Урок-исследование "Морфология. Части речи"

Урок-презентация, посвящен одной из трудных учебных тем по подготовке выпускников к ЕГЭ. Урок позволит выпускникам восстановить в памяти теоретический материал и закрепить его при выполнении практических заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Жирохова Валентина Александровна - учитель русского языка и литературы

Урок-лекция с элементами беседы

По русскому языку в 11классе

Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского языка.

Цели урока:

  1. углубить знания о понятии «морфологические нормы» речи;
  2. выявить нарушения морфологических норм и отработать навыки правильного образования и употребления грамматических форм слов разных частей речи;
  3. развивать коммуникативные и лингвистические компетенции обучающихся;
  4. повышать уровень речевой культуры и воспитывать любовь к русскому языку;
  5. развивать языковое чутьё.

Формы работы:

  1. индивидуальная, фронтальная, парная.

Методы обучения: проблемно-поисковый

Оснащение: презентация, тесты, карточки, фишки за ответы.

Эпиграф: 1. «Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит» (Д.С.Лихачев)

2. Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни. (Д.И. Писарев ).

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Слово учителя. Здравствуйте! Садитесь.

Сегодня нам предстоит провести урок по подготовке к ЕГЭ по заданиям, связанными с морфологией и культурой речи, с которыми сталкиваются выпускники при выполнении заданий типа А и В.

Открываем тетради, записываем дату, вид работы (соблюдаем орфографический режим ведения тетради).

Я надеюсь, что наше сотрудничество будет плодотворным и полезным. Форма работы будет разной: групповой, фронтальной, парной. Основной принцип парной и групповой работы - взаимоуважение.

  1. Актуализация знаний. Слово учителя.

Предметом нашего разговора является речь. Речь человека – это лакмусовая бумажка его общей культуры. Владение литературным языком – это признак образованности, интеллигентности. На уроке будем говорить о нормах русского языка, о нарушениях этих норм, будем учиться правильно употреблять в своей речи грамматические формы слов разных частей речи. В ходе работы вы должны проявить максимум лингвистических знаний, показать, насколько развиты коммуникативные способности у каждого из вас. Но самое главное, я надеюсь, что наш урок поможет повысить уровень речевой культуры и чувство любви и бережного отношения к русскому языку.

Внимание на экран! Перед вами слова величайшего писателя-классика Антона Павловича Чехова «Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать». Слайд №1. (Запись в тетради)

Как вы понимаете слова А.П.Чехова? (Учащиеся высказывают свои мнения).

Как вы думаете, почему наш урок мы начали с высказывания А.П.Чехова? О чем конкретно будем говорить на уроке? (О правильной речи речи.)

Зачем нам нужно красиво и правильно говорить?

Назовите важнейшие качества хорошей речи. (Правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство речи, её уместность, соответствие стилевому назначению.) Слайд №2. (Запись в тетради)

- Какое из указанных качеств речи по вашему мнению является главным условием хорошей речи? )(Правильность)

Что значит «правильная речь»? (Это речь, в которой соблюдаются все нормы литературного языка). Слайд №3 (Запись в тетради)

Что именно мы подразумеваем под словом «норма литературного языка»? (Это единообразное, образцовое общепризнанное употребление элементов языка.) Слайд №4 (Запись в тетради)

Перечислите, какие языковые нормы речи вам известны. (орфоэпические, нормы словообразования, морфологические, синтаксические, лексические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Слайд №5 (Запись в тетради)

  1. Постановка учебной проблемы.

Слово учителя.

Итак, мы с вами вспомнили все языковые нормы. Ряд заданий ЕГЭ как раз проверяет уровень овладения данными нормами. О каком из них пойдет речь на уроке, вы должны определить, выполнив задание карточки №1. Читаем и обсуждаем в группах.

1группа- Пшенников В, Миронова К, Барахов А, 2группа- Пшенников Д, Чемпосов Т, Тыкынаев Э)

Работа с текстом. Работа в группах.

Карточка №1.

трактор

тра΄ктор ы , а окончание – а тракторы и трактора)

– а тракторы

  1. Об изменениях каких норм идет речь в тексте? Обоснуйте свой ответ. (Учащиеся обсуждают и высказывают свои мнения).
  1. Введение в тему. Формулировка темы урока.

Слово учителя.

Почему предметом речи стали именно морфологические нормы языка? (Учащиеся высказывают свои суждения). На уроке будем говорить о морфологических нормах русского языка. Слайд № 6. (Запись темы урока).

- Что мы имеем в виду под морфологическими нормами? Какие трудности вызывает выполнение заданий, связанных с морфологическими нормами?

Морфологические нормы - это нормы

  1. формообразования имен существительных и прилагательных;
  2. формообразования глагольных форм;
  3. склонения и особенности сочетаемости имен числительных;
  4. правильного определения рода несклоняемых существительных (Слайд №7 )

5. Углубление знаний.

Слово учителя с элементами беседы.

В начале урока мы с вами определили важнейшие качества хорошей речи. Умение говорить и писать красиво издавна считается отличительной чертой культурного, образованного человека. Слова Д.С.Лихачева и Д.И.Писарева, взятые эпиграфом к уроку, ещё раз подтверждают это. Слайд №8. (Запись в тетради ).

Чтобы красиво и правильно говорить и писать, каждому из нас необходимо владеть языковыми нормами. Нам предстоит на уроке рассмотреть случаи нарушения морфологических норм. Начнем с имен существительных. Нам известно, что категория рода у неодушевленных существительных носит формальный характер: род определяется по окончанию.

Как определять родовую принадлежность у несклоняемых существительных, которые не имеют окончаний?

Работа с карточками . Работа в группах.

Карточка №2.

2) Пони, шимпанзе, цеце, какаду, иваси. 1группа

5)СНГ, ООН, МГУ, ГЭС, ФСБ. 2группа

Прошу обменяться карточками и проверить правильность ответов. Ответы на слайде.

Ответ. Слайд №9

  1. Шелковое кашне Яркое кимоно слова, обозначающие неодушевленные предметы
  2. Разрушительный торнадо относятся к ср.р, м.р, ж.р.
  3. Трудный хинди
  4. Вкусная салями
  1. Ласковый пони
  2. Огромный шимпанзе слова, обозначающие названия животных
  3. Редкая цеце относятся к м.р, могут быть ж.р.если речь идет
  4. Яркий какаду о самке
  5. Вкусная иваси слова «цеце» , «иваси»-ж.р.
  1. Юная мисс
  2. Очаровательная фрейлейн род слов, обозначающих людей, соответствует их
  3. Чопорный денди полу.
  4. Старая леди
  1. Знаменитое Онтарио род несклоняемых имен собственных определяется
  2. Ежедневная «Таймс» по родовому понятию (город, река, пустыня,газета)
  3. Солнечный Сухуми
  4. Полноводная Конго
  5. Безжизненная Гоби
  1. СНГ было образовано
  2. ООН объявила род сложносокращенных слов определяется по
  3. МГУ объявил главному слову
  4. ГЭС построена
  5. ФСБ предупредила
  1. Интересный луна- парк род сложных существительных определяется по
  2. Брезентовая плащ- палатка двум правилам: если 1-аячасть не изменяется,
  3. Красивая женщина -посол то род определяется по 2-ой части.

Если склоняются обе части, то по первому слову

Слово учителя.

Итак, что дало нам выполнение данной работы? (Мы рассмотрели трудные случаи в определении рода у несклоняемых имен существительных).

Как часто в повседневнойжизнивстречаются случаи неправильного произношения тех или иных слов? (В жизни часто бывают моменты, когда возникают сомнения в правильности произношения тех или иных слов. Например)

Вывод: Чтобы быть уверенным в том, что вы говорите правильно, надо запомнить правила определения рода неизменяемых существительных. .

В различных вариантах тестовых заданий для опознания представлены неверно образованные формы слов. Чтобы справиться с этим заданием, следует вспомнить основные правила образования наиболее сложных для употребления в речи форм различных частей речи. (Презентация)

Работа с карточками №3. Индивидуальная работа с взаимопроверкой.

б) не прекословьте;

в) эта ткань более светлее;

г) килограмм помидоров.

б) положьте на полку;

в) много вишен;

г) опытные шоферы.

а) несколько помидор;

б) очень озяб;

г) старые профессора.

а) у обоих девушек;

в) несколько юношей;

г) попробую.

