Экологические произведения. Русские писатели об экологиипроизведения русской литературы, в которых поднимались вопросы защиты окружающей среды

В рубрике «Экология и литература» продолжает собирать для вас библиотеку. В этот раз мы обратились к активистам разных экологических организаций и спросили у них, какие книги оказали на них влияние, помогли иначе взглянуть на взаимоотношения природы и человека. Ответы получились удивительно разнообразными: фантастика и социология, технология и экология. Проверьте, может быть, эти издания изменят и ваше отношение к окружающей среде?

Екатерина Способ (Ассоциация «Образование для устойчивого развития»):

И в Европе, и в Америке о синдроме дефицита общения с природой говорят как об очень серьёзной проблеме. Когда я впервые услышала о нём, то подумала, что это не про нас. У нас-то дети и у бабушки в деревне лето проводят, и на природу с родителями выезжают. Однако углубившись в чтение книги Ричарда Лоува «Последний ребёнок в лесу» (Richard Louv, «Last Child in the Woods») по дороге из Ганновера в Минск, я поняла, что не всё так просто. Мы смотрим, но не видим. Мы проходим мимо цветов, запахов, звуков, не пропуская их через себя.

Эта книга, как и последующая за ней «Давайте наслаждаться природой вместе с детьми» Джозефа Корнелла , научили меня останавливаться, позволять детям вести меня за собой к необычной козявке или искрящемуся на солнце замёрзшему листку, находить моменты, чтобы замедлять свою жизнь и показывать малышам, как получать радость через свои ощущения.

Павел Горбунов (ОО «Минское велосипедное общество»):

На меня сильное воздействие оказало творчество братьев Стругацких . Не могу не перечитывать их хотя бы раз в год. Их книги - не совсем про экологические проблемы, но про системные кризисы, которые становятся причинами наших экологических проблем. Рекомендую почитать «Град Обречённый» и «Пикник на обочине» - про цивилизации, пережившие катастрофы.

«Улитка на склоне» - один из их самых сложных романов, в котором поднимается много тем, в том числе возможность «понять» биосферу. «Хищные вещи века» - про общество потребления и общественную бездумность. «Трудно быть Богом», «Обитаемый остров», «Попытка к бегству» - про конфликт одномоментно существующих цивилизаций, промывку мозгов, этичность вмешательства более «развитых цивилизаций». «Гадкие лебеди» и «Жук в муравейнике» - про проблемы, с которыми мы столкнёмся в ближайшем будущем, когда человечество неминуемо разделится на части по некоему критерию (в некотором смысле мы уже с этим столкнулись). Книги Стругацких многослойные и сразу про многое: открываются не сразу, и каждый видит в них то, что готов увидеть в данный момент времени.

Ольга Каскевич (ОО «Багна»):

Это книга ​Йозефа Вагнера​ и Нади Шнейдеровой «Царь зверей не лев». Она - часть их трилогии​ (другие - «Африка: рай и ад для животных» и «Сафари под Килиманджаро»).

Для меня издание ценно тем, что сочетает в себе достоинства энциклопедии и увлекательной приключенческой книги - дневник путешествия автора и интересные факты о животном мире Африки. Оно написано живым языком, красиво иллюстрирована древними рисунками африканцев, многочисленными фотографиями Вагнера и иллюстрациями Мирослава Ципара.

​Известный исследователь и путешественник Йозеф Вагнер (чехословацкий учёный, создатель зоосада в городе Двур-Кралове, где самые разнообразные виды животных практически обитали на воле) много лет прожил в Африке, став активным защитником её природных богатств. Он ярко и образно описывает уникальный животный мир континента, размышляет о путях спасения африканской флоры и фауны, рассказывает о самых значительных национальных парках, о быте африканских народов. ​

«На континенте, где твоя жизнь зависит лишь от собственной смекалки - всё имеет свою пользу: в​ Северной Африке весьма ценится верблюжий помёт. На дорогах пустыни, где нет деревьев, по утрам собирают маленькие круглые твёрдые и сухие шарики помёта величиной с грецкий орех: они служат топливом».

Йозеф связал свою жизнь с ​этой страной: 7 экспедиций на этот удивительный континент, 10 лет плодотворной и опасной работы​. Думаю, книга стоит того, чтобы хотя бы раз её прочесть. Меня всегда очень вдохновляла цитата, с которой она начинается: «В ближайшее столетие, а может, и десятилетие, люди наверняка не отправятся в путешествие, чтобы взглянуть на чудеса современной техники. Наоборот, из душных, закопченных городов они устремятся к уцелевшим уголкам живой природы, дышащем покоем и тишиной. Страны, сумевшие сохранить такие оазисы природы, будут вызывать всеобщую зависть и благодарность, ведь с природой дело обстоит совсем иначе, чем, скажем, с дворцами, разрушенными войной, - их можно построить заново. А вот если уничтожить живой мир, то никто, никакая сила не сможет создать его вновь».

В детстве я читала эт​и слова известного​ немецкого зоолога, писателя​ и директора​ Франкфуртского зоопарка и долго рассматривала африканскую картинку с рыбаками и изобилием рыбы.

Ещё меня вдохновляет «Уолден, или Жизнь в лесу» Генри Дэвида Торо .

