Что такое аллегория на примерах из литературы. Что такое аллегория на примерах из литературы Аллегория - это маскировка истинного смысла

Все мы отлично с детства помним басню Крылова «Стрекоза и Муравей». Мораль басни известна каждому школьнику: труд будет вознаграждён, а праздность - наказана. Но ограничивается ли суть содержания басни этой краткой формулировкой? Попробуем ответить на этот вопрос.

Вконтакте

В чём заслуга Крылова

Басня - специфический жанр краткой стихотворной притчи, в русской литературе почти полностью исчерпанный Иваном Андреевичем Крыловым. Он был единоличным автором большинства написанных им басен, а некоторые их них являются переложениями на русский язык произведений Лафонтена, который, в свою очередь, позаимствовал их у Эзопа - как это случилось и с басней «Стрекоза и Муравей». Несмотря на то, что это перевод, у Крылова басня заговорила совсем по-другому, по-новому. В этом отношении русскоязычному читателю очень повезло, ведь только носитель русского языка может во всей полноте оценить истинную глубину крыловского видения нестареющих сюжетов.

Языковые средства передачи авторского послания

Иван Андреевич работал над каждой своей басней с кропотливостью ювелира, беспощадно избавляясь от всех лишних слов, оттачивая текст до совершенства. Поэтому их так легко учить наизусть. При этом Крылов никогда не поступался содержанием, он мог в очень редких случаях позволить себе некоторую грамматическую неуклюжесть или перенос ударения, но нужных слов, точно выражающих его мысль, он не опускал в угоду красоте стиха.

Будет неполным без анализа языковых приёмов. Здесь можно выделить несколько ярких средств, помогающих автору передать главную идею.

Особенности возрастного восприятия

Многие считают, что школьникам рановато читать, например, «Войну и мир» или «Преступление и наказание» . А что насчёт наших любимых басен? Их полезно читать как в детстве, так и в зрелом возрасте. Ведь с возрастом на многие классические литературные произведения люди начинают смотреть по-другому, и басня, в которой, казалось бы, всё предельно ясно, не исключение. Анализируя произведения классиков, легко углубиться в такие дебри, что сами классики диву дались бы. Но тем и хороши их книги, что каждый читатель - юный или пожилой, обыватель или эрудит - найдёт в них что-то своё, увидит сквозь призму своего восприятия жизни.

Мораль басни в школе

Знакомство с басней «Стрекоза и Муравей» происходит в начальной школе и преследует две основные цели:

  1. образовательную - научить детей работать с литературным произведением, анализировать его, выделять главную мысль;
  2. воспитательную - донести до учеников мораль, вернее, сделать так, чтобы они поняли её сами: нужно трудиться ради будущего, иначе рискуешь остаться ни с чем.

Таким образом, воспитательная цель на данном этапе совпадает с собственно миссией жанра - проиллюстрировать на кратком, но ёмком и красочном примере простую истину. Именно это и должно быть отражено в читательском дневнике школьника.

Восприятие глубины басни в зрелом возрасте

Взрослый человек, перечитав басню, заметит, что в ней говорится о справедливости, тогда как между строк можно разглядеть и несправедливость. Ведь Крылов творил в начале XIX века , когда в стране было чёткое социальное расслоение, обусловленное крепостным правом. Крестьяне тяжело работали всю жизнь, а у их хозяев «лето красное» никогда не кончалось. В роли стрекозы могли оказаться обедневшие дворяне, которые, будучи не приспособленными ни к какому труду, внезапно оказались без средств к существованию.

Неоднозначность героев

Имена героев басни стали нарицательными. Трудится, как муравей, говорим мы - это положительный отзыв. А называя, к примеру, девочку стрекозой, мы имеем в виду такие её черты, как подвижность, жизнерадостность, весёлость, беспечность.


Долгожданный дан звонок, Начинается урок.

К нам без опоздания приходи старание.

Помоги нам потрудиться, Мы пришли сюда учиться.


К каким произведениям эти иллюстрации ?



« Люблю, где случай есть

пороки пощипать»

И.А. Крылов


Басня

  • это литературный жанр с краткой формой повествования,
  • где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются их пороки.
  • В басне обязательно есть мораль,

которая чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в начале, либо в конце басни.


