эффективности процесса повышения квалификации;

Слабо выраженный содержательный аспект преемственности в сфере подготовки кадров на разных уровнях системы;

Эпизодичность повышения квалификации специалистов;

Унификация содержания и форм повышения квалификации;

Не достаточное кадровое обеспечение системы повышения квалификации в отношении подбора кадров, их подготовки, расстановки, профессионального совершенствования;

Неразработанность системы стимулирования повышения специалистом молодежной сферы собственной профессиональной квалификации;

Снижение мотивации участия специалистов по работе с молодежью в мероприятиях по повышению квалификации.

В тоже время, в качестве положительного момента необходимо отметить, что во всех субъектах Российской Федерации функционируют органы по делам молодежи, численность сотрудников которых достигает более 2000 человек. При органах по делам молодежи субъектов Российской Федерации функционирует более 2000 учреждений социального обслуживания молодежи, 1750 подростково-молодежных клубов (центров), более 2000 клубов (центров) молодой семьи, более 7000 центров отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи. Таким образом, в инфраструктуре сферы государственной молодежной политики работает около 100 тысяч человек, которые нуждаются в более эффективной профессиональной переподготовке.

В тоже время, на сегодняшний день в молодежной отрасли ощущается недостаток квалифицированных кадров. В данном случае, под квалифицированными кадрами мы понимаем лиц с высшим гуманитарным образованием (например, к данной категории мы относим лиц, имеющих высшее педагогическое образование).

Отсюда следует необходимость разработки системы повышения квалификации, которая включает в себя обучение руководителей, специалистов органов управления по делам молодежи, работников областных и муниципальных молодежных учреждений, лидеров общественных объединений, волонтеров. На сегодняшний момент целесообразно использовать такие формы работы как лекции (ориентирующие, инструктивные, систематизирующие, проблемные); проектные семинары; модерация. Данные формы повышения квалификации активно содействую развитию профессионального самосознания специалистов по работе с молодежью, повышению требовательности к себе, они тесно связаны с вузовским этапом получения квалификации и с дальнейшим ее повышением.

Вторая группа противоречий, связанная с организацией педагогического обеспечения социальной работы с молодежью, относится непосредственно к личности молодого человека.

Например, довольно четко проявляется противоречие между обусловленными новым социальным статусом, требованиями к личности молодого человека, в связи с переходом его на новый возрастной этап, его ответственности за себя и свои поступки и неготовностью вчерашних подростков к их реализации. В его разрешении должны быть задействованы все ресурсы личности и социальной среды, ряд институциональных возможностей (способ организации воспитательного процесса в молодежном центре и наличие педагогов, его осуществляющих) и субкультурных ресурсов общности (набор ценностных ориентации, норм поведения, статусная структура, предпочитаемые способы организации свободного времени, фольклор, знаки и символы). Взаимосвязь, взаимообусловленность и взаимоактуализация этих возможностей осуществляется через обучение актива, которое организуется многими комитетами по делам молодежи.

Следующим является противоречие между потребностями личности молодого человека в самореализации, самоутверждении, защите, принятии и изменением жизненной ситуации, вхождением в новую общность со своеобразной структурой, ценностями и возможностями. В разрешении данного противоречия задействованы личностные ресурсы (потребности, обусловленные возрастными особенностями, занимаемая личностью позиция, наличие жизненного опыта, индивидуальные свойства и уровень их развития), ресурсы социальной среды и ряд субкультурных ресурсов общности (набор предпочитаемых источников информации и способов проведения досуга, статусная структура, набор ценностных ориентации и норм поведения). Функциональное назначение этих ресурсов реализуется в следующих формах: ежегодный сбор молодежного актива, проектные семинары, система кураторства, научно-педагогические отряды и объединения, которые организуются при молодежных центрах.

Остро ощущается в наши дни противоречие между высокими требованиями к умениям и самоорганизации молодого человека, в связи с его вступлением во взрослую жизнь и наличным уровнем их развития. В разрешении данного противоречия используются все личностные и институциональные ресурсы, а также возможности субкультуры общности (предпочитаемые источники информации, фольклор): ежегодный сбор молодежного актива, проблемные лекции, которые организуют преподаватели высших учебных заведений.