Это книга о другом состоянии души. Её автор - американский натуралист, философ и писатель, живший в XIX веке, который уходит в близлежащий лес к пруду Уолден, сам строит себе дом, возделывает бобовое поле, выращивает горох, картофель, кукурузу, добывает рыбу, печёт хлеб, обедает ежевикой, словом, ведёт там независимое от остальной цивилизации хозяйство, живёт просто и с самым необходимым. В произведении подробно описаны все нюансы для ухода от цивилизации. Его жизнь у пруда наедине с природой продолжалась чуть более двух лет… Книга очень атмосферна, настраивает на определённый лад. Я порекомендовала бы её прочесть ближе к весне, когда по завершению чтения можно уехать на хутор, в лес на пару недель и закрыться от внешнего мира, позволить себе стать частью природы и просто течь в пространстве. Это рождает в тебе аутентичность, помогает увидеть как нас формирует наш ландшафт.

Последняя книга для третьего настроения. Это Себастьян Сальгадо . Он известен по всему миру как фотограф, недавно выпустил автобиографическое интервью и документальный фильм, который называется «Соль земли» . Я с жадностью читала его интервью, не хотелось, чтобы оно заканчивалось. Забрела как-то в один из книжных магазинов Берлина и наткнулась на сборник его рассказов «From my Land to the Planet» .

Сальгадо не просто фотограф, он - общественный деятель, который боролся за сохранение биосферы Земли и много на эту тему выступал. Он мне интересен тем, что он начинал с любви к человеку как существу, а затем переключился на природу, частью которой человек и является. Мне нравится эта непрерывная связь. А чего стоят названия его проектов - «Генезис», «Исход», «Homo Sapience».

«Генезис» помог мне осознать, что по мере нашего отрыва от природы в связи с урбанизацией мы стали очень сложными животными; по мере того, как мы становились чужими планете, мы стали странными существами».

Себастьян один из моих любимых фотографов. Он глубокий, планетарного масштаба.

Мне нравятся авторы, которые рассказывают о вещах и мире, который они пережили на себе. Люди-практики. Когда каждое их слово точно выверено, передаёт суть, настоящее. У таких авторов нет в текстах лишних слов, которые писались бы ради украшения текста.

Дмитрий Герилович (Общественная кампания «Городской Лесничий»):

Есть книга, которая сперва показалась мне чем-то очень нестандартным, как будто даже социологической шуткой. Это «Жизнь и смерть больших американских городов» Джейн Джекобс (Jane Jacobs «The Death and Life of Great American Cities») . Она написана не в академическом стиле, но затрагивает важные для общества вопросы: кто же живёт в городе? Архитектор, который создал город, словно демиург, или это реальные жители, которые реализуют в городе свои каждодневные нужды? Джейн Джекобс - первая, кто заинтересовалась этой темой и начала исследовать, почему американские города выглядят именно так, как они выглядят (строительство вдоль дорог, большое использование автотранспорта). Она исследовала также, как в подобных одинаковых случаях появлялись исключения: как люди в конкретных районах конкретных городов оставались внутри города, а не уезжали из него.

Она ставит много интересных вопросов, которые и меня навели на размышления о современных городах. Эти вопросы универсальны для современного урбаниста и применимы к любому населённому пункту в мире. Кто живёт в твоём городе? Кто живёт с тобой по соседству? Знаешь ли ты этих людей? Удобно ли вам жить в городе? Я задаю эти вопросы о Минске, в котором я живу: почему у нас именно такая транспортная система, именно такой подход к озеленению? Насколько городские территории пригодны для отдыха? Сами жители должны брать на себя ответственность и возвращать себе город. В то же время это обоюдонаправленный процесс: архитекторы и градостроители тоже должны идти навстречу жителям, спрашивать их мнение и предлагать различные варианты решений.

Инна Панчковская (правовая служба Товарищества «Зелёная сеть»):

- «Замыкающийся круг» Барри Коммонера - книга про природу, человека и технологии. Барри Коммонер выводит 4 закона экологии, объясняющие глобальные процессы, в которых главным актором выступает человек. Человек, который разорвал гармоничные связи с природой и за своим стремлением к благосостоянию и власти не замечает того, как мир катится в тартарары! Используя конкретные факты, цифры, цитаты, автор призывает читателя избавиться от иллюзии всеобщего благосостояния и здраво взглянуть на экологические угрозы.

Книгу Барри Коммонера я прочитала ещё в школе. Тогда, в 2009-м, я не знала, насколько все серьёзно, а Коммонер знал ещё в начале 1970-х. На фоне проходивших в то время протестных действий из-за строительства в моём городке химического предприятия книга сделала для меня проблему моего населённого пункта неуникальной. Коммонер часто говорит о социальной несправедливости, о том, как благоприятная окружающая среда становится камнем преткновения для большой группы жителей и маленькой группы власть имущих.

Я советую прочитать эту книгу, чтобы развеять иллюзии об успехах человечества в отделении от природы и принять факт существования кризиса окружающей среды. А также для того, чтобы увязать логику окружающей среды со всеми теми экономическими, социальными и политическими силами, которые управляют и нашей повседневной жизни, и ходом истории в целом.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕМА
В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Грустно. И ни черта не понять, что там
мозгует режим: Северным рекам шеи свер-
нуть или отнять Гольфстрим!
Фазиль Искандер.