Разминка

Без работы хоть убей,

Жить не может муравей.

Над лугом, где пасутся козы,

На крыльях прозрачных порхают стрекозы.


Красавица

ветреная

беззаботная

веселая

Заботливый

Умный

Труженик



ВОПРОС УРОКА :

Мораль басни

И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей».


Макет обложки

И. А. Крылов

Стрекоза и

муравей


Не страшно

не знать чего-то.

Главное понимать,

как найти нужную информацию,

из каких источников.


Как работать в парах.

  • Работай дружно.
  • Спокойно высказывай своё мнение.
  • Уважай мнение другого.
  • Терпеливо выслушивай мысли других.
  • Вместе находи правильное решение.

  • 1. Как называется басня? Кто ее автор? В стихах или прозе она написана?
  • 2 . Кто является главными героями в басне?
  • 3. Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.
  • 4. Что осуждается в басне?
  • 5.Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне?

Соотнеси.

Голову вскружило.

Зима катит в глаза.

В поле стоит мёртвая тишина

Забыла обо всем.

В мягких муравах у нас.

Оглянуться не успела.

Не хочется думать.

Неожиданно наступила зима.

В ум пойдет.

Быстро прошло.

Помертвело чисто поле.

Тоскует.

Злой тоской удручена.

В мягкой траве у нас.



Это важно знать

  • Ирония – тонкая, скрытая насмешка
  • Аллегория – иносказание.

Мораль басни

«Ты всё пела? Это дело:

Так пойди же, попляши!»


Соберите пословицы

  • Поспешишь, потехе час.
  • Делу время, последнее потеряешь.
  • Много захочешь, людей насмешишь.
  • Кому из героев басни вы сочувствовали?


И . И. Хемницер, Л. Н. Толстой


Сравнение басен.

Форма записи текста. (стихотворная, прозаическая)

Мораль басни

Аллегория(трудолюбие. легкомыслие, жадность, милосердие)


Домашнее задание

  • Выразительное чтение басни по ролям.
  • Придумать свой конец басни, если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить, нарисовать иллюстрацию к басне.
  • Выразительное чтение басни наизусть.

Считаю, что сегодня на уроке…

У меня всё получилось, я доволен своей работой.

У меня не всё получилось, но я доволен своей работой.

Я хорошо знаю теоретический материал, но в практической работе у меня получилось не всё.

Мне было сложно и малопонятно.


Тема урока: И.А.Крылов. Басня «Стрекоза и муравей».

Цели урока: 1. дать понятие детям о басне, как жанре художественной литературы; особенностях этого жанра; познакомить с басней «Стрекоза и муравей».

2. развивать творческое мышление, умение отстаивать свою точку зрения; анализировать прочитанное.

3. воспитывать самостоятельность и инициативность, уважение к труду.

Тип урока: изучение нового материала

Методы и приемы: диаграмма Венна, ключевые слова, анализ, круглый стол Раунд Робен, письмо герою, игра «На месте другого».

Оборудование: портрет И.А.Крылова, проигрыватель, грамзапись басни «Стрекоза и муравей», маркеры, плакаты со схемами, листочки и конверты для голосования, иллюстрации к басням.

Ход урока:

I . Организационный момент

II . Побуждение к действию

Слово учителя: Ребята, сегодня на уроке литературного чтения мы с вами познакомимся с известным русским баснописцем Иваном Андреевичем Крыловым и жанром басня, а также с такими понятиями как иносказание, аллегория и мораль басни.

Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году в Москве в семье армейского капитана. Детство его не было счастливым и беззаботным. В девятилетнем возрасте, после смерти отца, его определили на службу писцом. Именно здесь он пристрастился к чтению и даже попробовал сочинять.

В 16 лет он потерял мать, и с этого момента началась его нелегкая взрослая жизнь.

С юности он презирал лицемерие и всегда, хотя бы на собственном примере, стремился подчеркнуть преимущества простого, естественного образа жизни. Будучи полным и неуклюжим от природы, он, наоборот, выставлял свою неповоротливость напоказ, подшучивал над ней, чтобы не подумали, что он этого стесняется. На прием в царский дворец мог прийти в дырявых сапогах, не считая нужным скрывать свою бедность. В любых обстоятельствах он вел себя свободно, естественно и оставался самим собой.