Следующим является противоречие между возрастными потребностями в личностном и профессиональном самоопределении, поиске путей его реализации и недостаточностью знаний о себе, своих возможностях и возможностях среды для осуществления этих процессов. Преодоление такого противоречия возможно благодаря личностным ресурсам, субкультурным ресурсам общности, а также ряду институциональных (способ организации воспитательной работы в молодежном центре, наличие педагогов, ее осуществляющих, технологии воспитательной и социальной работы с молодежью), ресурсов социальной среды. Это противоречие можно разрешить через использование ежегодного сбора молодежного актива, проблемные лекции, научно-педагогические отряды и объединения, которые организуются при молодежных центрах.

Существует также противоречие между накопленным опытом взаимодействия с работниками молодежной сферы, имеющимся у молодого человека, образом будущей жизни и научными знаниями об этих сферах социальной жизни, транслируемыми молодежными центрами.Данное противоречие может быть преодолено благодаря личностным и институциональным ресурсам и ряду субкультурных ресурсов общности (набор предпочитаемых источников информации, набор ценностных ориентации, норм поведения и взаимодействия, определенные увлечения, вкусы, специфические знаки и символы) и ресурсам социальной среды. Потенциалы проблемных лекций психолого-педагогического цикла, которые организуют в молодежных центрах члены научно-педагогических отрядов и объединений, которые организованы при молодежных центрах дают возможность реализовать функциональное назначение этих ресурсов.

Определению содержания педагогического обеспечения социальной работы с молодежью может помочь анализ опыта деятельности различных молодежных центров, традиций воспитания в них, рассмотрели существующих технологий работы с различными категориями молодежи, особенностей формирования личности в системе молодежных центров. Таким образом, можно сформулировать элементы педагогического обеспечения социальной работы с молодежью.

Программирование деятельности молодежного центра, которое предполагает наличие региональных проектов, программ организации воспитания в условиях молодежных учреждений. Данные документы разрабатываются в соответствии с целью деятельности и направлениями работы каждого конкретного молодежного центра. Программы и проекты, которые реализуют в молодежных центрах проходят два этапа: разработка и экспертиза. Их целесообразно разрабатывать исходя из потребностей и запросов региона и особенностей экономического, кадрового административного состояния каждого конкретного молодежного центра. Одной из эффективных форм разработки программ является проектный семинар. Его использование способствует разрешению ряда противоречий существующей практики социальной работы с молодежью. Это специально организованная форма взаимодействия участников обучающего процесса, ориентированная на углубленное рассмотрение проблем существующей практики социальной работы с молодежью и предполагающая проектирование своей деятельности с целью решения существующих проблем. Данная форма предусматривает использование разнообразных методов познания и деятельности, интеграцию знаний и умений из различных сфер науки, самостоятельный поиск участников семинара, создание ситуаций индивидуальной проблематизации в ходе проведения и так далее. Главная задача семинара - выдвижение новых идей и доведение их до стадии проектов. В дальнейшем их авторы могут самостоятельно находить финансирование и воплощать свои замыслы в реальность, кроме того возможна финансовая поддержка со стороны разных государственных структур и фондов.

Проект – это средство управления деятельностью, наиболее конкретная и выполнимая форма для молодежного центра. Он, как правило, включает следующие этапы:

– введение (анализ, разъяснение актуальности, новизны по сравнению с аналогами, указание сферы применения, функционального назначения, выявление конкретной, локальной и решаемой проблемы);

постановку целей деятельности и конкретных, измеряемых и достижимых задач;

управленческо-кадровый аспект (кто может реализовать проект);

характеристику и способ оценки планируемых результатов;

материально-техническое обеспечение.

На стадии экспертизы выявляются плюсы и минусы предложенного материала и возможности реализации проекта в конкретном регионе. В состав совета включаются представители муниципальных органов молодежной политики, высококвалифицированные специалисты в сфере работы с молодежью. По результатам оценки экспертов тот или иной проект получает финансирование и реализуется в деятельности молодежного центра.

