Святой августин биография. Августин Блаженный - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Августин Блаженный, Великий Августин, Отец Церкви. Кто такой Августин Блаженный, о чем писал – биография, факты из жизни, учение, философия, религия, цитаты.

Августин Блаженный биография кратко

Августин Аврелий Иппонийский Блаженный Августин – христианский богослов, Отец Церкви, епископ и проповедник. Родился Блаженный Августин 13 ноября 354 г. в провинции Нумидия (ныне Алжир). Первое обучение получил на дому – мать, Святая Моника (о ее жизни можно прочесть в «Исповеди» Августина) дала христианское направление страсти к знаниям своего сына. Отец Августина , что интересно, наоборот был язычником что несколько погашало религиозный пыл матери. Отец имел небольшой земельный участок и был римский гражданином.

  • Почему «Блаженный»? Прозвище дано на основе его взглядов. Считал, что блаженство дано человеку Богом – человек должен стремиться к блаженству, что естественно.

С детства Августин Блаженный изучал греческий язык, латынь и литературу. Первое образование получил в школе в Тагансте, затем в Мадавру, который считался в то время культурным центром, после чего взял 30х летний курс по риторике в Карфагене.

В 17 лет познакомился с молодой женщиной низшего социального статуса. Они находились в неофициальных отношениях 13 лет. В 372 году у пары родился сын, Адеодат.

Августин Блаженный активно занимался изучением трактатов предшественников. Философско-религиозные взгляды известного христианского мыслители заинтересовали после прочтения «Гортензия» (Hortensius) Цицерона . Позднее начал преподавать риторику в Таганстве. Вступил в манихейскую общину (синкретическое христианское течение). Занимался сбором и систематизацией информации для своей «Исповеди». Христианская схоластическая традиция строилась, в основном, на теории неоплатонизма, с который Августин Аврелий также познакомился, определив дальнейший вектор.

387 года был крещен вместе с единомышленниками в Медиолане рукой Амвросия. Через несколько лет возвращается в свою африканскую провинцию, где организовывает монашескую общину. В 395 году становится епископом. Оставил после своей смерти – 28 августа 430 года – множество трактатов, которые поделены на 3 периода.

  1. Первый период философско-религиозного типа литературы характеризуется влиянием античной литературы почти в чистом виде. К этому этапу жизни Августина Блаженного относятся, в основном, диалоги. Автор плавно подводит последователей к неоплатонизму: «О порядке», «Монологи», «О свободном решении».
  2. Второй период озаглавлен серьезной церковной литературой из-за рассмотрения религиозной проблематики: «О книге Бытия», в цикл которого вошли и толкования к посланиям апостолов. К этому же периоду принадлежит и знаменитая «Исповедь» Августина Аврелия, которая, практически, подытожила духовные поиски схоластика.
  3. Третий период в исследованиях Августина Блаженного посвящен проблемам сотворения мира, бытия (онтологии) и эсхатологии. К этому периоду относится не менее известный «О граде Божьем», «Пересмотры», «О Троице», «О христианской науке», которые ближе к современному пониманию христианский догматов. Философские труды Августина Блаженного стали основой для дальнейшего развития неоплатонизма схоластической традиции, а труды стали ценным материалом для изучения не только богословами, но и западными антропологами и психологами.

Августин Блаженный цитаты:

  • «Перед верой меркнут все достижения разума».
  • «Время врачует все раны».
  • «Человек – великая бездна. Его волосы легче посчитать, чем чувства и движения сердца».
  • «То, что хочешь зажечь в других, должно гореть в тебе самом».

(1 оценили, оценка: 5,00 из 5)

Августин (Аврелий)

Аврелий Августин (лат. Aurelius Augustinus, Блаженный Августин, Святитель Августин) (13 ноября 354, Тагаст, Нумидия - 28 августа 430, Гиппон, близ Карфагена). Родоначальник христианской философии истории.

Один из Отцов Церкви, основатель августинизма. Родоначальник христианской философии истории.

Христианский неоплатонизм Августина господствовал в западноевропейской философии и католической теологии до XIII века, когда он был заменён христианским аристотелизмом Альберта Великого и Фомы Аквинского. Некоторая часть сведений об Августине восходит к его автобиографической «Исповеди» («Confessiones»). Его самый известный теологический и философский труд - «О граде Божием».