Так же естественны, свободны и правдивы были его басни.

Иван Андреевич Крылов переводил басни известного французского поэта Лафонтена, но настолько оригинально, что их нельзя было узнать. Крылов в свои переводы вдохнул дух русской жизни. Герои его басни стали народными, а выражения – крылатыми. К примеру, «Ты сер, а я, приятель, сед», «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку», «А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь», «У сильного всегда бессильный виноват», «Слона-то я и не приметил» и многие другие. Мудрый баснописец заговорил на самом простом языке, понятном даже невеждам, чтобы они осознали свои недостатки и попытались искоренить собственные пороки.

Давайте запишем и запомним что такое басня и каковы ее особенности.

Басня – небольшой рассказ в стихах или прозе с обязательным моральным выводом. Басня - это аллегорический рассказ. Аллегория – это иносказание, например, воплощение какого-либо свойства человеческого характера (хитрости, глупости) в конкретном образе (лисы, орла). Иносказание – замаскированный способ выражения мыслей.

Обязательным элементом басни является мораль, расположенная в начале или конце текста. Мораль – поучение. Она сформулирона не только в конкретных словах, но и в общем тоне рассказа, в интонации автора, который осуждает героев, сочувствует или смеется над ними.

Сообщение учащегося о жанре басня.

- Басня – один из древнейших жанров словесного искусства. Басня живет тысячелетия. Еще в VI веке до нашей эры в Древней Греции легендарный Эзоп прославился своими мудрыми баснями. Даже правители Греции прислушивались к его советам, выраженным в иносказательной форме.

Из Греции басенный жанр распространился на Восток – в Индию, в Сирию и Арабские страны. А затем – на Запад – в Римскую Империю, где творил гениальный Федр, в Византию, позже во Францию, на родину великого баснописца Ж.Лафонтена. С помощью басен человек искал ответ на вопрос, как вести себя в этом огромном сложном мире.

В басне, как правило, персонажами являются животные, иногда неодушевленные предметы (топор, бочка, пирог), изредка – люди (крестьянин, разбойник, поп). Чаще всего в басне действуют животные, так как они наделены определенным, заранее известным читателю характером: муравей – трудолюбивый, заяц – трусливый, ягненок – беззащитный. Повествовательной частью басня сближается со сказками (сказки о животных), моралистической частью – с пословицами.

Басни отличаются от сказок о животных тем, что персонажи-животные в них менее индивидуализированы. Они, как правило, не имеют собственных имен и за их обобщенными образами скрываются люди, с их чисто человеческими характерами и недостатками.

Работа по стратегии «Ключевые слова»

Задание: составьте небольшой рассказ на тему «Стрекоза и муравей», используя ключевые слова: работать, петь, плясать, лето, зима. Постарайтесь, чтобы в вашем рассказе была аллегория, мораль.

Работа в парах: прочтите друг другу свои рассказы, подойдите к этому критично и выберите лучший.

Работа в группе: прочтите выбранные рассказы и выберите лучший. Прочтите эти рассказы всему классу.

III . Осмысление изученного материала.

1. Словарная работа (слова и словосочетания, которые встретятся в басне)

Нужда – бедность

Удручена – огорчена, подавлена

Вешние дни – весенние дни

Мурава – молодая трава

2.Прослушивание басни на грамзаписи.

3.Составление диаграммы Венна: Сравните свой рассказ и басню Крылова. Что общего и разного? (индивидуально)

4. Игра «На месте другого». Два ученика выступают в роли Стрекозы и Муравья, остальные должны задать им вопросы.

5. Анализ басни:

Какими словами Крылов показывает, что жизнь Стрекозы – это лето, вечный праздник?

Почему просьба Стрекозы кажется «странной» для Муравья?

Кто в нашей жизни Муравей, а кто Стрекоза?

Докажите, что это басня, пользуясь конспектом.

Найдите в басне аллегорию, иносказание, мораль.

IV . Рефлексия

1. Круглый стол Раунд Робен. Учащиеся на карточках голосования письменно высказывают свою точку зрения к утверждению: «Муравей поступил правильно, что не помог Стрекозе» и голосуют «ДА» или «НЕТ» (конверты для голосования).