В качестве примера в этом плане можно рассмотреть деятельность Государственного учреждения «Областной центр поддержки молодежных инициатив» г. Кострома, основная сфера деятельности которого лежит в области выявления, развития, поддержки молодежной активности и инициативы. Целью деятельности Центра является реализация приоритетных направлений государственной и региональной молодежной политики, в том числе: создание условий для поддержки и развития молодежных инициатив, творчества, профилактика асоциальных проявлений в молодежной среде, формирование механизмов поддержки молодой семьи и студенчества. Центр состоит из 7 отделов: административный, финансовый, хозяйственный и 4 отделов, реализующих программы Центра: Отдел социальных программ; Отдел поддержки талантливой молодежи; Отдел поддержки молодой семьи; Отдел профилактики социального здоровья. В деятельности Областного центра выделяются основные направления работы, ориентированные на поддержку инициатив молодых людей в той или иной сфере развития молодежных и детских общественных объединений, молодежных консультативно-совещательных структур, органов студенческого самоуправления. В рамках каждого направления используются технологии, объединенные в единую систему работы с молодежью по каждому из направлений.

Учреждение строит свою деятельность в соответствии с реализацией следующих программ:

1. «Поддержка студенчества Костромской области»;

2. Программа поддержки талантливой молодежи «Успех в твоих руках»;

3. «Россию строить молодым»;

4. «Профилактика асоциальных явлений в молодежной среде»;

5. «Поддержка молодой семьи»;

6. Региональная программа «Государственная поддержка детских и молодежных общественных объединений»;

7. Региональная программа «Дети Костромской области» направление профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних;

8. Региональная программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту».

Информационная и методическая поддержка специалистов по работе с молодежью – это система педагогических действий, связанная с нейтрализацией прогнозируемых трудностей на этапе подготовки к работе, оказанием оперативной помощи в осуществлении совместной деятельности. Наиболее частым препятствием в деятельности работника молодежной сферы является дефицит знаний, необходимых для осуществления воспитания молодежи: об индивидуальных и возрастных особенностях личности молодого человека; о затруднениях, возникающих при организации социального опыта молодежи, содержании личностных проблем, путях их решения, о способах и приемах оказания индивидуальной педагогической помощи подростку; о технологии создания программного обеспечения деятельности молодежного центра; о формах и методах оптимизации межличностных взаимоотношений. Преодолению этих препятствий способствует наличие системы специальной подготовки и переподготовки специалистов для работы с молодежью: организация проблемных семинаров для работников молодежной сферы; курсы повышения квалификации; проводимые регулярно аттестации руководителей и специалистов специализированных учреждений органов молодежной политики; модерация, которая является формой консультирования и руководства деятельностью группы взрослых в процессе повышения квалификации, ограниченной по месту и времени и позволяющей использовать внутренние резервы (потенциалы) каждого участника и, соответственно, группы для повышения эффективности процесса разработки путей решения проблем.

В настоящее время в Российской Федерации более 100 образовательных учреждений готовят кадры для работы с молодежью (прежде всего, это вузы, реализующие государственный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Организация работы с молодежью»). Объектом их деятельности являются: государственные и муниципальные служащие; сотрудники учреждений и организаций, социальных служб для молодежи; работники учреждений негосударственного сектора; активисты молодежных общественных объединений. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов по работе с молодежью ведется в рамках целого ряда специальностей и направлений подготовки («Менеджмент», «Социальная работа», «Государственное и муниципальное управление», «Юриспруденция», «Управление и экономика на предприятиях», «Управление персоналом»). Однако учебные планы этих специальностей, как правило, не предусматривают специализаций по проблемам молодежи и реализации государственной молодежной политики. При этом, практически во всех вузах, где ведется подготовка кадров для работы с молодежью сформирован необходимый преподавательский состав, ведутся научные исследования, защищаются кандидатские и докторские диссертации по молодежной проблематике.