Как- то в кинотеатре повторного фильма я случайно посмот-
рел старый фильм "Хозяин тайги". Хотя он был снят еще до моего
рождения, но очень мне понравился. Молодой Золотухин играл
участкового милиционера где-то в Сибири, единственного "в одну
сторону на пятьдесят верст, а в другую - на пятьсот". Он бо-
рется с браконьерами и побеждает. Было это два года назад.
Тогда-то я впервые серьезно задумался о том, почему люди так
варварски обращаются с природой. Удивительно, что до того все
разговоры на эту тему я словно пропускал мимо ушей. Вспомни-
лось, конечно, и другие ленты. Узнал я и историю фильма "У
озера", снятого больше двадцати лет назад. Оказывается, с него
началась борьба за чистоту Байкала, которая по сей день не
кончено.
Так постепенно из разрозненных фактов стало складываться
представление об экологической проблеме, о том, как литература
(о кино больше не говорю) подняла эту тему. Потом в школе
пришлось готовить доклад на тему "Человек и природа в произве-
дениях советских писателей". Вот что я выяснил. Еще в конце
прошлого века Достоевский, Чехов, Мимин-Сибиряк и другие стали
писать о варварском отношении к природе, особенно к лесу. Но в
советское время эту тему надолго забыли. Тогда был в моде ло-
зунг о том, что нечего ждать милости от природы, а ее бо-
гатства надо взять самим. Потом в голове Сталина возник план
"преобразования" природы, и в эту кампанию активно включились
некоторые писатели.
Против "преобразования" поднял свой голос известный
русский писатель Леонид Леонов. Его роман "Руский лес" открыл
в середине 50-х годов "художественную" экологию. В 50-60 годы
много сделали для родной природы К.Паустовский, В.Белов, В.Ли-
патов и другие.
В этом сочинении мне хотелось бы сказать только о немно-
гих произведениях и писателях.
Много сделал для защиты природы Виктор Астафьев, удосто-
енный не так давно звания Героя Социалистического Труда. Он,
например, (я читал об этом в газете) раскрыл тайну "объекта
N 27", который на самом деле должен был стать могильником для
радиоактивных отходов из стран Европы (тысячи верст везли бы
их!) под Енисеем. Кто знает, может быть, этим этим предотвра-
щен сибирский Чернобыль? В семидесятые годы им написаны
"Последний поклон" и "Царь-рыба". Повествование в рассказах
"Царь-рыба" показывает нам малых браконьеров, нарушающих зап-
реты на охоту и рыбную ловлю, и больших, готовых ради плана
разорить всю тайгу. Между тем Астафьев убежден: "Тайга на зем-
ле и звезды на небе были тысячи лет до нас. Звезды потухали
иль разбивались на осколки, взамен их расцветали на небе дру-
гие. И деревья в тайге умирали и рождались, одно дерево сжига-
ло молнией, подмывало рекой, другое сорило семена в воду, по
ветру... Нам только кажется,- подчеркивает свою мысль писа-
тель,- что мы преобразовали... тайгу... Нет, мы лишь ранили
ее, повредили, истоптали, исцарапали, ожгли огнем. Но страху,
смятенности своей не смогли ей передать, не привили и враждеб-
ности, как ни старались.
Мне кажется, что с этими мыслями согласится и Валентин
Распутин, тоже очень много сделавший для защиты русской приро-
ды. Он был в числе тех, кто поднял свой голос против поворота
северных рек. В повести "Прощание с Матерой" он рисует нам
страдания людей, вынужденных покидать свою и своих предков ро-
дину. Кто-то из власть имущих, этих наследников сталинских
"преобразователей", принял решение построить на реке ГЭС.
Десятки деревень обречены быть затопленными. Кажется, вместе с
людьми плачет и природа. Величествен образ старого дерева: его
пытались срубить- отскакивают топоры, спилить - не берут пилы,
поджечь- не горит. Варвары в конце концов отступают. Не так ли
сопротивляется и природа: как ни крушат ее- все еще стоит. Но
ведь и ее силы не беспредельны. А если не выдержит? Останется
ли жив сам человек? Он должен заботиться о природе- это его
дом. Он не гость, а хозяин в нем на долгие тысячелетия.
Вновь поднимается эта проблема в другой повести Распутина
- "Пожар". "Лес вырубать- не хлеб сеять",- с горечью думает
главный герой произведения. Леспромхоз торопится быстрее план
выполнить, кубометры заготовить. "А лес выбрали- до нового
десятки и десятки лет. Вырубают же его при нынешней технике в
годы. А потом что?" Читатель готов кричать вместе с героем:
"План?! Да лучше бы мы без него жили. Лучше б другой план за-
вели- не на одни только кубометры, а на души! Чтоб учитывали,
сколько душ потеряно, к черту-дьяволу перешло, и сколько оста-
лось! Это верно. Где нет любви и жалости к природе, там нет и
жалости к человеку. А вместе с природой гибнет и человек. При-
чем не только нравственно, но и в прямом смысле.
Об этом еще одна интересная повесть - "Дамба" Владимира
Мазаева. Не очень известная книга, правда, но меня она прив-
лекла своей правдивостью.
В произведении рассказывается о типичном уже, к сожале-
нию, для наших дней случае. Во время сильного дождя прорыва-
ется дамба отстойника, где хранилось 600 тысяч кубов ядовитых
отходов коксохимического производства. Черная волна вливается
в реку, отравляя все живое. Власти, конечно, пытаются ликвиди-
ровать последствия, но многое поправить уже невозможно. Кто же
виноват? Да, как всегда, никто. О том, что дамба построена с
нарушениями технологии и возможен прорыв, знали, но не прини-
мали мер. Предупреждением о возможной катастрофе не придавали
значения. Первый секретарь горкома партии никогда за четыре
года руководства городом этими проблемами не интересовался,
даже понятия не имел о заводском гидроотвале.
Природа, по мысли писателя, мстит своим обидчикам. Полу-
чают отравления дочь и зять первого секретаря. Черной волной
разрушен дачный поселок, где располагаются и дачи руководите-
лей завода.
Писатели учат людей задумываться над тем, что же они тво-
рят с природой?! Слишком много в последние годы случается ава-
рий и катастроф, чтобы не прислушаться к их мудрому голосу.
Григорий Медведев в своей документальной повести "Черно-
быльская тетрадь" говорит о том, что в погоне за чинами и наг-
радами академики, экономисты и политики многие годы обманывали
народ, утверждая, что атомная энергетика безопасна. Мы знаем
теперь, чем обернулась эта "безопасность" . Повесть кончается
очень сильными словами писателя. Он ходит по кладбищу, где по-
хоронены жертвы Чернобыля, и вспоминает, что тела их сильно
радиоактивны и они были похоронены в цинковых гробах. "Так
требовала санэпидстанция, и я думал об этом, ибо земле помеша-
ли сделать ее последнюю работу- превратить тела умерших в
прах. Проклятый ядерный век! Даже здесь, в извечном челове-
ческом исходе, нарушаются тысячелетние традиции. Даже похоро-
нить, по-людски предать земле нельзя". Сильнее не скажешь...