Через манихейство, скептицизм и неоплатонизм пришёл к христианству, учение которого о грехопадении и помиловании произвело на него сильное впечатление. В частности, он защищает (против Пелагия) учение о предопределении: человеку заранее предопределено Богом блаженство или проклятие. Человеческая история, которую Августин излагает в своей книге «О граде Божием», «первой мировой истории», в его понимании есть борьба двух враждебных царств - царства приверженцев всего земного, врагов божьих, то есть светского мира (civitas terrena или diaboli), и царства Божия (civitas dei). При этом он отождествляет Царство Божие, в соответствии с его земной формой существования, с римской церковью. Августин учит о самодостоверности человеческого сознания (основа достоверности есть Бог) и познавательной силе любви. При сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех вещей, из которых они затем самостоятельно развиваются.

Его память отмечается Католической церковью 28 августа, Русской православной церковью - 15 июня по старому стилю.

Блаженный Августин

Августин (Аврелий) - один из знаменитейших и влиятельнейших отцов христианской церкви, родился 13 ноября 354 г. в африканской провинции Нумидия, в Тагасте (ныне Сук-Ахрас в Алжире). Первоначальным своим образованием он обязан своей матери, христианке Св. Монике, умной, благородной и благочестивой женщине, влияние которой на сына, однако, нейтрализовалось отцом-язычником. В молодости своей Августин был настроен самым светским образом и, живя в Мадавре и Карфагене для изучения классических авторов, весь отдавался вихрю наслаждений. Жажда чего-то высшего пробудилась в нём лишь после чтения «Hortensius» Цицерона. Он набросился на философию, примкнул к секте манихеев, которой оставался верным около 10 лет, но не найдя нигде удовлетворения, чуть не пришёл в отчаяние; и лишь знакомство с платонической и неоплатонической философией, ставшей ему доступной благодаря латинскому переводу, на время дало пищу его уму.

В 383 г. он отправился из Африки в Рим, а в 384 г. - в Милан, чтобы выступить здесь в качестве учителя красноречия. Здесь, благодаря местному епископу Амвросию, он ближе ознакомился с христианством, и это обстоятельство, в связи с чтением посланий апостола Павла, произвело радикальную перемену в его образе мыслей и жизни. Этому событию Католическая церковь посвятила даже особый праздник (3 мая).

На Пасху 387 г. Августин вместе со своим сыном принял крещение от руки Амвросия. После этого он возвратился в Африку, предварительно распродав всё своё имущество и почти совершенно раздав его бедным. Некоторое время он провёл в строгом уединении главою духовной общины в 391 г., вступив в духовное звание с саном пресвитера, занялся деятельностью проповедника и в 395 г. был посвящён в епископы в Гиппоне.

Влияние Августина на судьбы и догматическую сторону христианского учения почти беспримерно. Он на несколько столетий вперёд определил дух и направление не только африканской, но и всей западной церкви.

Его полемика против ариан, присциллиан и, в особенности, против донатистов и других еретических сект, наглядно доказывают степень его значения.

Проницательность и глубина его ума, неукротимая сила веры и пылкость фантазии лучше всего отражаются в его многочисленных сочинениях, которые имели неимоверное влияние и определили антропологическую сторону учения в протестантизме (Лютер и Кальвин). Ещё важнее, чем разработка учения о св. Троице, его исследования об отношении человека к божественной благодати. Сущностью христианского учения он считает, именно, способность человека к восприятию Божьей благодати, и это основное положение отражается также и на понимании им других догматов веры. Его заботы об устройстве монашества выразились в основании им многих монастырей, впрочем, скоро разрушенных вандалами.

Учение Августина о соотношении свободы воли человека, божественной благодати и предопределения является достаточно неоднородным и не носит системного характера.

О бытии

Бог сотворил материю и наделил её различными формами, свойствами и назначениями, тем самым сотворив все сущее в нашем мире. Деяния Бога есть благо, а значит и все сущее, именно потому, что оно существует, есть благо.

Зло не субстанция-материя, а недостаток, её порча, порок и повреждение, небытие.

Бог - источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Мир существует благодаря непрерывному творению Бога, который перерождает всё умирающее в мире. Мир один и несколько миров быть не может.

Материя характеризуется через вид, меру, число и порядок. В мировом порядке всякая вещь имеет свое место.