а) пара туфель;

б)несколько полотенец;

в)опытные доктора;

г) около пятиста километров.

а)сильнейший борец;

б)здоровые дёсна;

в)сорока рублями;

г)несколько цапель.

Ответы. Слайд №11

а) обойтись семьюдесятью шестью днями;

б) не прекословьте;

в) эта ткань более светлее;

г) килограмм помидоров.

а) к две тысячи восьмом году;

б) положьте на полку;

в) много вишен;

г) опытные шоферы.

а) несколько помидор;

б) очень озяб;

в) до две тысячи двадцать второго года;

г) старые профессора.

а) у обоих девушек ;

б) свыше четырех тысяч метров;

в) несколько юношей;

г) попробую.

а) пара туфель;

б)несколько полотенец;

в)опытные доктора;

г) около пятиста километров .

а)сильнейший борец;

б) здоровые дёсна;

в)сорока рублями;

г)несколько цапель.

Соотнесите свои выводы с правилами, представленными на слайде №11

- Что нового вы узнали сегодня на уроке? Какие моменты урока были для вас наиболее интересны? Какие задания вызвали у вас трудности?

Итак, ребята, мы вспомнили все правила формообразований различных частей речи. Подведем итог нашему уроку.

  1. Подведение итогов.

Разрешите прочитать небольшую цитату из книги Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном»: «Наш язык-это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело…Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно- прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно- это надо». Слайд №12

Я надеюсь, что та информация, полученная сегодня на уроке, поможет вам успешно сдать ЕГЭ.

7. Рефлексия.

Что дал вам этот урок? Каковы ваши впечатления? Какие пожелания вы хотели бы сказать мне, своим одноклассникам? Слайд № 13

8.Д/з. Как часто мы допускаем нарушения морфологических норм? Понаблюдайте за речью окружающих, запишите примеры.

Карточка №1. Прочитайте текст. О каком важном свойстве языковой нормы идет речь в тексте?

Языковые нормы – явление историческое. Некоторые из них были выработаны давно и сохраняются до настоящего времени, а некоторые изменились.

Интересна история вариантов окончаний именительного падежа множественного числа слова трактор . Слово было заимствована в начале ХХ века из английского языка.

Первым его фиксирует «Толковый словарь русского языка» в 3 томе, вышедшем в 1940г. Литературной нормой признается только тра΄ктор ы , а окончание – а (трактора΄) считается просторечным,т.е. нелитературным. Через 23 года выходит 15-й том «Словаря современного русского литературного языка». В нем обе формы (тракторы и трактора)

даются как равноправные, но по форме тракторы отдано предпочтение, она стоит на первом месте. Через 20 лет выходит «Орфоэпический словарь русского языка», в котором окончание – а ставится на первое место как более распространённое. Можно предположить, что через 10-20 лет форму тракторы дадут в нормативных словарях с пометой «устаревшее».

Об изменениях каких норм идет речь в тексте? Обоснуйте свой ответ.

Карточка №2.

По какому признаку сгруппированы слова, определите род, подберите определения. обоснуйте свой ответ.

1)Кашне,кимоно, торнадо, хинди, салями.

2) Пони, шимпанзе, цеце, какаду, иваси.

3) Мисс, фрейлейн, денди, леди, кутюрье.

4) Онтарио,«Таймс», Сухуми, Конго, Гоби.

5)СНГ, ООН, МГУ, ГЭС, ФСБ.

6)Луна-парк, плащ-палатка, женщина-посол.

Карточка №3. .

Найдите ошибки в образовании формы слова. Определите, к какой части речи относятся слова, в которых допущены морфологические ошибки. Сформулируйте правила, необходимые для правильного написания

1. а) обойтись семьюдесятью шестью днями;

б) не прекословьте;

в) эта ткань более светлее;

г) килограмм помидоров.

а) к две тысячи восьмом году;

б) положьте на полку;

в) много вишен;

г) опытные шоферы.

а) несколько помидор;

б) очень озяб;

в) до две тысячи двадцать второго года;

г) старые профессора.

а) у обоих девушек;

б) свыше четырех тысяч метров;

в) несколько юношей;

г) попробую.

а) пара туфель;

б)несколько полотенец;

в)опытные доктора;

г) около пятиста километров.

а)сильнейший борец;

б)здоровые дёсна;

в)сорока рублями;

г)несколько цапель.

Подписи к слайдам:

Республика Саха (Якутия) Олёкминский район МБОУ «Дабанская СОШ» Жирохова Валентина Александровна, учитель русского языка и литературы первой категории
*
*
слайд №1
Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать. А.П.Чехов
*
слайд №1
*
ПравильностьТочностьЛогичностьЧистотаВыразительность
*
слайд №2
*
*
слайд №3
*
*
слайд №4
*
ОрфоэпическиеНормы словообразованияМорфологическиеСинтаксическиеЛексическиеСтилистическиеОрфографическиеПунктуационные
*
слайд №5
*
*
слайд №6
*
формообразование имен существительных и прилагательных; формообразование глагольных форм; склонение и сочетаемость числительных;разграничение функциональных омонимов.
*
слайд №7
*
Вернейший способ узнать человека –его умственное развитие, его моральный облик, его характер- прислушаться к тому, как он говорит. Д.С.Лихачев
Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни. Д.И.Писарев.
*
слайд №9
*
1группа
Кашне, кимоно, торнадо, хинди, салями
2группа
Пони, шимпанзе, цеце, какаду, иваси
3группа
Мисс, фрейлейн, денди, леди, кутюрье
4группа
Онтарио, «Таймс», Сухуми, Конго, Гоби
5группа
СНГ, ООН, МГУ, ГЭС, ФСБ
6группа
Луна-парк, плащ-палатка, женщина-посол
*
слайд №10
*
слова
род
определение
Кашне
Средний
Шелковое
Кимоно
Средний
Яркое
Торнадо
Мужской
Разрушительный
Хинди
Мужской
Трудный
Салями
Женский
Вкусная
*
слайд №11
*
1. Слова, обозначающие неодушевленные предметы, обычно относятся к среднему роду; К мужскому роду относятся слова: бри, сулугуни(сыр),кофе, пенальти, га, торнадо, сирокко (ветер); названия языков: хинди, урду, бенгали и другие; К женскому роду относятся слова: салями (колбаса),кольраби, брокколи(капуста), авеню, стрит(улица) и другие.
*
слайд №12
*
слова
род
определение
Пони
Мужской
Ласковый
Шимпанзе
Мужской
Огромный
Цеце
Женский
Редкая
Какаду
Мужской
Яркий
Иваси
Женский
Вкусная
*
слайд №13
*
2. Названия животных обычно относятся к мужскому роду, но могут относиться и к женскому роду, если идет речь о самке. К женскому роду относятся слова: цеце(муха), иваси (рыба).
*
слайд №14
*
слово
род
определение
Мисс
Женский
Юная
Фрейлейн
Женский
Очаровательная
Денди
Мужской
Чопорный
Леди
Женский
Старая
Кутюрье
Общего рода
Известный
*
слайд №15
*
3. Слова, обозначающие людей, имеют род, соответствующий полу обозначаемого лица. К общему роду относятся одушевленные имена существительные, равноправно называющие и мужчин, и женщин: визави, парвеню, протеже, янки. Большинство несклоняемых названий профессий относится к мужскому роду даже в том случае, если речь идет о женщине: Она - опытный кутюрье. Он известный кутюрье.
*
слайд №16
*
слово
род
определение
Онтарио
Средний
Знаменитое
«Таймс»
Женский
Ежедневная
Сухуми
Мужской
Солнечный
Конго
Женский
Полноводная
Гоби
Женский
Безжизненная
*
слайд №1
*
4. Род несклоняемых имен собственных определяется по родовому понятию (город, река, пустыня, газета, журнал и.т.д.)
*
слайд №1
*
слово
род
Глагол
СНГ
Средний
Образовано
ООН
Женский
Заявила
МГУ
Мужской
Объявил
ГЭС
Женский
Запущена
ФСБ
Женский
Предупредила
*
слайд №1
*
слово
род
определение
Луна-парк
Мужской
Интересный
Плащ-палатка
Женский
Брезентовая
Женщина-посол
Женский
Красивая
*
слайд №1
*
5. Род сложносокращенных слов определяется по главному слову. СНГ (Содружество независимых государств). 6. К мужскому роду относятся слова: вуз, МИД, ЖЭК. Род сложных существительных определяется по двум правилам:Если 1-ая часть не изменяется, то род определяется по 2-ой части: меч-рыба (ж.р), Царь-пушка(ж.р.);Если склоняются обе части, род определяется по первому слову: диван-кровать(м.р), монастырь-крепость (м.р.),платье-костюм (ср.р.).
*
слайд №1
*
*
слайд №1
*
Образование степеней сравнения прилагательных
Сравнительная степень
Превосходная степень
простая
составная
простая
составная
-Е,-ЕЕ-ЕЙ-ШЕ
БОЛЕЕМЕНЕЕ+исходная формаприлагательного
-ЕЙШ--АЙШ-
САМЫЙНАИБОЛЕЕНАИМЕНЕЕВСЕГОВСЕХ+исходная формаприлагательного
*
слайд №1
*
В форме И.п.мн.ч. существительные могут иметь вариантные окончания; - ы(-и) и –а(-я).
*
слайд №1
*
-Ы(-И)
-А(-Я)
адреса, директора, инспектора, паспорта, отпуска, терема, шелка, купола, штемпеля, якоря, борта, буфера, векселя, вечера, вороха, желоба, жернова, инспектора, катера, кителя, клевера, колокола, кузова,купола, окорока, округа, ордера, паспорта, перепела, повара, погреба, профессора, сторожа, тенора, фельдшера, флюгера, штабеля, штемпеля.
Акушеры, бухгалтеры, библиотекари,вы΄боры, грифели, драйверы, диспетчеры,договоры, инструкторы, инженеры, корректоры, лекари, лифты, офицеры, плееры, полисы, порты, принтеры, ре΄кторы, редакторы, склады, слесари, снайперы, то΄кари, то΄рты, тренеры, флигели, флоты, фронты΄,шоферы.
-нулевое окончание
-ов
Ботинок, валенок, чулок, погон, лампас, эполет.
Носков, гольфов, клипсов, брело΄ков
Армян, башкир,болгар, бурят, грузин, осетин, лезгин, румын, татар, туркмен, турок, цыган.
Калмыков, киргизов, монголов, таджиков, узбеков, якутов,хорватов.
Яблок, слив.
Апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов, гранатов.
Ампер, аршин, бит, ватт, вольт, радиан, рентген
Акров, байтов,граммов, каратов, килограммов, гектаров, рельсов.
Гренадер, гусар, драгун, улан, партизан.
Минеров, саперов,мичманов.
*
слайд №1
*
Существительные среднего рода без ударения
-ье
-ья
Р.п. мн.ч. -ИЙ
Р.п. мн.ч. - ИЙ
Побережье - побережий, соленье - солений
Оладья - оладийПлясунья- плясуний
Слова-исключения
Верховье - верховьев, низовье - низовьев, платье - платьев, устье - устьев, подмастерье -подмастерьев:
Коренья - кореньев, лохмотья –лохмотьев, отрепья- отрепьев, хлопья- хлопьев
Существительные среднего рода под ударением
-ье
-ья
Р.п. мн.ч. - ЕЙ
Ружье - ру΄жей
Ладья- ладе΄й
Слова-исключения: копьё - копий.
*
слайд №1
*
Сущ. ср.р. в И.п. на –ЦЕ в Р.п. мн.ч. на -ЕЦ
Блюдце - блюдец, зеркальце - зеркалец, полотенце - полотенец, сердце – сердец,
Исключение: солнце - солнц
В Р.п. мн.ч. у ряда сущ. ж.р. и общего рода окончание - нулевое или - ЕЙ
Вафля - вафель, петля - петель, туфля - туфель, баржа-барж, серьга - серег, манжета-манжет, скатерть- скатертей.
Если у сущ. перед -НЯ стоит гласная
окончание мягкое: богиня-богинь
Если у сущ. перед –НЯ стоит согласная
окончание твердое: басня-басен
*
слайд №1
*
количественные
порядковые
составные
сложные
Склоняется только последняя цифра
Склоняются все составные
шестьдесят – шестьюдесятьюпятьсот- пятьюстамиШестьсот пятьдесят шесть – шестьюстами пятьюдесятью шестью
двадцать второй - двадцать вторым
*
слайд №1
*
Собирательные числительные сочетаются
Собирательные числительные не сочетаются
с сущ. м.р. и общего рода, называющих лиц мужского пола: друг - двое друзей, сирота – трое сирот
1. с сущ., обозначающими лиц женского пола: две девушки, но нельзя говорить: двое девушек.
2. с сущ. ,имеющими формы ТОЛЬКО мн.ч.: сутки - четверо суток
2. с сущ. м.р., называющих животных: двое овец. (нельзя- двое волков, но можно двое волчат)
3. с сущ. дети, ребята, люди, лицо двое детей, трое ребят, четверо молодых людей, двое незнакомых лиц.
4. с личными местоимениями: нас двое, их было пятеро.
5. с субстантивированными числительными и прилагательными, обозначающими лиц: вошли двое, трое неизвестных.
*
слайд №1
*
А.Г.Нарушевич «Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений». М. Педагогический университет «Первое сентября», 2010гА.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова «Русский язык». М «Просвещение»2009гН.В.Егорова и другие «Поурочные разработки».М. «ВАКО», 2008гТ.С.Кудрявцева и др. «Русский язык»М. «Дрофа»,2002г
*
слайд №1
*

Тема: Морфология.

Цели: умение отличать самостоятельные части речи от служебных, анализ текста; закрепление орфографических навыков.

Задачи: вспомнить самостоятельные и служебные части речи; перечислить их отличия; уметь видеть художественные средства в тексте, производить виды разборов.

Ход урок

    Организационный момент.

2. Орфографическая работа.

Бессмысленный, разбежались, путаный ответ, угаданная мысль, кованый меч, будто, довольно-таки, непросохшая дорожка, задачи не решены, во время наводнения.

3. Лингвистическая разминка.

Определите по данным морфемам части речи и приведите примеры:

а) -ик, б)-ащ-, в)-у, г)-ся, д)-ишь.

Ответы: а) существительное: братик,

б) причастие: слышащий,

в) существительное: сыну, наречие: сбоку,

г) глагол: обиделся,

д) глагол: стоишь.

4. Проверка домашнего задания.

Беседа по теме: «Морфология».

Что такое морфология? (Морфология – это раздел языкознания, который изучает части речи и их формы).

Сколько в русском языке частей речи? (10)

На какие группы делятся части речи? (самостоятельные, служебные, междометия).

Один ученик возле доски работает с карточкой: указывает часть речи каждого слова и распределяет по группам.

Карточка.

Какие самостоятельные части речи не изменяются? (наречие, деепричастие).

Какие части речи изменяются по падежам? (прилагательное, существительное, причастие, местоимение, числительное).

В чем заключается отличие служебных частей речи от самостоятельных? (не имеют лексического значения, не изменяются, не являются членом предложения).

На доске записаны слова, одинаковые по написанию, но имеющие разное лексическое значение. Они образовались путем перехода собственных имен существительных в нарицательные. Составьте предложения с данными словами:

Кашемир – город в Индии; кашемир - вид шерстяной ткани;

Эхо, Нарцисс – герои древнегреческих мифов; эхо- отражение звука; нарцисс- цветок;

Пломбир – город во Франции; пломбир - сорт мороженого.

    Комплексный анализ текста (на столах обучающихся тексты с заданием).

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под к..пытом на сн..гу,

Только серые в..роны

Ра..шумелись на лугу.

Заколдован нев..димкой,

Дремл..т лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подв..залася с..сна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долб..т дятел на суку.

Скач..т конь, простору много,

Вал..т снег и стел..т шаль.

Бе..к..нечная дорога

Уб..га..т лентой (в)даль.

(С. Есенин)

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ:

1. Вставьте орфограммы. (копытом, снегу, вороны, расшумелись, невидимкой, дремлет, подвязалася, сосна, долбит, скачет, валит, стелет, бесконечная, убегает, вдаль)

2. Найдите в тексте односоставные предложения. Укажите тип каждого односоставного предложения. (Еду.(определенноличное) Тихо.(безличное))

3. Какие художественные средства вам встретились. Выпишите примеры из текста. (олицетворение: «дремлет лес», «оперлася на клюку», «убегает дорога»; эпитеты: «серые вороны», «белою косынкой»; сравнение: «словно белою косынкой», «как старушка», «убегает лентой»)

4. Выполните фонетический разбор слова «сказку».