Человек и природа в лирике кузбасских поэтов

Осинники

О.В. Дмитриева


Рабочая тетрадь

по курсу «Человек и природа

в лирике кузбасских поэтов»

учени_____ 8 класса _____

школы № ______________________

Ф.И.___________________________

Осинники

2006
Оглавление
Тема № 1

Развитие литературного процесса в Кузбассе.......................5
Тема № 2

Творчество Игоря Михайловича Киселёва...........................8

Тема № 3

Исповедальная лирика Игоря Михайловича Киселёва..............10

Тема № 4

Игоря Михайловича Киселёва.......................................12

Тема № 5

Философская лирика Игоря Михайловича Киселёва..............15

Тема № 6

Мотив реки в творчестве Геннадия Евлампиевича Юрова........17

Тема № 7

Анализ изобразительно-выразительных средств

в лирике Г. Юрова...................................................19
Список литературы....................................................21

Дорогой друг!
Ты держишь в руках учебное пособие, которое позволит тебе лучше усвоить курс «Человек и природа в лирике кузбасских поэтов».

Кузбасс - это «индустриальное сердце» Сибири. В нашей области уже в 1960 году работали многочисленные металлургические и химические заво­ды «Азот», «Карболит», коксохимический завод, Кузнецкий металлургиче­ский комбинат, Новокузнецкий химкомбинат, разрезы, шахты. Эти объекты цивилизации оказались губительными для природы Кузбасса. Поэтому нет ничего удивительного, что поэты Кузбасса забили тревогу.

В рабочей тетради собраны стихотворения кузбасских поэтов и разнообразные задания.

Обрати внимание на то, что все материалы рабочей тетради предваряют условные значки:
перед материалом, носящим информативный характер,

перед заданием для выполнения на занятии,

перед творческим заданием,

перед заданием для домашнего выполнения.
В результате прохождения программного материала ты получишь представление о литературном процессе в Кузбассе, узнаешь больше о творчестве поэтов своего края , усовершенствуешь навыки работы с текстом ли­рического произведения, отточишь умение использовать изо­бразительно-выразительные средства при анализе двух или нескольких ли­рических произведений, определять темы и мотивы.

Желаю успехов!!!

Тема № 1

Развитие литературного процесса в Кузбассе

28 апреля 1962 года правление Союза писателей РСФСР приняло постановление: «Организовать отделение Союза писателей в городе Кемерово». 14 июня прошло организационное собрание писателей Кузбасса, которое избрало Евгения Сергеевича Буравлёва ответственным секретарём. Молодая организация насчитывала пять человек.

Александр Никитич Волошин известил страну и планету (его роман переведён на несколько иностранных языков) о существовании земли Кузнецкой. Роман «Земля Кузнецкая» отмечен Государственной премией СССР и стал значительным явлением советской литературы военного времени. Из-под пера Волошина позднее вышли произведения: «Всё про Наташку», «Дороги зовут»,«Зелёные дворики».

Геннадий Модестович Молостнов тоже относится к фронтовому поколению. Известен романами «Междуречье», «Голубые огни», «Даруя жизнь», книгами стихов, повестей, рассказов.

Герберт Генке писал на немецком языке. Его книги выходили в переводах Валентина Махалова. Для вступления в члены Союза писателей СССр ему дала рекомендацию всемирно известная писательница Анна Зегерс.