Бог, мир и человек

Проблема Бога и его отношения к миру выступает у Августина как центральная. Бог, по Августину, сверхприроден. Мир, природа и человек, будучи результатом творения Бога, зависят от своего Творца. Если неоплатонизм рассматривал Бога (Абсолют) как безличное существо, как единство всего сущего, то Августин истолковывал Бога как личность, сотворившую все сущее. И специально делал различия толкований Бога от Судьбы и фортуны.

Бог бестелесен, а значит божественное начало бесконечно и вездесуще. Сотворив мир, он позаботился о том, чтобы в мире царил порядок и в мире все стало подчиняться законам природы.

Человек - это душа, которую вдохнул в него Бог. Тело (плоть) презренно и греховно. Душа есть только у людей, животные её не имеют.

Человек создавался Богом, как свободное существо, но, совершив грехопадение, сам выбрал зло и пошёл против воли Бога. Так возникает зло, так человек становится несвободным. Человек несвободен и неволен ни в чём, он всецело зависит от Бога.

С момента грехопадения люди предопределены ко злу и творят его даже тогда, когда стремятся делать добро.

Главная цель человека - спасение перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение церкви.

О благодати

Силой, которая во многом определяет спасение человека и его устремление к Богу, является божественная благодать. Благодать - особая божественная энергия, которая действует по отношению к человеку и производит изменения в его природе. Без благодати невозможно спасение человека. Свободное решение воли - лишь способность стремиться к чему-либо, но реализовать свои стремления в лучшую сторону человек способен только с помощью благодати.

Благодать в представлении Августина напрямую связана с основополагающим догматом христианства - с верой в то, что Христос искупил все человечество. Значит, по природе своей благодать имеет всеобщий характер и она должна даваться всем людям. Но очевидно, что не все люди спасутся. Августин это объясняет тем, что некоторые люди не способны принять благодать. Это зависит, прежде всего, от способности их воли. Но как пришлось убедиться Августину, не все люди, которые приняли благодать, смогли сохранить «постоянство в добре». Значит, необходим ещё один особый божественный дар, который поможет сохранить это постоянство. Этот дар Августин называет «даром постоянства». Только благодаря принятию этого дара «званные» смогут стать «избранными».

О свободе и божественном предопределении

Первые люди до грехопадения обладали свободной волей - свободой от внешней (в том числе сверхъестественной) причинности и способностью выбирать между добром и злом. Ограничивающим фактором в их свободе выступал нравственный закон - чувство долга перед Богом.

После грехопадения люди лишились свободной воли, стали рабами своих желаний и уже не могли не грешить.

Искупительная жертва Иисуса Христа помогла людям вновь обратить свой взор к Богу. Он показал своей смертью пример послушания Отцу, повиновения Его воле («Не моя воля, но твоя да будет» Лк.22:42). Иисус искупил грех Адама, приняв волю Отца, как свою собственную.

Каждый человек, следующий заветам Иисуса и принимающий волю Бога как свою собственную, спасает свою душу и допускается в Небесное царство.

Предопределение (лат. praedeterminatio) - один из труднейших пунктов религиозной философии, связанный с вопросом о божественных свойствах, о природе и происхождении зла и об отношении благодати к свободе.

Люди способны творить благо лишь с помощью благодати, которая несоизмерима с заслугами и дается тому, кто избран и предопределен к спасению. Однако люди - существа нравственно-свободные и могут сознательно предпочитать зло добру.

Можно подумать, будто бы есть предопределение ко злу со стороны Бога, - так как все существующее окончательным образом зависит от всемогущей воли всеведущего Божества. Это значит, что упорство во зле и происходящая отсюда гибель этих существ, есть произведение той же божественной воли, предопределяющей одних к добру и спасению, других - ко злу и гибели.

Эту идею абсолютного предопределения и развивал Августин, правда в его учении имелись различные смягчающие оговорки. Вопрос о предопределении был решен догматически: мы не можем знать всего во что верим («Уверуй, чтобы уразуметь» - кредо Августина).

О вечности, времени и памяти

Время - мера движения и изменения. Мир ограничен в пространстве, а бытие его ограничено во времени.

Анализ (о)сознания времени - давний крест дескриптивной психологии и теории познания. Первым, кто глубоко ощутил огромные трудности, которые заключены здесь и кто бился над ними, доходя почти до отчаяния, был Августин. Главы 14-28 книги XI "Исповеди" даже сейчас должны быть основательно проштудированы каждым, кто занимается проблемой времени.