2. Письмо герою. Напишите письмо Стрекозы Муравью, которое начните словами: «Здравствуй, кум, вот уже прошло ползимы…»

V .Домашнее задание: выучите басню наизусть.

В этой статье описывается история создания басни «Стрекоза и Муравей», ее сюжет, мораль и основная мысль.

Басня — это нравоучительное произведение, в котором высмеиваются пороки людей. Персонажи басни обычно животные, вещи, растения или насекомые. С их помощью легче понять суть морали. Кто написал басню «Стрекоза и Муравей» ? Мораль, основную мысль и рассуждения вы сможете найти в этой статье.

Кто и когда написал басню «Стрекоза и Муравей»: автор, история создания

«Стрекоза и Муравей»

Но создателем этого произведения был не Крылов. Он просто переписал с другого языка на русский басню французского писателя Жана де Лафонтена «Цикада и Муравей» . Лафонтен также не является автором басни, так как позаимствовал сюжет у Эзопа — греческого баснописца, жившего в 6 веке до нашей эры. Но именно Крылов сделал перевод на русский язык. Получилось произведение, которое мы знаем сейчас, и на котором воспиталось много поколений.

Басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»: текст

Текст произведения небольшой. Учить его задают детям начальной школы. Оно легко запоминается. Вот текст басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей» :



Басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»: мораль, основная мысль

Как и любое другое произведение, «Стрекоза и Муравей» Крылова содержит мораль и основную мысль.

  • Мораль находится в концовке, а перед этим разворачивается интересный сюжет. Стрекоза не подготовилась к зиме, она все теплые летние дни пела и плясала. Но когда пришла зима, она пришла к Муравью и стала проситься к нему, чтобы поесть и согреться.
  • Муравей усердно работал от начала и до конца лета, чтобы быть готовым к зимним холодам. Поэтому он ответил Стрекозе с ноткой сарказма: раз она все лето пела, пусть теперь идет пляшет.
  • Основная мысль басни в том, что Стрекоза не работала летом, и зимой осталась ни с чем — без дома и еды. Муравей трудился все лето, поэтому у него есть где жить и что поесть.

Под поступками Стрекозы в этой басне скрыты человеческие пороки. Ведь есть и такие люди, которые не любят работать, но когда им что-то нужно, они просят у тех, кто трудился.

Басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»: краткое содержание для читательского дневника

Ученикам начальной школы по русской литературе нужно вести читательский дневник, в котором они записывают краткие содержания прочитанных произведений. Это помогает лучше запомнить рассказы и басни. Вот краткое содержание для читательского дневника басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей» :

Попрыгунья Стрекоза не работала все лето, а только пела и плясала. Под каждым листом у нее был готов и стол и дом. Но лето быстро закончилось, У Стрекозы нет ни еды, ни дома, и она решила пойти к Муравью, который трудился все лето. Муравей спрашивает у Стрекозы, а что же она делала все лето? Стрекозе нечего ответить, как только: «Пела». «Ах, ты пела? Так поди же попляши», — ответил ей Муравей.

Как охарактеризовать героев басни «Стрекоза и Муравей»: характеристика героев



«Стрекоза и Муравей»

В школе задают дать характеристику героям этой басни. При помощи характеристики можно понять, какой персонаж положительный, а какой наоборот, отрицательный.

  • Характеристика Стрекозы — легкомысленная и самолюбивая. Не любит работать, а только петь и плясать. Веселая, подвижная, радостная, но под конец басни — печальная и озабоченная.
  • Характеристика Муравья — мудрый, любит работать. Серьезный и всегда настаивает на своем решении. Умный, так как понимает, что для того, чтобы зимой была еда и жилье, нужно все лето трудиться.

Если этих персонажей характеризовать двумя словами, то Стрекоза — ветряная и нерасчетливая, а Муравей — рассудительный и деловитый.

Почему Стрекоза обратилась к Муравью, о чем попросила Стрекоза Муравья?

Стрекоза обратилась к Муравью, потому что он трудолюбивый, и все лето работал, чтобы зимой у него было где жить и что есть. Стрекоза признала свою ошибку, и попросила Муравья вежливо о приюте и еде, чтобы он ее покормил и обогрел.

Что осуждается, высмеивается в басне «Стрекоза и Муравей», чему учит басня?