Сказку – 2 слога.

С-[с] – согл.,глух., тверд.

К-[к] – согл., глух., тверд.

А-[а] – гласн., ударн.

З -[с] – согл., глух., тверд.

К-[к] – согл., глух., тверд.

У-[у] – гласн., безударн.

6 букв, 6 звуков.

5. Выполните морфемный разбор. (убегает, заколдован)

6. Упражнение 227.

Перепишите. Укажите склонение и падеж существительных, в которых пропущены

буквы.

В одном месте, около плантации, вдоль тропинки лежал толстый ствол упавшего дерева. На стороне, обращенной к деревне, было вырублено несколько фигур. Я отправился из деревни по тропинке. Быстрые реки текут в каждом ущелье. Машина проносилась по возвышенности. В безмолвии погас звенящий зной. Кто-то пробежал по главной аллее. Вошел молодой кондуктор в белом кителе. Костер горит уже огромным пламенем. Поздно вечером проводил Павел гостей. В кабинете Татьяны Марковны стояло старинное, тоже окованное бронзой и украшенное резьбой бюро с зеркалом. Мы вышли с проселка, где ноги вязли в расползавшейся почве, на большое шоссе, ведущее из Ясс в Бухарест.

7. Итоги: - Над какими орфограммами мы сегодня работали?

Что изучает морфология?

Отличие самостоятельных частей речи от служебных?

8. Выставление оценок.

9. Домашнее задание: вспомнить сведения о существительном, прилагательном, местоимении, числительном; упражнение 228.

Указать часть речи каждого слова и распределить по группам.

Карточка.

Кавалерия, тут же, копаный, общенародный, слегка, несмотря на, посеян, насчет, мумия, перцовый, понимаю, янтарь, бесплодный, ветреник, вверх, Батюшки! Ох-ох, а, ведь.

Стихотворение С. Есенина «ПОРОША».

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под к..пытом на сн..гу,

Только серые в..роны

Ра..шумелись на лугу.

Заколдован нев..димкой,

Дремл..т лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подв..залася с..сна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долб..т дятел на суку.

Скач..т конь, простору много,

Вал..т снег и стел..т шаль.

Бе..к..нечная дорога

Уб..га..т лентой (в)даль.

(С. Есенин)

Стихотворение С. Есенина «ПОРОША».

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под к..пытом на сн..гу,

Только серые в..роны

Ра..шумелись на лугу.

Заколдован нев..димкой,

Дремл..т лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подв..залася с..сна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долб..т дятел на суку.

Скач..т конь, простору много,

Вал..т снег и стел..т шаль.

Бе..к..нечная дорога

Уб..га..т лентой (в)даль.

Еремина Татьяна Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №14" г. Брянска
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: Конспект урока с презентацией 5 класс
Тема: Повторение по теме "Морфология"
Дата публикации: 06.12.2016
Раздел: полное образование

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14» г. Брянска Конспект урока по русскому языку в 5 классе
Повторение по теме «Морфология»
подготовила учитель русского языка и литературы Еремина Татьяна Александровна г. Брянск 2016
Урок русского языка в 5 классе Учебник Л.М. Рыбченковой, О.М.Александровой, А.В.Глазкова, А.Г.Лисицына
Тема: Повторение по теме «Морфология»

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС ООО)

Предметные результаты
Владеть правильным способом применения изученных орфографических правил, учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания. Выполнять тестовые, а также другие практические задания по теме “Морфология”.
Метапредметные (познавательные, коммуникативные, регулятивные)
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: использовать общие приёмы решения лингвистических задач, анализировать информацию, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Личностные
Умение соотносить цели и результат. Умение участвовать в диалоге, аргументировано доказывать свою позицию.
Ход урока

1) Организационный этап.
Прозвенел звонок. Мы начинаем наш урок. Любознательные в классе дети Обо всем хотят знать на свете. С добрым утром! Начат день. Первым делом гоним лень. На уроке не скучать, А работать и писать! Перед вами листочки
Приложение 1
. Нарисуйте в пустом окошечке ваше настроение, с которым вы пришли сегодня на урок (смайлик).

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний,

навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения

поставленных задач.
На прошлом уроке мы повторяли служебные части речи, назовите мне в домашнем упражнении 429 сначала предложения, в которых союзы связывают однородные члены, а затем части сложного предложения:
1 ученик работает у доски по карточке:
Спишите. Расставьте ударения. Определите, к какой части речи относятся слова Была’, не’ был, дала’, да’ли, жила’, на’чал, начала’, на’чали, по’нял, поняла’, по’няли, со’здал, создала’, со’здали.
Однородные члены
: 1. Коля вскрикнул и отпрыгнул от скамейки метра на три.
Части сложного предложения
: 2.Коля подумал, что эти люди тоже слышали разговор. 3.Коле хотелось заглянуть в тайную комнату, но он не решался это сделать. 4.Возникло тихое жужжание, и стрелки приборов на панели дрогнули. 5.Ты забыл, что Витя придет сегодня позже. Назовите предлоги в предложениях. От, на, в, на.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Тема сегодняшнего урока: Повторение по теме «Морфология» (слайд 1)
Чем же мы займемся сегодня на уроке? Наши цели?
(слайд 2)

Проблемный вопрос
Для чего нам нужно знать, к какой части речи относится то или иное слово? Это необходимо для: 1. Выбора ряда орфограмм. 2. Постановки тире в простом предложении между подлежащим и сказуемым. 3. Правильного разбора слова по морфемам.
4) Актуализация знаний с целью подготовки к контрольному уроку.

Есть на свете такая удивительная страна, которой нет на карте – Грамматика, где живёт могущественный король Язык, мудрая королева Грамматика и строгая принцесса Морфология, любящая во всём порядок. У принцессы была большая свита придворных – части речи. Но однажды злой волшебник Невед заколдовал жителей королевства. Мы сможем их освободить, выполнив все задания, правильно определяя части речи. Для этого мы продолжим знакомство с разделом языкознания - МОРФОЛОГИЕЙ
Какие вопросы вы можете задать друг другу?
1.Что такое морфология?
(слайд 3)
(Морфология – (греч. «морфе» – форма, «логос» – наука, слово) – раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи.) 2.На какие три большие группы можно поделить все части речи? (Самостоятельные: -склоняемые: имя существительные, имя прилагательные, имя числительное, местоимение, причастие; -спрягаемые: глагол; -неизменяемые: наречие, деепричастие, категория состояния. Служебные: союзы, предлоги, частицы. Междометия. 3.Для чего служат предлоги? (Связывают слова в словосочетания и предложения.) 4.Для чего служат союзы? (Связывают однородные члены предложения и простые предложения в составе сложных). 5.Функция частиц? (Зависит от группы по значению: формообразующие, отрицательные, модальные).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации

1.Проверка работы за доской правильная расстановка ударения. (Ученик

читает слова, определяет их принадлежность к части речи. Все записывают их

в тетрадь.)

1 карточка:
Спишите. Расставьте ударения. Определите, к какой части речи относятся слова Была’, не’ был, дала’, да’ли, жила’, на’чал, начала’, на’чали, по’нял, поняла’, по’няли, со’здал, создала’, со’здали. В каком словаре нужно искать правильное произношение слов? (Орфоэпический словарь).
А к какому словарю нужно обращаться, чтобы правильно слова писать? (Орфографический словарь)
2.Работа с сигнальными карточками (попутно – физминутка: дети

поднимают карточки высоко вверх)
Цель: повторить правописание корней с чередованием гласных О-А; (у ребят в руках карточки с буквами О и А, учитель называет слово, ребята поднимают карточки) Прил
а
гательное, изл
о
жение, подр
о
сли, р
а
стение, р
о
сток, распол
а
гать, выр
а
щивать, предл
о
жить, перел
а
гать, подр
о
сли, предл
о
жение, распол
о
жение, отр
а
сль, возр
а
ст, выр
о
с, сл
о
жение.
3.Физкультминутка (проводит ученик)
Руки подняли и покачали- Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем: Крылья сложили назад.
4.Загадка.
Стоит Алена Платок зеленый, Тонкий стан, Белый сарафан. (б
е
реза)
5.Этимологияя слова
. Сейчас мы узнаем, почему слово береза пишется именно так. Работа с этимологическим словарем. (1 Ученик индивидуальное задание)
На доске оформлена запись (слайд 4):