Тамара Ян – поэтесса и драматург. Её пьесы шли на сцене Новокузнецкого драматического театра. Героями вышедших в Кузбассе поэтических книг стали молодые строители Запсиба.

Евгений Сергеевич Буравлёв – первый руководитель писательской организации. Автор многих лирических книг. В соавторстве с композитором Мартыновым создал оперетту «Жемчужина Кузбасса», которая была в репертуаре Кемеровского театра оперетты. Был близким другом Василия Дмитриевича Фёдорова, нашего прославленного земляка, известного русского поэта.

Организация росла и крепла. Становятся членами Союза писателей поэты-фронтовики Владимир Измайлов и Михаил Небогатов, критик Анатолий Срывцев, прозаик Анатолий Соболев. Затем получает всероссийское признание творчество поэта Виктора Баянова и прозаика Владимира Мазаева. Это уже второе послевоенное поколение кузбасских литераторов, связанное с так называемой «хрущёвской оттепелью» шестидесятых.

Владимир Мазаев – автор книг «Конец лосиного камня», «Птицы не поют в тумане», «Грозовая аномалия», «Последний цветок лета» принимает бразды правления Кемеровской писательской организацией (1971 – 1983), редактирует альманах «Огни Кузбасса».

Именно в Кемерове в 1966 году прошёл зональный семинар молодых литераторов западной Сибири и Урала. Мастера слова Леонид Соболев, Василий Фёдоров Марк Соболь, Антонина Коптяева, Ярослав Смеляков , Виктор Астафьев, Василий Казаниев приехали в Кузбасс, чтобы оценить творчество молодых писателей и поэтов.

Несмотря на обретение новых имён, Кемеровская писательская организация долгое время численно не росла, тяготела к цифре 13. Прежде всего потому, что понесла горькие потери: многие писатели и поэты ушли из жизни, многие уехали за пределы области.

Третье поколение писателей Кузбасса – это воспитанники литературной студии «Притомье», которая начала действовать с октября 1979 года. Членами Союза писателей стали известные ныне поэты и прозаики Николай Колмогоров, Сергей Донбай, Любовь Никонова, Владимир Иванов, Иосиф Куралов, Александр Катков, Владимир Ширяев, Александр Раевский… и другие.

В 1997 году Владимир Коньков составил первую хрестоматию «Литература земли Кузнецкой», куда поместил произведения четырнадцати ушедших из жизни писателей.

Количество членов Союза писателей В Кузбассе сегодня насчитывает более 50 человек. Усложняется сфера забот Бориса Васильевича Бурмистрова, который ныне возглавил Союз писателей Кузбасса. За сорок лет существования писательской организации Кузбасса вышли сотни книг, обогативших духовное поле провинции, стали традиционными Фёдоровские чтения и Чивилихинские чтения , литературный праздник «Весна в «Притомье», встречи поэтов и прозаиков Кузбасса с читателями.



Прочтите стихотворения В. Баянова «Ветряки» и М. Небогатова «Шахтёр». Ответьте на вопрос: каковы взаимоотношения человека и природы в данных стихотворных текстах?

Прочтите стихотворение В. Измайлова «Дерево, из которого сделали столб…». Объясните, в чём заключается драматизм неполного включения человека в мир природы?

Как вы понимаете выражения


  • очеловеченность природы_-_______________________________________

  • природность человека -

Подготовьте выразительное чтение стихотворения о родном крае одного их Кузбасских поэтов.

Тема № 2

Творчество Игоря Михайловича Киселёва


Игорь Киселев родился в 1933 году в селе Павловском Алтайского края. Окончил Новосибирский педагогический ин­ститут, работал преподавателем в школе, литературным сотрудником га­зеты «Комсомолец Кузбасса», служил в армии, работал ре­дактором Бюро технической информации Кемеровского сов­нархоза, Новосибирской студии телевидения, Кемеровского книжного издательства. Член Союза писателей СССР.

И. Киселев - автор очерковой книги «Рядом с легендой» (1965 г.), поэтических книг «Перецвет» (1966 г.), «Ярославна» (1968 г.), «Четыре дождя» (1971 г.), «Человек приходит к человеку» (1975 г.), «Ночные реки» (1980 г.).

Прочтите отрывок статьи Ильи Фонякова «СУДЬБА, ОБЯЗАННОСТЬ, РАБОТА». Подчеркните те предложения, в которых раскрывается особенность восприятия природы Игорем Киселёвым.

Кажется, еще недавно мы вместе с Игорем Киселевым пу­тешествовали по Кузбассу в составе небольшого писательского отряда: в шахтерском крае шли Дни советской литературы. Интерес к ним был велик, выступать приходилось не по од­ному разу в день. Помнятся заполненные до предела клубные залы в Кемерове, Новокузнецке, Осинниках, Мысках, Междуреченске, помнится чувство радости и ответственности от сознания того, какой у нас прекрасный читатель: вниматель­ный, добрый, исполненный глубокого доверия к слову литера­тора. Но и для самого заинтересованного читателя-слушателя час-полтора напряженного внимания - не пустяк. И когда чувствовалось , что аудитория начинает (совсем чуть-чуть, совсем неуловимо) уставать, слово предоставлялось Игорю Киселеву. Он выходил на авансцену и говорил:

Если станет когда-нибудь туго

Кочевать, башмаками пыля,

Я куплю себе верного друга

Вместе с блохами за три рубля...