«Стрекоза и Муравей»

В произведении «Стрекоза и Муравей» осуждается легкомысленность и самовлюбленность. Также здесь высмеивается такие пороки людей, как лень, беспечность и праздность. Басня учит быть трудолюбивыми, мудрыми, серьезными и ответственными. Кроме праздников и веселья, есть еще и трудовые будни, когда нужно трудиться, чтобы было что кушать и где жить.

Как относится автор к Стрекозе и Муравью в басне Крылова «Стрекоза и Муравей»?

Стрекоза вызывает сочувствие. Она не может осознать то, что неправильно поступила, привыкла жить одним днем и на всем готовом. Советы она готова принять, но только на время, так как в основном Стрекоза способна только на беспечное существование. Она не является отрицательным героем, но недостойна быть примером для других.

Почему мне понравилась басня «Стрекоза и Муравей»: рассуждения

Все басни нравоучительные и поэтому они нравятся взрослым и детям после прочтения. Ведь с их помощью можно увидеть пороки и научиться не совершать таких ошибок, какие делают персонажи. Вот подробное рассуждение, почему мне понравилась басня «Стрекоза и Муравей:

Стрекоза хоть и не работала все лето, и не запасла еды и крова на зиму, а только пела и плясала, ее все равно жаль. Она недостойна быть примером для других, но вызывает сожаление. Стрекоза попросила Муравья приютить ее только до весны. Но он отказал, так как она не осознала своих ошибок, которые будет повторять снова и снова. Старательный и трудолюбивый Муравей, наоборот, проработал все лето, и понятно, почему он отказал в помощи Стрекозе. Он знает, что необходимо заботиться о завтрашнем дне. Но я все-таки не согласен с моралью этой басни, так как Муравей мог проявить милосердие и пусть Стрекозу на зиму к себе жить.

При помощи этой басни, автор дает советы читателям, как нужно жить: не лениться, а трудиться. Но и отдыхать также нужно. Муравей работал все лето, а зимой он отдыхает, так как за окном холодно, а у него есть кров и пища. Муравью можно дать такой совет: оставаться таким же серьезным и трудолюбивым, а Стрекозе — набраться ума, работать и думать о будущем.

Басня «Стрекоза и Муравей»: план для сочинения, какие вопросы можно поставить?



Стрекоза пришла к Муравью просить еду и кров

Школьникам из начальной школы задают на дом или в классе написать сочинение на тему басни «Стрекоза и Муравей». Вот план для сочинения

  1. Развлечения Стрекозы.
  2. Просьба о помощи у Муравья.
  3. Как он проучил Стрекозу за бездельничество?

Чтобы было легче писать сочинение, можно поставить вопросы, а ответы к ним — это готовое сочинение. Вот вопросы:

  1. Что делала Стрекоза летом?
  2. Что изменилось в ее жизни с наступлением холодов?
  3. К кому обратилась Стрекоза, когда ей понадобилась помощь? Что она попросила?
  4. Что ответил ей Муравей? Как понять его слова: «Ты все пела? Это дело. Так пойди же попляши»?
  5. Испытываете ли вы чувство жалости к Стрекозе? Дайте развернутый ответ.
  6. Чтобы вы сделали на месте Муравья и почему?
  7. В каких строках заключается главная мысль басни?
  8. При помощи этого произведения, что нам хотел донести автор?
  9. На примере Стрекозы и Муравья — как люди не должны поступать?

При написании сочинения важно понять главную мысль произведения. В этой басне она заключается в том, что не нужно поступать бездумно, иначе потом можно остаться ни с чем.

Какие крылатые выражения, пословицу можно выделить из басни «Стрекоза и Муравей»?

Крылатые выражения и афоризмы из этого произведения используются даже современными людьми в разговорной речи. Это говорит о том, что данное произведение действительно интересное и поучительное. Крылатые выражения, которые можно выделить из басни «Стрекоза и Муравей» :

Это выражение означает проведение времени без пользы, пустая трата времени.

Данное выражение указывает на мимолетность времени. Лето — короткое и быстро проходит, а за ним быстро наступает зима.

Везде у Стрекозы было угощение. В любом месте можно поспать и поесть.

Это выражение указывает на то, что не хочется даже заниматься любимыми делами, если голодно и холодно.