В то же время, анализ практического опыта свидетельствует о том, что до сих пор ощущается нехватка профильных психологов, социологов, социальных педагогов, социальных работников, специалистов по медико-социальным проблемам юношества, юристов и специалистов по правам детей и молодежи. У значительной части сотрудников молодежных структур отсутствует необходимая профессиональная квалификация и практический опыт. Наблюдается несоответствие количественного состава работников органов по делам молодежи, объему и характеру решаемых ими задач, масштабам и темпам социальных перемен.

Таким образом, кадровый ресурс молодежной политики недостаточен для дальнейшего совершенствования механизма молодежной политики.

Синхронизация воспитательных влияний на личность на разных уровнях взаимодействия: первый уровень – внутри молодежного объединения; второй уровень –между молодежными объединениями; третий уровень – между молодежными центрами; четвертый уровень – внутри региона. Синхронизация воспитательных влияний на личность осуществляется через сотрудничество, организацию совместной деятельности; межвозрастного взаимодействия, через коллективно-творческие дела и социальные проекты; путем гармонизации отношений с общностью, другими, самим собой. Эффективная синхронизация воспитательных влияний предполагает наличие единой цели воспитания личности, единого понимания сущности этого процесса на разных уровнях. При этом средства, пути, формы, технологии воспитательных воздействий могут быть различными, в зависимости от ряда обстоятельств (возможностей центра, уровня подготовки специалистов, особенностей финансирования, политической, экономической, идеологической ситуации региона и так далее). Федеральное агентство по делам молодежи при поддержке Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации ежегодно проводит Всероссийский молодежный образовательный Форум «Селигер».

Содержательно Форум представляет собой широкий спектр образовательных мероприятий, программ в области предпринимательства, профориентации, творчества и инноваций. «Селигер» ориентирован на здоровый образ жизни и способствует развитию творческого, научного и профессионального потенциала молодежи, ее активному привлечению к проведению социально-экономических преобразований в стране, воспитанию чувства патриотизма и гражданской ответственности у молодых людей. На Форуме в рамках 7 тематических смен ежегодно собирается более 20 000 лучших представителей молодежи более чем из 50 регионов Российской Федерации. Они разрабатывают социальные молодежные программы, выпускают молодежные газеты, проводят круглые столы и конференции по актуальным проблемам молодежи. По сути – это «прямой доступ» молодежи к инвестициям, грантам, фондам крупнейших частных компаний и госкорпораций, государственным программам.

Педагогическое сопровождение молодежи в процессе совместной и индивидуальной деятельности. Сопровождение при этом понимается как предоставление молодому человеку совокупности средств, направленных на успешное развитие его в конкретном виде деятельности. Специалист направляет движение, помогает индивиду преодолевать трудности, но выбор целей и средств их достижения остается за молодым человеком с учетом его индивидуальных, возрастных и психологических особенностей, имеющегося социального опыта. Сопровождение реализуется во взаимодействии специалистов молодежной сферы, осуществлении комплексной деятельности по развитию социально значимых качеств личности молодого человека, формированию культуры в процессе коммуникации, стимулирования рефлективности сознания, критичности мышления, ориентации на креативность. Работник молодежной сферы в ходе педагогического сопровождения решает следующие задачи: организация молодежных инициатив; развитие коммуникативных отношений; обеспечение эмоционального комфорта внутри группы; стимулирование рабочего творческого состояния; формирование должного отношения к работе, труду, волевых личностных качеств; создание условий для адекватного переживания опыта, выработки собственных жизненных принципов, установок, профессиональных намерений; формирование внешней культуры поведения (вежливость, внимательность, культура речи и т.д.); когнитивная помощь. Педагогическое сопровождение молодежи включает в себя следующие этапы: индивидуальную и групповую диагностику в приращении индивидуального и социального опыта молодыми людьми, мониторинг эффективности использования вариативных программ, построенных на деятельностной основе и осуществляемых при персонализации педагогического взаимодействия и другие.