Береза. Бер – «светлый, ясный, белый»
е
. - Запишите это слово в тетради с красной строки и подчеркните непроверяемую безударную гласную. Подберите и запишите однокоренные слова, выполните морфемный разбор слова 2. Береза (белоствольная, именное, согласование), березовый (сок, именное, согласование), подберезовик 2 (найти, глагольное, управление).
Определите, какое это словосочетание по характеру главного слова и по способу связи устно.
6.Работа с текстом. (Слайд 5)
Ранняя в..сна Пришла ранняя в..сна. С голубого неба светит 3 яркое со..нце 3 . С веселым шумом б..гут руч..и. (На)старой б..рез.. строит гн..здо ч..рный грач(?). 4 В чистом в.. сеннем воздухе поют птицы.
У доски выполняют 3 ученика индивидуальное задание
. Вахромешина, Жукунова, Концебалов, Кравцова, Моричев, Полухина, Князева, Кондаков, Тимошенко самостоятельно выполняют указанные разборы и работают с тестами индивидуально. Остальные выполняют анализ данного текста.
1 ученик.
Светит 3 - глагол. I.Солнце (что делает?) светит. Начальная форма – светить. I I. Постоянные признаки: несовершенный вид, I I спряжение, непереходный, невозвратный. Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, настоящее время, 3 лицо, единственное число. I I I. Солнце (что делает?) светит.
2 ученик
Солнце 3 – существительное. I .Светит (что?) солнце. Начальная форма – солнце. I I.Постоянные признаки: нарицательное, неодушевленное, средний род, 2 склонение. Непостоянные признаки: единственное число, именительный падеж. I I I.Светит (что?) солнце.
3 ученик
На старой берёзе строит гнездо черный грач. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, полное, распространенное, неосложненное.)
Остальные выполняют анализ данного текста
. 1.Докажите, что это текст. (Предложения объединены общей темой – ранняя весна.) 2.Идея – пробуждение природы ранней весной. 3.Тип речи – повествование с элементом описания.
4.Стиль художественной литературы, так как используются средства выразительности: эпитеты (ранняя, яркое, веселым, на старой, в чистом), олицетворения (с веселым шумом бегут ручьи).
Выполнить указанные виды разборов, свериться с доской.

6) Обобщение и систематизация знаний



А1
Определите тему текста.
1) Бережное отношение к берёзе, к природе.
2) Берёза –лечебное дерево. 3) Берёза - самое красивое дерево.
А2
Какова основная мысль текста?
1) Берёзу надо любить и беречь, потому что она приносит нам пользу.
2) Каждый крестьянин посадил у своего дома берёзу. 3) Листвой берёзы украшают избы и церкви.
А3
Определите типы речи. 1. Повествование. 2. Описание.
3. Повествование с элементами описания и рассуждения

А4
Какие художественно-изобразительные средства использовал автор предложении № 11 текста? 1. Эпитеты 2. Метафора
3. Олицетворение

А5
Найдите и выпишите слова с гласными, которые обозначают два звука из предложения № 6.
(ее наделяют, называют)

А6
Найдите в предложениях № 1 и 2 слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
(красивое, дерево, появляется, корой)

А7
(прелестной, праздники)

А8
Найдите и выпишите в 7 предложении слова, которые соответствуют схемам:
1) ¬ ͡ ˄ ˄
(посадил)
2) ͡ ˄

(Березку)

Б1

Б2
Среди предложений 9 -11 найдите предложение с однородными членами, выпишите однородные члены.
(церкви, избы)

Б3

1. Простое предложение с прямой речью. 2. Сложное предложение с двумя грамматическими основами. 3.
Простое предложение с обращением
.
Тестирование (средней и слабой групп)

1. Что изучает морфология?
1) Звуки речи. 2)Буквы.
3) Слова как части речи
. 4) Постановку знаков препинания.

1) Предлог.
2) Наречие.
3) Союз. 4) Частица.

1) Глагол. 2) предлог. 3) Наречие.
4) Местоимение.

1) Имя существительное
. 2) Союз. 3) Предлог. 4) Частица.

1) День, ночь, завтра. 2) Осень, холодный, но.
3) Из-за, над, из-под.
4) И, на, за.

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Проверка ответов тестов сильной и средней, слабой групп.
Оцените тесты сами. Оценки за работу на уроке:

Достигли ли мы целей урока?
Повторить основные термины по разделу «Морфология». Повторить морфологические разборы частей речи. Повторить различные виды орфограмм, чтобы подготовиться к диктанту.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
- Лингвистическую сказку о любой части речи. - Текст 7 - 10 предложений о природе с использованием средств выразительности. - Всем. Тест параграф 56 задание 1,2
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Что у меня на уроке получилось лучше всего? Что вызвало затруднение? Какой этап урока мне понравился больше всего? Какие задания выполнять было интересно? Почему? Какие задания выполнять было трудно? Почему? Нарисуйте в пустом окошечке Ваше настроение, с которым Вы уходите с урока. Вы хорошо поработали! Спасибо за урок!
Приложение 1.
Рефлексия
Фамилия, имя учащегося, класс ______________________________________ Что у меня на уроке получилось лучше всего? ___________________________________________________________________ Что вызвало затруднение? __________________________________________________________________________ ____________________________________________________________ Какой этап урока мне понравился больше всего? __________________________________________________________________________ ____________________________________________________________ Какие задания выполнять было интересно? Почему? ______________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Какие задания выполнять было трудно? Почему? __________________________________________________________________________ _______________________________________________________ Приложение 1.
Рефлексия
Фамилия, имя учащегося, класс ______________________________________ Что у меня на уроке получилось лучше всего? __________________________________________________________________________ ___________________________________________________________ Что вызвало затруднение? ______________________________________________ _____________________________________________________________________ Какой этап урока мне понравился больше всего? ___________________________ _______________________________________________________________________ Настроение в начале урока Настроение в конце урока Настроение в начале урока Настроение в конце урока
Какие задания выполнять было интересно? Почему? ____________________________ ______________________________________________________________________ Какие задания выполнять было трудно? Почему? ______________________________ _____________________________________________________________________
1 карточка:
Спишите. Расставьте ударения. Определите, к какой части речи относятся слова Была, не был, дала, дали, жила, начал, начала, начали, понял, поняла, поняли, создал, создала, создали.
Лингвистическая сказка. (Ученик получил индивидуальное задание)
Есть на свете такая удивительная страна, которой нет на карте – Грамматика, где живёт могущественный король Язык, мудрая королева Грамматика и строгая принцесса Морфология, любящая во всём порядок. У принцессы была большая свита придворных – части речи. Но однажды злой волшебник Невед заколдовал жителей королевства. Мы сможем их освободить, выполнив все задания, правильно определяя части речи.
Этимологический словарь
Название свое дерево получило по цвету коры. У древних славян существовало слово Бер, означающий «светлые, ясные, белые». Именно от Бер образовалось сначала слово «береза», в котором и пишется буква
е
.
Задание для сильных учащихся. Тестирование
1.Берёза –самое красивое дерево. 2.Малышка появляется на свет с тёмной корой. 3. Проживёт деревце несколько лет, и кора становится белой. 4. Можно удивляться тому, что других деревьев с белой корой не существует. 5. Белоствольная красавица - любимица всей России. 6. Её наделяют замечательными качествами, называют прелестной, чистой, приветливой.7. Возможно, каждый крестьянин посадил у своего дома берёзку. 8. С её веточками проводятся праздники: встреча лета, хороводы. 9. Листвой украшают по торжествам церкви и избы. 10. Берёзой лечатся. 11. Плохо бывает берёзке весной, когда режут её тело ради сока. 12. Долго тогда она плачет, просит, чтобы не обижали. 13. Дорогие ребята, берегите наши леса и родную природу!

А1
Определите тему текста. 1) Бережное отношение к берёзе, к природе. 2) Берёза –лечебное дерево. 3) Берёза - самое красивое дерево.
А2
Какова основная мысль текста? 1) Берёзу надо любить и беречь, потому что она приносит нам пользу. 2) Каждый крестьянин посадил у своего дома берёзу. 3) Листвой берёзы украшают избы и церкви.
А3
Определите типы речи. 4. Повествование. 5. Описание. 6. Повествование с элементами описания и рассуждения
А4
Какие художественно-изобразительные средства использовал автор предложении № 11 текста? 4. Эпитеты 5. Метафора 6. Олицетворение
А5
Найдите и выпишите слова с гласными, которые обозначают два звука из предложения № 6.
А6
Найдите в предложениях № 1 и 2 слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
А7
В 6 и 8 предложениях найдите слова с непроизносимой согласной.
А8
Найдите и выпишите в 7 предложении слова, которые соответствуют схемам: 1) ¬ ͡ ˄ ˄ 2) ͡ ˄

Б1
Выпишите грамматическую основу в предложении
Плохо бывает берёзе весной, когда режут её тело ради сока.