Размышляя о времени, Августин приходит к концепции психологического восприятия времени. Ни прошлое, ни будущее не имеют реального существования - действительное существование присуще только настоящему. Прошлое обязано своим существованием нашей памяти, а будущее - нашей надежде.

Настоящее - это стремительное изменение всего в мире: человек не успеет оглянуться, как он уже вынужден вспомнить о прошлом, если он в этот момент не уповает на будущее.

Таким образом, прошлое - это воспоминание, настоящее - созерцание, будущее - ожидание или надежда.

При этом, как все люди помнят прошлое, так некоторые способны «помнить» будущее, чем и объясняется способность ясновидения. Как следствие, раз время существует только потому, что о нём помнят, значит для его существования необходимы вещи, а до сотворения мира, когда ничего не было, не было и времени. Начало творения мира - вместе с тем и начало времени.

Время обладает длительностью, которая характеризует продолжительность всякого движения и изменения.

Вечность - она ни была, ни будет, она только есть. В вечном нет ни преходящего, ни будущего. В вечности нет изменчивости и нет промежутков времени, так как промежутки времени состоят из прошедших и будущих изменений предметов. Вечность - мир мыслей-идей Бога, где всё раз и навсегда.

Добро и зло - теодицея

Говоря о деяниях Бога, мыслители подчеркивали его всеблагость. Но в мире творится и зло. Почему Бог допускает зло?

Августин доказывал, что все сотворенное Богом в той или иной мере причастно к абсолютной доброте - всеблагости Бога: ведь Всевышний, осуществляя творение, запечатлел в тварном определенную меру, вес и порядок; в них вложены внеземной образ и смысл. В меру этого в природе, в людях, в обществе заключено добро.

Зло - не некая сила, существующая сама по себе, а ослабленное добро, необходимая ступень к добру. Видимое несовершенство является частью мировой гармонии и свидетельствует о принципиальной благости всего сущего: «Всякая природа, которая может стать лучше - хороша».

Бывает и так, что мучащее человека зло в конечном счете оборачивается добром. Так, например, человека наказывают за преступление (зло) с целью принести ему добро через искупление и муки совести, что приводит к очищению. Иными словами, без зла мы не знали бы, что такое добро.

Истина и достоверное знание

Августин говорил о скептиках: «им показалось вероятным, что истину найти нельзя, а мне кажется вероятным, что найти можно». Критикуя скептицизм, он выдвинул против него следующее возражение: если бы истина не была известна людям, то как определялось бы, что одно правдоподобнее (то есть более похоже на истину), чем другое.

Достоверное знание - это знание человека о своем собственном бытии и сознании. Знаешь ли ты, что ты существуешь? Знаю.. Знаешь ли ты, что ты мыслишь? Знаю.. Итак ты знаешь, что ты существуешь, знаешь, что живешь, знаешь, что познаешь.

Познание

Человек наделен умом, волей и памятью. Ум сам на себя обращает направленность воли, то есть всегда себя сознает, всегда желает и помнит: Ведь я помню о том, что имею память, ум и волю; и понимаю, что я понимаю, желаю и помню; и желаю, чтобы я имел волю, понимал и помнил.

Утверждение Августина, что воля участвует во всех актах познания, стало нововведением в теории познания.

Ступени познания истины:

* внутреннее чувство - чувственное восприятие.
* ощущение - знание о чувственных вещах в результате рефлексии разумом над чувственными данными.
* разум - мистическое прикосновение к высшей истине - просветление, интеллектуальное и моральное совершенствование.

Разум - это взор души, которым она сама собой без посредства тела созерцает истинное.

Об обществе и истории

Августин обосновывал и оправдывал существование имущественного неравенства людей в обществе. Он утверждал, что неравенство - неизбежное явление социальной жизни и бессмысленно стремиться к уравнению богатств; оно будет существовать во все века земной жизни человека. Но все же все люди равны перед Богом и потому Августин призывал жить в мире.

Государство - наказание за первородный грех; является системой господства одних людей над другими; оно предназначено не для достижения людьми счастья и блага, а только для выживания в этом мире.

Справедливое государство - христианское государство.

Функции государства: обеспечение правопорядка, защита граждан от внешней агрессии, помогать Церкви и бороться с ересью.

Необходимо соблюдать международные договоры.

Войны могут быть справедливыми и несправедливыми. Справедливые - те, что начались по законным причинам, например по необходимости отражения нападения врагов.