Легкомысленное поведение всегда ведет к тому, что человек забывает о важных делах.

К басне «Стрекоза и Муравей» подходят такие пословицы:



Пословицы, которые подходят к басне «Стрекоза и Муравей»

Как быстро выучить басню «Стрекоза и Муравей»: советы

Любую басню Крылова можно выучить в течение получаса. Необходимо воспользоваться некоторыми хитростями. Вот советы, как быстро выучить басню «Стрекоза и Муравей» :

  1. Можно слова произведения пропеть . Три или четыре таких повторения под любимую мелодию, и басня быстро запомнится.
  2. Вообразите себя великим чтецом и прочитайте басню перед зеркалом.
  3. Представляйте события, которые описываются в басне . Также представьте последовательность развития сюжета. С первого раза, конечно, не получится запомнить, но вы можете подглядывать во время заучивания — 30 минут и басня заучена без труда.
  4. Также можно повторять четверостишиями . Сначала выучите первые 4 строки, потом вторые и так далее. Затем 3 раза повторите все произведение.

Кроме этого, заучиванию можно помочь, если представить себя Стрекозой. Еще нужно проговаривать все по заранее составленному плану. Выше был написан план и вопросы к басне. Обозначьте для себя последовательность событий и тогда выучить произведение не составит большого труда.

Инсценировка басни, сценарий театральной постановки для праздника осени «Стрекоза и Муравей»: слова, текст

Басня «Стрекоза и Муравей» небольшая и рассказать ее можно за 30 секунд. Но это не означает, что с этим произведением не получится сделать театральную постановку. Можно придумать оригинальную инсценировку басни, например, для праздника осени. Вот сценарий к этой басне — слова, текст:







Стрекоза идет к муравейнику, закутавшись в сухой лист. Выглядывает Муравей.



Эта сценка на 5 минут. Она получится интересной и веселой. Важную роль играют декорации и костюмы персонажей. Праздник осени с инсценировкой басни Крылова будет запоминающимся, так как произведение «Стрекоза и Муравей» всеми любимое — и взрослыми, и детьми.

Видео: Стрекоза и Муравей. И.А.Крылов. Басня

2 561 0

В статье рассмотрим сущность и примеры такого литературного приема как аллегория.

Понятие аллегории

Многие нередко сталкиваются с вопросом: аллегория – что это? Значение слова аллегория необходимо искать у греков, в переводе с их языка аллегория означает «иносказание». Если давать определение этому понятию, то аллегория – это художественный прием, суть которого — выразить абстрактное понятие через конкретный, очевидный образ.

Наверное, самым распространённым примером аллегории будет служить изображение смерти в виде черепа и костей, или же фигуры в черном одеянии с косой . Образы аллегории широко применялись еще со времен Средневековья и Ренессанса художниками на своих полотнах до самого IX века. В современном же искусстве интересные аллегории используют куда виртуознее для более тонкого, незримого выражения смысла произведения, давая зрителю самому уловить скрытый намёк автора. В этом и заключается роль аллегории.

Примеры

Нельзя сказать, что аллегорию можно встретить исключительно в литературной речи. Мы сами, нередко того не замечая, в повседневной жизни употребляем выражения иносказательного характера. К примеру, «первая ласточка» — признак приближения хороших перемен, нового и долгожданного события. Или «ворона в павлиньих перьях» — человек, который старается показать себя важным, незаменимым, значительным, хотя сам таким не является.

Каждый знает, что образ змеи, обвивающей чашу – это символ медицины, а девушка Фемида с повязкой на глазах, держащая в руках весы олицетворяет правосудие. Изображение сердца означает любовь, креста – веру. Всё это аллегория.

Что такое аллегория в литературе

Аллегория в литературе начинает встречаться еще со времен античности. Ярким примером служат поэмы Гомера «Одиссея» и «Илиада», где аллегоричный образ Одиссея отождествляется с любознательной, неиссякаемой мыслью человека, а его жена Пенелопа, как трогательный и бесспорный образ любви, верности и женской преданности.

В произведениях древнегреческого баснописца Эзопа использована аллегория: описывая животных, автор высмеивал, выставлял напоказ людскую жадность, притворство и глупость. Позже его стиль аллегорического изложения назовут эзоповым языком.