Предметом, осуществляемой педагогами диагностики являются: эмоционально-психологический комфорт в молодежном объединении; уровень коммуникативных отношений; степень активности участников осуществляемого процесса; отношение к поступающей от работников молодежной сферы информации; степень расширения знаний в системе социально-культурных отношений.

Таким образом, организация педагогического обеспечения социальной работы с молодежью представляет собой процесс, осуществляемый в ходе прохождения следующих этапов:

Диагностика потенциальных и актуальных возможностей конкретного молодежного учреждения; возможностей региона в педагогическом обеспечении социальной работы с молодежью;

Определение институциональных ресурсов (молодежного объединения, учреждения, региона) и ресурсов среды, характерных для изучаемого объекта;

Определение оптимальной совокупности ресурсов, необходимых для эффективного педагогического обеспечения социальной работы с молодежью (при этом, необходимо учитывать, что ресурсы должны использоваться для преодоления имеющихся противоречий, как на уровне личности молодого человека, так и с организацией социальной работы с молодежью);

Специальная подготовка работников молодежной сферы для эффективного педагогического обеспечения социальной работы с молодежью;

Активизация личностных и институциональных ресурсов через создание специальных разработанных и апробированных региональных проектов, программ организации воспитания в условиях молодежных учреждений;

Получение обратной связи, контроль за результатами, который осуществляется, как правило, в рамках проведения различных конкурсов молодежных центров, конкурсов профессионального мастерства для работников молодежной сферы.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте положение молодежи в России.

2. Какие наиболее типичные формы работы с юношами и девуш­ками используются в деятельности учреждений органов по делам молодежи?

3. Назовите основные этапы социальной помощи уязвимым категориям молодежи.

4. Охарактеризуйте основные направления социальной работы в сфере молодежного досуга.

5. Раскройте содержание основных технологических этапов инновационного проектирования в социальной работе с молодежью.

6. Перечислите основные группы ресурсов, которые могут быть задействованы в процессе педагогического обеспечения социальной работы с молодежью.

Бедулина Г.Ф. Социальное проектирование в работе с подростками «группы риска» в профилактике ВИЧ / СПИДА. – М., 2007.

Богдан, С. В. Технологии нравственного воспитания подростков в культурно-досуговой деятельности / С. В. Богдан // Социально-культурная деятельность: состояние и тенденции развития: сборник научных статей. - Челябинск, 2006. Вып. 1, ч. 2. - 2006. - С. 48-67.

Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Гусова С.А.. Социальная работа с молодежью: учебник для студентов вузов – М.,2006.

Концепция развития кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации. – М., 2008.

Кузьмин В.П., Степашин Н.С., Блинков Ю.А. Проблемы социальной работы с молодежью: учеб. пособие. - Курск, 2006.

Куприянов Б.В.Социальная работа в сфере молодёжного досуга // Социальная работа с молодёжью: Учебное пособие/ Под ред. Н.Ф.Басова.- 3-е изд., М.,- 2010. С.150-170.

Луков В.А. Социальное проектирование: Учеб. пособие. М., 2009.

Лукс Г.А. Социальное инновационное проектирование в региональной молодежной политике. Самара, 2003.

Нормативная правовая база деятельности общественных объединений детей и молодежи // Состояние и перспективы развития детского и молодежного общественного движения в Российской Федерацию. - М., 2005.

Основы социальной работы: Учеб. пособие / Под ред. Н. Ф. Басова. – 4-е изд., испр. – М., 2008.

Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения. – М., 2010.

Рожков М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью: Юногогика. – М., 2008.

Социальная работа с молодежью / Под ред. Н.Ф.Басова. – Изд. 3-е. – М., 2010.

Стратегия 2010: улучшить жизнь уязвимых людей, мобилизуя силы добра и гуманизма. – М., 2001.

Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. – М., 2006.

Современная энциклопедия социальной работы / Под ред. В.И.Жукова. – М., 2008.

Социальная работа: Учебное пособие / Под ред. Н.Ф.Басова. – 2-е изд. М., 2010.

Социальная работа и педагогика: Словарь – справочник / Под ред. Н.Ф.Басова. – Кострома, 2009.