В 22 книгах своего главного труда «О граде Божьем» Августин делает попытку охватить всемирно-исторический процесс, связать историю человечества с планами и намерениями Божества. Им развиваются идеи линейного исторического времени и морального прогресса. Моральная история начинается с грехопадения Адама и рассматривается как поступательное движение к обретаемому в благодати нравственному совершенству.

В историческом процессе Августин (18-я книга) выделял семь главных эпох (в основе этой периодизации были положены факты из библейской истории еврейского народа):

* первая эпоха - от Адама до Великого потопа
* вторая - от Ноя до Авраама
* третья - от Авраама до Давида
* четвёртая - от Давида до вавилонского пленения
* пятая - от вавилонского пленения до рождения Христа
* шестая - началась с Христа и завершится вместе с концом истории вообще и со Страшным Судом.
* седьмая - вечность

Человечество в историческом процессе образует два «града»: светское государство - царство зла и греха (прототипом которого был Рим) и государство Божие - христианская церковь.

«Град земной» и «Град Небесный» - символическое выражение двух видов любви, борьбы эгоистических («любовь к себе, доведенная до пренебрежения к Богу») и моральных («любовь к Богу вплоть до забвения себя») мотивов. Эти два града развиваются параллельно переживая шесть эпох. В конце 6 эпохи граждане «града Божия» получат блаженство, а граждане «земного града» будут преданы вечным мучениям.

Августин Аврелий доказывал превосходство духовной власти над светской. Восприняв августиновское учение, церковь объявила свое существование земной частью божьего града, выставляя себя в качестве верховного арбитра в земных делах.

Наиболее известными из сочинений Августина является «De civitate Dei» («О граде Божьем») и «Confessiones» («Исповедь»), его духовная биография, сочинение De Trinitate (О Троице), De libero arbitrio (О свободной воле), Retractationes (Пересмотры).

Кроме того, заслуживают упоминания его Meditationes, Soliloquia и Enchiridion или Manuale.


Аврелий Августин, один из самых выдающихся отцов западной церкви, родился 12 ноября 353 г. в Тагасте, в Нумидии, умер 28 августа 430 г. в Гиппоне.

17-летним юношей, изучая риторику в Карфагене, Августин предавался разгульной жизни. С 383 г. он состоял учителем красноречия в Риме, с 384 – в Милане, где влияние святого Амвросия побудило его принять христианство (387 г.). В следующем году Августин, через Рим, возвратился в свой родной город и стал здесь во главе одной аскетической общины, проводя жизнь в полном уединении. В 395 г., епископ гиппонский Валерий посвятил Августина в епископы (викарием у себя). С этого времени африканская церковь руководилась силою его ума и слова. Аврелий Августин с большой настойчивостью опровергал все бывшие или только возникавшие ереси: донатистов , манихеев , ариан , пелагиан и полупелагиан, победа над которыми доставила африканской церкви на некоторое время выдающееся положение. Имя Августина сделалось известным во всей западной церкви. Он умер во время осады Гиппона вандалами . Останки Августина в октябре 1842 г., с разрешения папы, были перенесены в Алжир и погребены здесь у памятника, воздвигнутого ему на развалинах прежнего Гиппона. Католическая церковь причислила его к лику святых.

Аврелий Августин Блаженный. Фреска VI века в капелле Санкта-Санкторум, Латеран (Рим)

Аврелий Августин, в ряду других отцов , имел самое сильное влияние в западной церкви, как вследствие настойчивости, с какою он отстаивал её учение и интересы и в богословии, и в церковной практике, так и вследствие своего выдающегося ума, своеобразно сочетавшего в себе созерцательный и мистический элементы. Поэтому, недостаточно видеть в нем лишь родоначальника средневековой схоластики ; на нем, до известной степени, воспитался Лютер . В борьбе с крайностями манихейства, пелагианства и донатизма, Августин стремился обосновать среднюю точку зрения, развивая две основные идеи, идею всемогущества божественной благодати и идею церкви, как связующего небо и землю царства Божия. Взгляд Августина на государство, как на греховную силу и требование подчинить светскую власть власти церковной, легли в основу учения папства об отношении обеих властей.