По лицам проходила улыбка, усталость как рукой снимало. И люди уже были готовы к дальнейшему разговору, который, как выяснялось,- серьезен:

И во имя соседства и братства,-

Я сумею, мне все по плечу,-

Научу я его улыбаться,

А кусаться его отучу.

Только вдруг,

В человеческом мире

Заблудившись, как пьяный в лесу,

Пес начнет улыбаться

Громиле,


Станет руки лизать

Подлецу?..


Тема природы, ее осложнившихся отношений с человеком в эпоху научно-технической революции занимала большое ме­сто в творчестве Игоря Киселева в последние годы , и это тоже не было данью моде. Читатели, пожалуй, могут усмот­реть некое противоречие в позиции поэта. В самом деле: с одной стороны-«Возьми меня, Запсиб, в ученики!» Или - гимн родному городу, который видится Игорю Киселеву «шах­тером, химиком, врачом», а более всего -«прорабом в бре­зентовом дождевике». А с другой:

Бредут в метель устало, Сводя тебя с ума,

Квадратные кварталы,

Квадратные дома...

Простора сердце просит.

Простора...

Все круче нас уносит

От почвы и травы...

Противоречие налицо. А как бы вы хотели? Может ли быть сколько-нибудь значительный поэт без внутренних противоре­чий, без душевной борьбы, без поиска истины? И разве не те же самые противоречия терзают сегодня любого из нас? Всем нам дорога красота созидания, получившая свое наивысшее воплощение в великих стройках нашего времени. И всех нас беспокоят непредвиденные последствия глобального вмеша­тельства в дела природы. Успокоительная «золотая середина» еще не найдена!

Приготовьте выразительное чтение двух стихотворений И. Киселёва о взаимоотношениях природы и человека. Подберите произведения, в которых отражается разная модель отношения человека к природе.

Тема № 3

Исповедальная лирика Игоря Михайловича Киселёва

Продолжите заполнение схемы. Воспользуйтесь, если это необходимо, литературоведческим словарём.

лирика

исповедальная

философская


Прочтите стихотворения «Лось» и «Бродить по мху в брусничной сказке». Что объединяет эти два произведения? В чём заключается противоречие позиции автора? Опишите две модели отношения человека к природе.


Лось

По путанному просёлку,

Где корни и вкривь, и вкось,

Как раньше бежал от волка,

Бежал от машины лось.
Бежал, напрягая ноги,

Стремительный, как стрела,

Чтоб скорость не подвела.


Бежал, задыхаясь, бредя, -

Не сгинуть бы, не пропасть! –

Уверенная в победе,

«Победа» за ним гналась.


Лось думал, в спасенье веря,

Покинув свои холмы,

Что люди помогут зверю.

…А звери-то были мы.


Куда как страшнее волка,

А с ними встречался лось,

Бестрепетная двустволка

И шелест тугих колёс.


Но вот уже город рядом.

Сквозь крики, сквозь гул в ушах

Лось нёсся с кровавым взглядом,

Не видящим не на шаг.



Падающая ракета,

Сломанная стрела…

Трусливо вильнув, «Победа»

Исчезла – как не была.


Но рядом взрывались двери,

Но громко из кутерьмы

Ловите зверя!

…А звери-то были мы.
И кто-то скакал и трясся

Всем туловом – оттого,

Что скачет полтонны мяса

Бесплатного. Ничьего.


У школы, вбежав в ограду,

И небо оборвалось.


Он медленно падал наземь,

Он думал: сейчас умру…

И холодеющим глазом

Окидывал детвору.


И дети вовсю ревели,

Им долго реветь теперь,

Единственные не звери,

К которым рванулся зверь.


Бродить по мху в брусничной сказке,

И на пугливого зверька

Смотреть доверчиво, по-братски,

И небо пить из родника,

Когда в нем тонут облака

К звезды -

Робкие подсказки

О том, что ночь уже близка.

Пробраться тою же тропою,

Где бродят лоси к водопою;

И думать просто, без затей,

Что ты не обойден судьбою...

С тревогою слепою

Мгновенно пожалеть детей.
Модель первая:

Модель вторая:


Дайте определение термину «сравнение» . Найдите в стихотворении «Лось» этот троп. С какой целью автор использует его в произведении?

Сравнение – это

Например (из анализируемого текста):

С целью


Представьте, что вам предстоит выступить оформителем сборника стихотворений Игоря Киселева. Приготовьте несколько иллюстраций к сборнику. Обоснуйте (устно) ваши предложения по вопросам оформления сборника.
Тема № 4

Обличительно-публицистическая лирика

Игоря Михайловича Киселёва

Выполните анализ стихотворения «А всё же есть на свете…» по следующему плану:


  1. Дата написания.

  2. Реально-биографический и фактический комментарий.

  3. Жанровое своеобразие.

  4. Идейное содержание:

  1. Ведущая тема.

  2. Основная мысль.

  3. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике.

  4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.

  5. Преобладание общественных или личных интонаций.