Б2
Среди предложений 9 -11 найдите предложение с однородными членами, выпишите однородные члены.
Б3
Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Дорогие ребята, берегите наши леса и родную природу!
4. Простое предложение с прямой речью. 5. Сложное предложение с двумя грамматическими основами. 6. Простое предложение с обращением.
Тестирование

1. Что изучает морфология?

2. Укажите самостоятельную часть речи.

3. Какая часть речи указывает на предметы, признаки, но не называет их?

4. Найдите «четвёртое лишнее».

5. В какой строке указаны только предлоги?

Тестирование

1. Что изучает морфология?
1) Звуки речи. 2)Буквы. 3) Слова как части речи. 4) Постановку знаков препинания.
2. Укажите самостоятельную часть речи.
1) Предлог. 2) Наречие. 3) Союз. 4) Частица.
3. Какая часть речи указывает на предметы, признаки, но не называет их?
1) Глагол. 2) предлог. 3) Наречие. 4) Местоимение.
4. Найдите «четвёртое лишнее».
1) Имя существительное. 2) Союз. 3) Предлог. 4) Частица.
5. В какой строке указаны только предлоги?
1) День, ночь, завтра. 2) Осень, холодный, но. 3) Из-за, над, из-под. 4) И, на, за.

Список использованной литературы
1. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., Тритон, 1997. 2. Полякова А.В. Превращения слов, М., Просвещение, I99I. З. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. М., Просвещение, 1989. 4. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. М., Просвещение, 1996. 5. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А., М., Просвещение, 1994. Секреты орфографии, 2-е издание. 6. Эрниязова Л.Д. Занимательность на уроках русского языка. Русский язык в школе. М., Просвещение, №6, 1985. 7. Кашкарова Т.Н. Словарная работа на уроках русского языка. Русский язык в школе. М., Просвещение, №2, I99I. 8. Никитенко Г. Ю. Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка. Русский язык в школе. М., Просвещение, № 6. I99I. 9. Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 6 классе.– М.: ВЛАДОС, 1995.

Дата: _ 9.10.2015

Предмет: русский язык

Класс: 7 « Ә »

Урок-путешествие по теме: "Морфология"

Цель урока: учить детей распознавать части речи в тексте;

развивать коммуникативную, самообразовательную компетентность;

воспитывать интерес к русскому языку, литературе и культуре.

Оборудование: учебник,компьютер,сигнальные карточки,мишень,микрофон.

Тип урока: урок повторение, обобщение

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Здравствуйте, дети. Давайте определим, с каким настроением вы пришли. Перед вами на парте три облачка: оранжевое- «я готов активно работать на уроке», зеленое- «я не готов к активной работе нет настроения», голубое – средняя степень готовности, нейтральное настроение. Покажите, пожалуйста, то, которое соответствует вашему настроению сейчас.

А сейчас проверяем вашу готовность к уроку. Нам понадобятся учебники, тетради, ручки.

Сегодня мы отправимся в плавание по удивительной стране - Русский язык.

Мы с вами уже побывали в некоторых государствах русского языка - фонетике, морфемике, словообразование, лексикологии.

II. Проверка Д/З . Работа в парах. Опросите дом.задание и цените в оценочных листах.

III. . Актуализация опорных знаний: Объявление темы и цели урока. (Учащиеся ставят цели перед собой. Цель урока записывают на зеленых яблоках. В конце урока, если цель достигнута, заменяют яблоко на красное и пишут пожелания учителю) Молодцы, вы поставили цель перед собой.
БЛИЦ-ОПРОС:
1. О каком разделе русского языка шла речь на прошлом уроке? (Фразеология)
2. Что такое фразеологизмы? (Устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову)
3. Как называется раздел русского языка, в котором изучаются звуки речи?(Фонетика)
4. Назовите разделы грамматики. (морфология, синтаксис)
5. В каком разделе русского языка изучаются части речи? (Морфология)

Наше путешествие начинается. Мы отправляемся в страну Морфологию, которая расположена на трех островах.

Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и тему нашего урока: «Морфология».

Но чтобы в пути у нас не возникало «бунтов на корабле», мы должны придерживаться таких правил:

1. Отвечая на вопросы, поднимать руку.

2. Не выкрикивать.

3. Быть толерантными.

III . Изучение нового материала.

1.Самостоятельные части речи

1.Имя существительное

Первый остров состоит из шести частей.

Вы уже раньше знакомились с именем существительным, вспоминайте, что это такое (дети говорят определение).

А теперь выпишите из данного текста имена существительные и устно поставьте к ним вопрос. Задание следует выполнять в тетради с красной строки.

Улетают последние птицы. Вчера улетели грачи. Перед отлётом они долго с криком реяли над рощей. (индивидуальная работа)

2.Имя прилагательное

Следующая страна острова – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? Какая же это часть речи?

Правильно, это имя прилагательное.

Имя прилагательное – это слово, прилагаемое к существительному для обозначения его свойств или качеств. Имя прилагательное согласуется с именем существительным в роде, числе, падеже. А давайте и мы попробуем правильно записать данные словосочетания, вставляя пропущенные окончания.

Тёпл… взгляд, тёпл… рука, тёпл… молоко;

холодн… ветер, холодн… погода, холодн… утро;

ясн… зимн… день, ясн… зимн… погода, ясн… зимн… утро. (работа в парах)

Умницы, как быстро вы справились с заданием. Вот и еще одно название появилось на нашей карте.

3.Глагол

А попробуйте определить, к какой части речи относятся эти слова: иду, рисую, пишу.

Да, действительно это глаголы.

Давайте сформулируем правило. Глагол – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Замените словосочетание одним словом с тем же значением.

Привести в исполнение - …, принять участие - …, задать вопрос - …, оказать влияние -…, дать приказание - …, оказать помощь -…, бросить взгляд -… (индивидуальная работа)

4 .Имя числительное

Имя числительное, оно обозначает количество предметов или порядок при счёте и отвечает на вопросы сколько? который?

Игра «Хлопок» простые числительные –один хлопок, сложные – два хлопка, составные – три хлопка.

5 .Местоимение

Посмотрите, опять криптограмма: Местоимение

4; 3; 5; 2; 6; 1; 4; 3; 7; 1; 3;

Что за странное название- местоимение? Если вначале слова добавить букву В, а с конца убрать Е то получается вместо имени. Давайте попробуем разобраться, зачем нужна такая часть речи. Обратите внимание на текст:

У меня есть товарищ Петя. Я сижу с Петей за одной партой. Петя хорошо учится. Недавно о Пете писали в стенгазете. По дороге в школу я всегда захожу за Петей. Мы идём через парк. В парке много зелени и цветов. За парком расположена школа.

Не кажется ли вам, что здесь что-то «режет глаз»? (индивидуальная работа)

Конечно, повторяются одинаковые слова. А можем ли мы этот текст исправить? (устно) Проверьте себя.

· У меня есть товарищ Петя. Я сижу с ним за одной партой. Он хорошо учится. Недавно о нём писали в стенгазете. По дороге в школу я всегда захожу за ним. Мы идём через парк. В нём много зелени и цветов. За ним расположена школа.

· Вот и пятое название открылось.

6.Наречие

Замените фразеологизмы наречиями (в паре)

Положа руку на сердце (честно)

У черта на куличах (далеко)

Рукой подать (близко)

Черным по белому (ясно)

Битый час (долго)

Бок о бок (рядом)

На вес золота (дорого)

Душа в душу (дружно)

2.Служебные части речи

Физкультминутка для пальцев.

Загибая пальцы, перечислите в нужном порядке все самостоятельные части речи.

1.Предлог

Однако у нас впереди осталось еще два острова, не задерживаемся, плывем дальше.

Какое странное стихотворение, кажется, здесь чего-то не хватает.

Рыхлый снег темнеет … марте,

Тают льдинки … окне,

Зайчик бегает … парте

И … карте, …стене.

Конечно, здесь не хватает предлогов. Они нам нужны для связи слов в предложении.