Строгое и беспристрастное описание собственной жизни Аврелий Августин дал в своей «Исповеди » («Confessionum») из 12 книг, к которым примыкают «Retractationum», содержащие критику его собственных сочинений. Он сам насчитывает 93 своих произведения в 232 книгах. Важнейшими из них можно считать: «Об истинной религии », «О Троице» и «О граде Божием ». Нельзя не упомянуть также, что сочинения Августина содержат весьма ценные указания и на характер музыки в древней христианской церкви, особенно относительно так называемого амвросианского церковного пения, которое он ввел в своей африканской епархии. Августин оставил и специальное сочинение о музыке («О музыке»), посвященное метрике.

Августин «Блаженный» Аврелий (13 ноября 354 — 28 августа 430) — христианский теолог и церковный деятель, главный представитель западной патристики, епископ города Гиппон Регий (современная Аннаба, Алжир), родоначальник христианской философии истории.

Августин Аврелий создал онтологическое учение о Боге как абстрактное бытие, последовал неоплатонистську онтологию, исходил не из объекта, а от субъекта, от самодостаточности человеческого мышления. Бытие Бога, согласно учению Августина, можно вывести непосредственно из самопознания человека, а бытие вещей — нет. Психологизм всего проявился в его учении о времени как сущность, не может существовать без души, которая помнит, ждет, наблюдает действительность.

Аврелий Августин родился 13 ноября 354 года в городе Тагаст, в Северной Африке, которая тогда была частью Римской империи и была населена латинском христианами. Отец его был язычником, мать — святая Моника — глубоко религиозной христианкой. Семья была зажиточная, поэтому в юности будущий святой претерпел всех типичных для представителя его состояния радости: пьяные гульбища в обществе «жриц любви», дебоши, посещение театров и цирков с их жестокими зрелищами .

В 370 году молодой Августин поехал учиться риторике в столицу Африки Карфаген. Обучение велось на латинском языке, и поэтому произведения греческого происхождения читалась в переводах. Августин так никогда и не выучил греческий язык, зато его профессиональная подготовка в области риторики приобрела для него качественно духовное измерения. Блестящий писатель, он всегда осознавал язык как орудие творчества и отдавал себе отчет во всех вытекающих из этого преимуществах и искушениях. Для него язык как средство общения был искусством, требует совершенства из соображений любви к ближнему.

В возрасте девятнадцати лет Августин знакомится с манихейской учением и становится его сторонником на целых десять лет. Вопрос о происхождении зла решался манихеев в плане онтологического дуализма, то есть существования злого бога, равносильного Творцу. Манихейский влияние навсегда оставил след в уме блаженного Августина.

Закончив обучение, Августин начал частно преподавать риторику. В это время он жил с женщиной, которая была его подругой в течение многих лет. Она родила ему сына, которого Августин назвал Адеодатус, по-гречески Феодор, богоданного. Это была его единственный ребенок, и Августин в своих писаниях всегда говорит о нем с особой нежностью.

В 383 году он переехал в Рим и провел там некоторое время, занимаясь преподаванием риторики. Однако в Риме он не задержался и переехал оттуда в Милан, где епископом тогда был большой Амвросий, проповеди которого поразили Августина. Да и весь образ святого миланца произвел неизгладимое впечатление и добавил безусловно христианский направление его духовному развитию.

Окончательное обращение Августина описано в книге VIII знаменитой «Исповеди». Это событие перевернуло всю жизнь Августина. Он полностью перешел в христианство, в апреле 389 года крестился, а в 391 году был рукоположен во пресвитера и остаток жизни провел в африканском городе Гиппон, епископом которого он стал в 395 году. Он оставался епископом гиппонийським течение 35 лет, до самой своей смерти. В этот период он написал очень много произведений, а также принимал активное участие в церковной жизни. Он стал незаменимым участником всех африканских соборов. Августин фактически возглавил церковную жизнь Африки. Его огромная популярность и влияние позволили ему внести большой вклад в законодательную деятельность африканской Церкви.

Философское учение Августина Аврелия

Философия Августина возникла как симбиоз христианских и античных доктрин . С древнегреческих философских учений главным источником для него был платонизм. Идеализм Платона в метафизике, признание различия духовных принципов в структуре мира (добрая и плохая душа, существование отдельных душ), упор на мистических факторах духовной жизни — все это повлияло на формирование его собственных воззрений.