Ко всему прочему присутствует аллегория в литературе Средневековья , в текстах священных Писаний, религиозных гимнах, притчах, трудах Отцов Церкви немало образов носят иносказательный мотив. Немало аллегорий к нам пришло из Библии: Иуда символизирует предательство, а Богородица – безгреховность, нравственную чистоту, безукоризненною мораль и непорочность.

Множество аллегорических примеров можно найти в творчестве Верхарна, Ибсена, Франса, в гениальном произведении Данте «Человеческая комедия», в сонетах Шекспира, поэмах Шелли. Стоит учесть тот факт, что в произведениях IX-XX вв. период рационалистических философских традиций аллегория практически не употреблялась вовсе.

К слову, русские авторы никак не могли обойтись без аллегорий. Баллады Жуковского , сатира Салтыкова-Щедрина, произведения Ильфа и Петрова, Чехова, стихи Маяковского , басни Крылова – неиссякаемый источник остроумных и тонких иносказаний.

Аллегория в баснях Крылова

Зачастую, говоря об аллегории, нас интересуют самые яркие, запоминающиеся примеры из художественной литературы. И аллегория Крылова явное тому подтверждение.

Каждая его басня – это небольшая забавная история, где главные герои исключительно обитатели леса, раскрывает читателю в шуточной форме определенную норму поведения или поступок, зачастую не самый образцовый.

В каждом из характеров лесных героев мы узнаем что-то схожее, близкое среди нашего окружения. Описывая своих персонажей, Крылов больше затрагивает человеческие пороки и достоинства, чем характер животного. У автора аллегория басни такова: Лиса символизирует хитрость, плутовство, ложь, наглость, угодничество и заискивание ради своей выгоды. Осел – образ упрямства, тупости, безграмотности и невежества. Петух представляется нам как образец зазнайства, самолюбия и нарциссизма. Медведь олицетворяет силу, мощь, доброту, а иногда и ограниченность, нерасторопность. Стрекоза – беспечность, а заяц – трусость и хвастовство.

Произведения Крылова многолики. В одних автор высмеивает характеры, а в других — отношения между людьми, устои жизни, общественный порядок. Аллегория басни «Волк и Ягненок» прекрасно отражает взаимоотношения между властью и народом, между всеимеющими, всемогущими и подчиненными, сильными и слабыми. И как часто это бывает в жизни, сильный пытается доказать свою властность, издеваясь, помыкая над слабым.

А есть у Крылова басни, в которых наши своё отражение исторические события. Так, например, в басне «Волк на псарне» повествуются события в годы Отечественной войны 1812 года, когда французский император попытался провести мирные переговоры с Россией. Волком Крылов изобразил Наполеона, а опытным ловчим – полководца Кутузова. Когда Волк попадает на псарню (на территорию России), то и сам не рад, это можно понять из строк: «В минуту псарня стала адом». Пытаясь избежать своей горькой участи, хитростью идет на переговоры, но умный ловчий не поддается.

Чем отличается аллегория от метафоры

Часто встает вопрос: какая же разница между метафорой и аллегорией? Как и когда правильно употреблены аллегория или метафора? Давайте разберемся.

Метафора – это выражение (или слово), употребленное в переносном значении. Например, золотые руки, часы идут .

Аллегория и метафора схожи между собой тем, что оба эти понятия построены на ассоциациях, то есть проводится параллель между названным объектом и его определением. Однако, аллегория куда глубже и богаче по своему значению и сложности.

Метафора изображает нам какие-либо события или состояния, например наступление старости через метафору «пришла осень» , невозможность возвратить все вспять — «заросла тропинка» , описание притихшего, неподвижного леса – «лес призадумался» .

Метафора – это своего рода сравнение, эффектное, меткое, остро подмеченное, благодаря которому произведение становится живым, выразительным и воображение читателя начинаем работать.

В свою очередь аллегория может принимать форму целого произведения (это хорошо видно на примере басен и притчей). Используя этот литературный прием, автор иллюстрирует какое-то событие, историю и дает нам понять свое отношение к случившемуся.

Переносное значение в метафоре умещается в одно слово, а в аллегории оно охватывает целую мысль. Метафорой выступают словосочетания, а примером самых простых и кратких аллегорий служат пословицы («Лучше синица руках, чем журавль в небе» ).