Игра «Хлопок»

2.Союз

А теперь мы должны найти отличия в смысле приведенных предложений

Дети ходили в лес за ягодами и грибами.

Дети ходили в лес за ягодами, а не за грибами.

Чем отличаются предложения? (смыслом) При помощи чего меняется смысл? Как называется эта часть речи?

Союз – часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного.

3.Частица

Частицы вносят дополнительные оттенки в значения других слов или предложений. Придайте данному предложению значения отрицания, сомнения, утверждения.

Нам интересно название второго острова.

А кто скажет название второго острова? (Служебные части речи)

Выборочный диктант записываете только формообразующие частицы.

3.Междометие

Остался только третий остров. Он называется междометие. Прослушайте немножко необычное стихотворение, найдите междометия и определите их роль в речи.

ЖЖЖЖЖЖ

ЖЖЖ ТОП.

ЖЖЖЖЖЖЖЖ ЖЖЖ

ЖЖЖЖЖ ТОП-ТОП

Ж,Ж, ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ

ЖЖЖЖЖ ШЛЁП!!!

ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ…….

БАЦ! БАЦ! ШМЯК.

ЖЖЖЖЖ И стало тихо.

БАЦ! БУМ! ДЗЫНЬ!..(Т. Собакин)

· Междометия выражают эмоции и побуждения, но не называют их. Приведите три примера междометий.

IV. Закрепление изученного материала.

Вот наша карта и открылась полностью. Посмотрите на нее и скажите, что же мы сегодня изучали на уроке (части речи). Так из каких же частей речи состоит страна МОРФОЛОГИЯ?

V. Подведение итогов урока.

Учащиеся составляют диаграмму Вена

Служебные части речи

1.не имеет лексическое значение

2.не является членом предложения

3.не отвечают на вопросы

4.не изменяются

Самостоятельные части речи

1.имеет лексическое значение

2.является членом предложения

3.отвечает на вопросы

4.изменяется


Ре флексия

Урок наш закончен, и я попрошу вас взять ваши кружочки и «выстрелить» в мишень – на красный фон прикрепляют кружочки те, кто все понял, на желтый – те кто не совсем все понял, и на синий – те, кто ничего не понял на нашем уроке.

Счастливого плавания!!!

Конспект урока русского языка

6 класс

Тема урока:

«Космическое путешествие по морфологическим планетам»

(Слайды № 1, 2)

Цель: повторить общие сведения о морфологии и систематизировать их, определяя частеречную принадлежность слов.

Задачи урока:

Образовательная - закрепить знания об изученных частях речи; повторить правописание словарных слов, выделять в предложении части речи.

Развивающая - овладеть нормами литературного языка; уметь анализировать, сопоставлять и рассуждать, логически выражать свои мысли; уметь редактировать текст, отработка орфографической зоркости, особенности усвоения традиционных написаний (словарные слова); расширение словарного запаса.

Воспитательная – воспитать интерес к урокам русского языка.

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний

Ход урока:

Учитель: Ребята, сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие, во время которого вспомним и обобщим все, что знаем о самостоятельных и служебных частях речи.

Скажите, какой раздел науки о языке изучает части речи? (Морфология).

Вот поэтому мы совершим космическое путешествие по морфологическим планетам.

Части речи, как чудесно,

Знать, что вы со мною вместе,

Что всегда вы рядом, здесь,

Благородности не счесть.

Существительное – школа, просыпается – глагол,

С прилагательным – веселый

Новый школьный день пришел.

А отправляемся в путешествие на настоящем космическом корабле, под названием «Дружба». В космос сегодня отправятся две команды: «Комета» и «НЛО» (каждая команда представляет свой девиз)

Мы побываем на разных планетах, познакомимся с их обитателями, возможно, сходим к кому-нибудь в гости. Во время этих визитов вы будете выполнять различные задания, а за правильные ответы будете получать поощрительные звёзды.

Но чтобы отправиться в путешествие, нам необходимо получить допуск к полету.

Открываем тетради, записываем число и тему урока. Перед вами предложение, ЗАПИШИТЕ ЕГО И ВЫПОЛНИТЕ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР (одна ученица у доски)

Что ж, а теперь в путь. Занимайте свои места, хорошенько пристегнитесь ремнями безопасности. 3,2,1 – пуск. Ура!!! Мы полетели!!! (Слайд № 3)

Учитель: Девочки! Мы попали на какую-то неизвестную планету. Помогите мне, отгадав загадку.

ЗАДАНИЕ 1 . «Неизвестная планета» (кто быстрее поднимет руку – 1 звезда)

Я самая главная,

Я самая умная,

Я называю предметы, людей

И отвечаю на вопросы простых падежей.

(Существительное)

(Слайд № 4)

Учитель: Молодцы! Мы на планете Имя существительное. Но что интересно! В центре планеты стоит чудесное колесо, и вам предстоит его правильно покрутить, иначе не сможете продолжить путь.(Слайд № 5)

ЗАДАНИЕ 2 . «Чудесное колесо» (за каждое правильное слово – 1 звезда)

По кругу написано 6 букв. Сколько различных имен существительных (в ед.числе Имен. падеже) можно прочесть по ходу часовой стрелки и в обратном направлении, если слова должны быть образованы буквами, идущими подряд)




ЗАДАНИЕ 3 . «Космический гипермаркет» (за правильное слово – 1 звезда)

Восстановите слова, в которых буквы переставлены местами. У образованных слов определите склонение. Ребята, отнеситесь к заданию очень серьезно, потому что, не зная этих слов, мы не сможем продолжить космическое путешествие.

1. КАРЕТА (ракета) – 1 скл

2. ДРАНФАКС (скафандр) – 2 скл

3. ОМЕТАК (комета) – 1 скл

4. СНИПУТК (спутник) – 2 скл

5. НЕЛАПТА (планета) – 1 скл

6. СЕМОНЕВОСТЬ (невесомость) – 3 скл

(Слайды № 6, 7)

Учитель: Отлично. А сейчас я вам предлагаю выполнить еще одно задание.

ЗАДАНИЕ 4 . «Четвертый лишний» (за правильный ответ – 1 звезда + 1 звезда за объяснение)

Инопланетянам эти слова неизвестны. Найдите в каждой строке лишнее слово и обоснуйте свой выбор.

1. ветер, пыль, луноход, тихоня

2. задира , метеорит, звезда, песок

3. кратер, плакса , солнце, буря

4. космодром, гора, темнота, ябеда (существительные общего рода) (Слайды № 8, 9)

Учитель: Ребята, к нам спешит самая гостеприимная на планете Куле-Муке. Она приглашает нас к себе в гости. Но что это? Дети, помогите, у выделенных существительных род определить!

ЗАДАНИЕ 5 . «В гостях у Куле-Муке» (за правильный ответ – 1 звезда)

МИССИС Куле-Муке попросила нас снять в прихожей ПАЛЬТО и КАШНЕ. МЕНЮ состояло из СУФЛЕ, ЖЕЛЕ и КОФЕ. ШИМПАНЗЕ играл на ПИАНИНО, КОЛИБРИ и КАКАДУ дружно пели. Всем было очень весело. (Слайды № 10, 11)

Учитель: Славно мы отдохнули у Куле-Муке. Пора отправляться на другую планету.

Учитель: Итак, угадайте, на какую планету мы отправимся сейчас. Вот вам загадка.

ЗАДАНИЕ 6. «Новая планета» (кто быстрее поднимет руку – 1 звезда)

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

(Имя прилагательное) (Слайд № 12)

Верно, мы оказались на планете Имя прилагательное. Ребята, жители этой планеты - великие трусишки. Увидев нас, они спрятались, и теперь их необходимо разыскать. Вот вам космическое задание.

ЗАДАНИЕ 7. «Потеряшки». Найдите и выпишите прилагательные, определите их разряд. (за каждый правильный ответ – 1 звезда)

Около полудня на этой планете появляется множество круглых высоких облаков с нежными белыми краями. Тихий ветерок засыпает горы лебяжьим пухом молодого снега. (Слайды № 13, 14)

Учитель: И с этим заданием вы справились. Что ж продолжим наше путешествие.

Но что это? Девочки, наших мальчиков 7 класса пираты-инопланетяне взяли в плен и требуют за них выкуп. А чтобы их спасти, вы должны выполнить их задание.