Новым философским достижением Августина стало освещение проблемы реальной динамики конкретного человеческой жизни в противоположность конкретной истории общества. В трактате «Исповедь», рассматривая человека от появления младенца к лицу, самоусвидомлюе себя христианином, Августин создал первую философскую теорию, где исследуется психологический сторону жизни. Исследуя историю как целенаправленный процесс, в трактате «О граде Божий», который был написан под влиянием впечатлений от покорения Рима ордами Алариха в 410, Августин признает существование двух видов человеческой общности: «Град Земной», т.е. государственность, которая основана на «самовлюбленности, доведенной до пренебрежения Бога », и« Град Божий »- духовная общность, основанная на« любви к Богу, доведенной до пренебрежении к самому себе ».

Последователи Августина были скорее историками, чем систематизация. Они решали преимущественно практические вопросы этического характера. Исходя из установок аристотелевской логики и философии, они рассуждали о действительности, а философию подчиняли теологии.

К основным произведений относят «О граде Божий» (22 книги), «Исповедь», где изображается становления личности. Христианский неоплатонизм Августина господствовал в западноевропейской философии и католической теологии до 13 века.

Августин Аврелий Блаженный в искустве

В инди-рок группы Band of Horses есть песня под названием «Святой Августин», содержание которой крутится вокруг стремление к славе и признанию, а не к истине.

В альбоме Боба Дилана John Wesley Harding (1967) есть песня под названием «I Dreamed I Saw St. Augustine »(на эту песню также существует кавер Теи Гилмор).

В 1972 году итальянский режиссер Роберто Росселини снял фильм «Agostino d’Ippona» (Августин Блаженный).

На укрепление позиций католической церкви, которая полностью контролировала жизнь отдельного человека и всего общества в Средние века, огромное влияние оказали философские взгляды Августина Блаженного. В современном мире возможности и функции церкви не столь всеобъемлющи, но католицизм и по сей день остаётся одной из основных мировых религий. Он распространён во многих странах Западной Европы, США, Латинской Америке, в некоторых областях Украины. Для понимания истоков католичества необходимо обратиться к богословскому учению Августина Блаженного.

Краткая биография

Августин (Аврелий) родился в 354 году в Тагасте . Этот город существует по сей день и называется Сук-Ахраз. Примечательно, что мальчик воспитывался в семье, где родители придерживались разных религиозных взглядов. Мать Аврелия, Моника, была христианкой, а отец - язычником. Это противоречие наложило свой отпечаток на характер юноши и нашло отражение в его духовных поисках.

В семье будущего мыслителя никогда не было больших денег, но родители смогли дать сыну хорошее образование. Изначально воспитанием мальчика занималась его мать. Окончив школу в Тагасте, семнадцатилетний Августин отправился в Карфаген, где постигал азы риторики. Там он встретил девушку, с которой прожил 13 лет. Даже после того, как у пары появился ребёнок, Аврелий не женился на своей возлюбленной по причине её низкого социального происхождения. Именно в этот период жизни начинающий философ произнёс свою известную фразу , в которой молит Бога о целомудрии и умеренности, но просит послать их не сейчас, а когда-нибудь позже.

Семейная жизнь Августина не сложилась. Свадьбу с подходящей по статусу невестой, которую выбрала ему мать, пришлось отложить, так как девочке исполнилось всего 11 лет и нужно было ждать, пока она повзрослеет. Годы ожидания жених провёл в объятиях новой избранницы. В итоге Августин разорвал помолвку с малолетней невестой, а вскоре покинул и возлюбленную. К матери своего ребёнка он тоже не вернулся.

Знакомство с трудами Цицерона послужило для Августина отправной точкой в изучении философии. В начале своих духовных поисков он проникся идеями манихеев, но позже разочаровался в них и жалел о впустую потраченном времени.

Служа преподавателем в одной из школ Медиолана (Милан), Августин открыл для себя неоплатонизм, представляющий Бога как нечто запредельное или трансцендентное. Это позволило ему по-другому взглянуть на учение ранних христиан. Он начинает ходить на проповеди, читать послания апостолов и увлекается идеями монашества. В 387 году Августин был крещён Амвросием.

Он распродаёт имущество и жертвует деньги бедным. После смерти матери философ возвращается на родину и создаёт монашескую общину. Душа Августина покинула земной мир в 430 году.