  1. Структура стихотворения:

а) по сходству;

б) по контрасту;

в) по смежности;

г) по ассоциации;

д) по умозаключению.



  1. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза , инверсия , эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.

а) тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих;

б) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест.



  1. Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, септима, октава, сонет, Онегинская строфа).

А ВСЕ ЖЕ ЕСТЬ НА СВЕТЕ...

А все же есть на свете

Среди иных чудес

Обыкновенный ветер,

Обыкновенный лес.

Зимою долгой, синей

Средь зданий городских –

И не находишь их.

Бредут в метель устало,

Сводя тебя с ума,

Квадратные кварталы,

Квадратные дома.

Тебе осточертели -

Такая полоса -

И радио-, и теле-,

И кино чудеса.

И хочется простого:

Сиянья и простора,

Предутренней звезды,

Колодезной воды.

Простора сердце просит.

Простора...

Но увы: все круче нас уносит

От почвы и травы.

И зов земли все глуше

На бешенном шоссе,

Где мчатся наши души,

Как белки в колесе.

Но вот порой весенней,

Под ветра колдовство,

Придет к нам как спасенье

Сознание того,

Что есть еще на свете

Среди иных чудес

Обыкновенный ветер,

Обыкновенный лес.

Выполните по тому же плану анализ стихотворения «Огорчая нянечку-старушку…»


Огорчая нянечку-старушку -

За таким пострелом усмотри!-

Взял ребенок и сломал игрушку:

Посмотреть, что у нее внутри.


Что возьмешь с такого малыша?

Перед ним, зареванным, предстала

Горка бесполезного металла ,

Из которой вынута душа.


Барахло, пустяк, металлолом.

До игрушек ли палящим летом?

Сам малыш давно забыл об этом,

Да и речь веду я о другом.

В суете весенней и осенней,

На Курилах, в азиатской мгле

Что-то много стало потрясений

В колыбели нашей - на Земле.

Над жильем грохочут ураганы,

Сад и крыши - все снося во тьму,

И веками спящие вулканы

Оживают в пепле и дыму.

Все тревожней человеку стало

Ждать, откуда свалится беда:

Наводненья, оползни, обвалы,

Зной, землетрясенья, холода.

Не предвидя тяжести расплаты -

А она придет, и поделом! -

Мы в природе - словно оккупанты

В городе, что сдался нам в полон.
Без раздумий силы тратя щедро,-

Что и говорить, богатыри! -

Мы планете взламываем недра:

Посмотреть, что у нее внутри.


И планета, в ссадинах и шрамах,

Сердится все чаще и сильней

На своих пытливых , и упрямых,

И неосторожных сыновей.

Тема № 5

Философская лирика Игоря Михайловича Киселёва

Прочтите стихотворение и. Киселёва «Что такое со мной, что такое…». Выделите строки, в которых отражается философское осмысление проблемы взаимоотношения человека и при­роды, осознание сосуществования двух моделей жизни.


Что такое со мной, что такое...

Или годы стучатся сильней?

Снятся кони мне, снятся мне кони,

Как засну - так увижу коней.


Кони рыжими челками машут,

Ночь росою и хрустом полна,

И кукушка кричит, и маячит

Над конями большая луна.


Я в трамвае грохочущем еду,

Пыль глотаю и гарью дышу,

Я ночную задумчивость эту,

Как травинку, с собою ношу.


В карусели дневной, за делами ,

Вспоминать вроде некогда мне,

Что на дальней июльской поляне

Бродит конь по колено в луне.


Но и все же, как спутник в дороге,

Ходит вслед, от меня ни на шаг,

Ощущение смутной тревоги,

Что живу я не там... И не так...

Охарактеризуйте художественное пространство в стихотворении И. Киселёва «Благодарю, Земля, благодарю...» по следующему плану:


  1. Основные пространственные оппозиции (север-юг, небо-земля, своё-чужое и т.д.). ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Стихии, заполняющие пространство (вода, земля, воздух, огонь) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. Символические образы пространства ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  4. Взаимоотношения человека с пространством (смысл жизненной драмы) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сочините акростих, раскройте в содержании стиха особенности творчества И. Киселёва.

К_____________________________________________

И_____________________________________________

С_____________________________________________

Л_____________________________________________

Е_____________________________________________

В_____________________________________________

Тема № 6

Мотив реки в творчестве Геннадия Евлампиевича Юрова


Геннадий Юров родился в Кемерове в 1937 году. Окончил Томский университет. Работал в газетах Томска, Кемеро­ва, Магадана, в Кемеровском книжном издательстве. Член Союза писателей СССР, лауреат премии Союза журналистов СССР (за очерк «Труженица Томь»,1973 г.).

Г. Юров -автор поэтических книг «Синий факел» (1964г.), «Убегающая даль» (1968 г.), «Берега» (1970 г.), «Долина в сентябре» (1975 г.), «Песня о городе» (1978 г.), очерковой книги «Труженица Томь» (1974 г.) и книжечки для детей (1979 г.), «Абориген» (1982 г.), «Доверчивое русло» (1987 г.), «Альма-матер» (1988 г.), «Товарищеский круг» (1993 г.), «Лирические поэмы» (1997 г.).

Дайте определение термина «мотив». Воспользуйтесь для этого словарём литературоведческих терминов.