ЗАДАНИЕ 8. «Выкуп». Перед вами морфологические признаки имени существительного, имени прилагательного и 2 конверта. Вам надо выбрать признаки существительного и признаки прилагательного и разложить их по конвертам. (за каждый правильно собранный конверт – 1 звезда)

Начальная форма (И.П., ед.ч.); Начальная форма (И.п., ед.ч., м.р.); постоянные признаки: одушевлённое или неодушевлённое; нарицательное или собственное; род, склонение; постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное; у качественных: степень сравнения, краткая и полная форма; у всех прилагательных: падеж, число, род (в ед.ч.); непостоянные признаки: падеж, число; синтаксическая роль в предложении (подлежащее, дополнение, обстоятельство); синтаксическая роль в предложении (определение)

Имя существительное

Имя прилагательное

Начальная форма (И.П., ед.ч.)

Начальная форма (И.п., ед.ч., м.р.)

Постоянные признаки: одушевлённое или неодушевлённое;

постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное

нарицательное или собственное

непост.призн: у качественных: степень сравнения,

род, склонение

краткая и полная форма

непостоянные признаки: падеж, число

у всех прилагательных: падеж, число, род (в ед.ч.);

синтаксическая роль в предложении (подлежащее, дополнение, обстоятельство)

синтаксическая роль в предложении (определение)

(Слайды № 15, 16)

Учитель: Отличная работа. Вы успешно освободили наших мальчиков 7 класса. Девочки, нам небезопасно находиться на этой планете. Я думаю, что теперь самое время ее покинуть

Учитель: Юные путешественники, а теперь угадайте, где мы находимся?

ЗАДАНИЕ 9. «Где мы?» (кто быстрее поднимет руку – 1 звезда)

Я каждый день и каждый час

Сказать готово, сколько вас,

И я, имей в виду,

Сказать могу, который ты в ряду.

(Имя числительное) (Слайд № 17)

Правильно. Мы на планете Имя числительное.

А теперь внимание, новое задание. Жителей планеты Имя числительное очень трудно отличить от других инопланетных жителей, поэтому вам предстоит найти их.

ЗАДАНИЕ 10 . «Найди нас». (за каждый правильный ответ – 1 балл)

Среди слов найти числительные и подчеркнуть их.

Пара, миллион , десяток, удвоить, пятерня, трое , семидневный, трижды, полтора , две третьих , шестидневка, двойной, троица, четвертый , сотня. (Слайды № 18, 19)

Учитель: Девочки, а эти числительные такие загадочные. Они спрятались в словах. Вам задание.

ЗАДАНИЕ 11. «Расшифруйте и запишите текст». (за правильный ответ – 1 звезда)

Вскоре 7я 40 о5 сядет за 100л, блещущий чи100тою. Сес3цы-40и е2 ухи3лись пре2рительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир.

Будьте внимательны.

(Слайды № 20)

Учитель: О, ужас! Началась космическая буря. Это страшное бедствие. Космическим песком занесло многие дома, и теперь жители этой страны в панике.

ЗАДАНИЕ 12. «Космическая буря». Помогите найти числительным свои жилища, определив их разряды. А вот имена пострадавших. (за каждый правильный ответ – 1 звезда)

Первый, два, пятый, десять, восьмой, двадцать, десятый,

Физминутка (Слайд № 23)

Учитель: Молодцы! А теперь мы снова в путь, отгадать загадку не забудь. Куда мы полетим?

ЗАДАНИЕ 13. «Загадочная планета». (кто быстрее поднимет руку – 1 звезда)

Я заменить могу любые части речи,

Взвалив обязанности их себе на плечи.

Когда приходится слова другие замещать,

На их значение всегда мне надо указать.

(Местоимение) (Слайд № 24)

ЗАДАНИЕ 14. «Чудесный чемоданчик». В этом чемоданчике рассыпались пословицы и поговорки, подчеркните в них местоимения. (за каждый правильный ответ – 1 звезда)

    Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.

    Для Родины своей ты ни сил, ни жизни не жалей.

    Не ищи правды в других, коль в тебе её нет.

    Лучше не иметь сердца, чем не иметь в нём любви к народу.

(Слайды № 25, 26)

Учитель: Ребята, чтобы наш корабль взлетел, вам надо отгадать загадку. Отгадав ее, вы поймете, куда мы летим.

ЗАДАНИЕ 15. «Космическая незнакомка». (кто быстрее поднимет руку – 1 звезда)

Я свою задачу вижу в том,

Чтоб сказать о действии любом,

И счастливый мой удел таков-

В речи быть одним из главных слов.

(Глагол) (Слайд № 27)

Учитель: Девочки, нас встречают детишки-инопланетяшки. О, интересно! Они употребляют в своей речи странные глаголы, таких в русском языке нет. Предлагаю вам стать переводчиками.

ЗАДАНИЕ 16. «Переводчик». В данных предложениях найдите глаголы, определите у них время и вид. Замените «детские» слова словами литературного языка. (за каждый правильный ответ – 1 звезда)

1) Часы часикают. (наст., несов., тикают)

2) На что ты так углазилась? (прош., сов., увидела)

3) Ох, какой пузырь выпузырился. (прош., сов., надулся)

4) Я все-таки распакечу пакет. (буд., сов., открою) (Слайды № 28,29)

Учитель: Молодцы! Теперь мы поняли, о чем говорят дети. А вот и школа, в которой юные глагольчики обучаются. При входе в школу вы сможете прочитать полезные советы ученикам, но для этого вам надо продемонстрировать свои знания.

ЗАДАНИЕ 17. «Полезные советы». Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. (максимум – 5 звезд)

Правила поведения в школе запомнить нетрудно, их немного. (Не) выкрикивай на уроке. (Не) сбивай с ног учителей, а вдруг они тебе еще пригодят…ся. (Не) бей стекла, сам потом замерзн…ш…и заболе…ш… . (Не) дергай девчонок за косички, хуже потом буд…т – (не) дадут списать. (Не) рви тетрадки, они родителям недешево обходят…ся. (Не) рисуй на полях учебника, их сейчас так мало. (Слайд № 30)

Учитель: Отличная работа. А сейчас отправляемся на следующую планету!

ЗАДАНИЕ 19. «Странная планета». (кто быстрее поднимет руку – 1 звезда)

Они неделимы и целы,
Корней и приставок в них нет,
Нельзя отыскать в них морфемы –
И в этом их главный секрет!

(служебные части речи)

(Слайд №31)

ЗАДАНИЕ 20. Найдите в тексте служебные части речи.

Предлоги, союзы, частицы –
Все встали в один хоровод,
Служебные, важные лица –
На редкость серьезный народ.
Без них обойтись невозможно,
И знают об этом они.
Всегда и во всем осторожны:
Нигде не гуляют одни.
Но исподволь и незаметно
Значенье свое принесут,
Здесь свяжут, а рядом разделят,
Укажут и силу дадут.

(Слайды №32)

Девочки, вам понравилось путешествовать? Но мы ведь совершенно забыли о своей школе и о том, что нам завтра надо идти на занятия. Предлагаю всем пройти к нашему кораблю, поудобнее расположиться в креслах и отправиться домой. Желаю всем мягкой посадки.

Учитель: Вот мы и дома. Всего за 45 минут мы побывали на шести планетах, познакомились с их жителями, узнали, что они любят, чем занимаются, нам даже пришлось организовывать поисковую операцию. Несколько раз мы оказывались на волоске от смерти, но наши команды были сплоченными и дружными, поэтому домой мы вернулись без потерь.

Что нового вы сегодня узнали:

Что изучает раздел «Морфология»?

На какие две группы делятся части речи?

Какие части речи относятся к самостоятельным, а какие – к служебным?

Чему мы научились? (Слайд № 33)

Домашнее задание: § , упр. , тестовая работа (слайд № 34)

Подсчитайте свои звёзды

Та команда, которая займет 1 место, получит «5».

Команда, занявшая 2 место, заработает «4».

итоги нашего путешествия.

Сейчас прозвенит долгожданный звонок.

Увы, но к концу подошел наш урок.

Прошу, уберите рабочее место.

Давайте без слов и, пожалуй, без жестов.

А я благодарность вам всем объявляю,

Проверив работы, в журнал выставляю

Отметки все ваши, надеюсь привычно,

Что будут они «хорошо» и «отлично».

Большое спасибо я вам говорю.

Мы цели достигли. Благодарю! (Слайды №35,36)

РЕЗЕРВ: тестовая работа