Эволюция духовной жизни

К созданию своего учения Августин шёл всю жизнь. Его взгляды на устройство вселенной, сущность Бога и предназначение человека неоднократно изменялись. К основным этапам его духовного развития можно отнести следующие:

Основные философские идеи Августина Блаженного

Августин известен как проповедник, богослов, писатель, создатель философии истории (историософии). И хотя его учение не имеет системного характера, венцом эпохи зрелой патристики являются воззрения Августина Блаженного. (Патристика (кратко) - период философии средневековья, объединяющий учения мыслителей - «отцов церкви»).

Бог есть добро

Бог - форма бытия , бестелесная, чистая и вездесущая. Сотворённый мир подчинён законам природы. Добро заключено во всём, что создал Бог. Зла не существует, оно лишь подпорченное, ослабленное, повреждённое добро.

Видимое зло - это необходимое условие мировой гармонии. Другими словами, без зла не бывает добра. Любое зло может обернуться добром, как страдание способно привести к спасению.

Свобода или предопределение

Изначально человек был наделён свободной волей и мог выбирать между праведной жизнью, добрыми делами и злыми поступками. После грехопадения Евы и Адама люди лишились права выбора. Печать первородного греха лежит на человеке с рождения.

После искупления Иисусом Христом греха Адама, у человечества вновь появилась надежда. Теперь каждый, кто живёт по заветам Божьим, будет спасён и допущен после смерти в Царство Небесное. Но и эти избранные праведники уже предопределены Богом.

Государство и общество

Создание государства является необходимым условием для выживания человечества. Оно обеспечивает безопасность граждан и защиту от внешних врагов, а также помогает церкви осуществлять свою высокую миссию.

Любое общество предполагает наличие господства одних социальных групп над другими. Имущественное неравенство оправдано и неизбежно. Любые попытки изменить сложившуюся ситуацию и уравнять людей обречены на неудачу. Эта идея, получившая позже название социального конформизма, была выгодна и государству, и Церкви.

Христианская концепция истории

В истории человечества можно выделить 7 периодов, в основе которых лежат те или иные библейские события и личности.

Самыми значимыми событиями во всемирной истории являются грехопадение первого человека и распятие Христа. Развитие человечества происходит по сценарию Бога и соответствует Его намерениям.

Труды и проповеди Августина оказывали влияние на христианское учение не только при его жизни, но и спустя несколько столетий. Многие его взгляды вызывали бурные споры. Например, его идея божественной предопределённости противопоставлялась христианскому универсализму, в соответствии с которым каждый человек имел шанс на спасение, а не только избранный.

Весьма спорными считались и воззрения на Святой Дух, который, по мнению Августина, может исходить не только от Отца, но и от Христа - Сына. Эта идея , несколько интерпретированная, позже была принята Западной Церковью и послужила основой учения о понимании Святого Духа.

Взгляды самого Августина на некоторые христианские традиции и обычаи также подвергались изменению с течением времени. Так, он долго не принимал почитания мучеников и не верил в чудесную и исцеляющую силу святых мощей, но позже изменил своё мнение.

Суть христианского учения философ видел в способности человека воспринимать Божью благодать, без которой спасение души невозможно. Не каждый может принять благодать и сохранить её . Для этого нужен особый дар - постоянство.

Многие исследователи высоко оценили вклад Августина в развитие религиозного учения. В его честь названо одно из философских течений - августинизм.

Произведения

Самое известное идейное фундаментальное сочинение Августина - «О граде Божьем», состоящее из 22 томов. Философ описывает символическое противостояние града смертного, временного, называемого Земным, и града вечного, именуемого Божьим.

Земной Град состоит из людей, которые ищут славы, денег, власти и любят себя больше, чем Бога. К граду противоположному, Божьему, относятся те, кто стремится к духовному совершенству, чья любовь к Богу превыше любви к себе. После Страшного Суда град Божий возродится и будет существовать вечно.

Основываясь на идеях Августина, Церковь поспешила провозгласить себя Божьим градом, расположенным на земле, и стала осуществлять функции верховного арбитра во всех человеческих делах.

К другим известным трудам Августина Блаженного можно отнести следующие достижения.

Всего Августин оставил более тысячи рукописей . В большинстве его произведений одинокая человеческая душа, ограниченная телом, стремиться осознать себя в этом мире. Но, даже приблизившись к заветному знанию, христианин ничего не сможет изменить в своём существовании, поскольку судьба его уже предопределена Богом.

Согласно взглядам философа, человек XXI века, как и современник Августина, живёт в ожидании Страшного Суда. А впереди его ждёт только вечность.