Мотив – это

Докажите, что один из основных мотивов творчества Г. Юрова мотив реки . Используйте для доказательства произведения из сборника «Абориген» (1979-1982)



Я - речь реки.

Я - зов к людскому разуму и воле.

Я - боль реки и врачеватель боли,

Тоска реки и жертва той тоски.

Живу одним из данных мне напутствий:

Тогда отпустит боль.

Я - сын реки.

рочтите стихотворение «Я – сын реки», выпишите примеры художественных тропов.

Чей берег стал жестоким.

Я говорю - чисты мои истоки.

Я говорю - светлы мои ростки.

Не нужно безысходности в укоре,

От одного произрастают корня

Слова «река» и «речь».


Художественные тропы

Цитаты из текста произведения


Проследите, как развиваются ассоциативные цепочки в стихотворении, посвящённом реке Томь, и сделайте вывод о специфике метафоризации.


Древний предок

На камне крутом

Высек легкую поступь оленя,

Прошептал восхищенно:

Т - о - о --о - м!-

И, шаманя.

Упал на колени.

За огонь.

Полыхнувший из тьмы,

За удачу


В охоте иль битве

Он молился.

Должно быть, и мы

Упомянуты были в молитве.

Потому что он жив,

Тот олень,

К. нам домчавшийся через эпохи.

Не его ль разветвленная тень

Пролегла,

Обозначив истоки?

Вот опять

Ощущает строка

Притяженье родимых предгорий,

Где река -

Как полет родника,

Пожелавшего встретиться с морем.

Вот опять

Я различаю.

И звучащее ласково - Томь

Мою строгую рифму

Смягчает.

Я в долине своей обозначил

Очарованный берег мечты

И сверкающий берег удачи.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Выполните одно задание на выбор (стихотворение «Вот опять»):

Тема № 7

Анализ изобразительно-выразительных средств в лирике Г. Юрова

Определите размер и рифму стихотворения «Будто бы незрячею стала ты, река». Сделайте вывод об особенностях ритмики произведения.


подстрофник

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Будто бы незрячею

Стала ты, река.

Стала непрозрачною

И горчишь слегка.

Давай начнем сначала,

Давай отыщем связь:

Где песня зазвучала?

Где оборвалась?

Сила, что пробилась

К жизни родником,

Где она гасилась?

В омуте каком?

Отчего все глуше

Твой подводный гуд?

Кем, жестоким, в душу

Брошен был мазут?

Чтобы не завяли

Насмерть тальники,

В низовьях рыбаки,

Давай начнем сначала

От лесных причалов,

Мартовских снегов

И от родников.

От любви ответной,

От травы по грудь,

От мечты заветной

В море кончить путь. ...

Утренней зари,

Матери-земли.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа

Выполните сопоставительный анализ изобразительно-выразительных средств в лирике И. Киселева и Г. Юрова. По результатам работы заполните таблицу:



Аспекты анализа

Лирика И. Киселёва

Лирика Г.Юрова

Сопоставление и развитие основных словесных образов:

а) по сходству;

б) по контрасту;

в) по смежности;

г) по ассоциации;

д) по умозаключению.



Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза.

Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.

Основные особенности ритмики:

а) тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих;

б) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест.


Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая; простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), игра рифм.

Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, септима, октава, сонет).

Эвфония (благозвучье) и звукозапись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.

Закончите заполнение таблицы дома.

Список литературы


  1. Казаркин А. П. Пульс времени. Этюды о поэтах Кузбасса. - Кемерово:
    Книжн. изд-во, 1985. - 136 с.

  2. Киселев И. Человек приходит к человеку. Стихотворения. - Кемерово:
    Книжн. изд-во, 1975. - 109 с.

  3. Киселев И. Ночные реки. Стихотворения. - Кемерово , 1980.- 223 с.

  4. Киселев И. Благодарю, Земля, благодарю... Стихотворения. - Кемерово, 1983. - 207с.

  5. Киселев И. Под солнцем и ненастьем. Стихотворения. - М: Сов. Россия,
    1989.-224с.

  6. Словарь символов / Сост. Н. Жюльен. Перевод с французского С. Каюмова,
    И. Устьянцевой. - «Урал», 1999.

  7. Юров Г. Е. Духовное поле провинции. Литература земли Кузнецкой: Хресто­
    матия. Т. 1. -Кемерово: Сибирский родник, 1998.

  8. Юров Г. Берега. Стихи и поэмы. - Кемерово: Книжн. изд-во, 1970. - 99 с.

  9. Юров Г. Река родная. Документальное повествование о Томи. - Кемерово:
    Книжн. изд-во, 1979. - 239 с.

ББК 83.32 Рос6-4к


Печатается по решению педагогического совета муниципального образовательного учреждения «Гимназия № 36» города Осинники

Дмитриева О.В.

Человек и природа в лирике кузбасских поэтов. Рабочая тетрадь для 8 класса. – Осинники, 2006. – 22 стр.

Рабочая тетрадь по курсу «Человек и природа в лирике кузбасских поэтов» - это маленькое пособие, в котором имеются стихотворения кузбасских поэтов и разнообразные задания к ним.

Задания, представленные в этой тетради, дают возможность получить представление о литературном процессе в Кузбассе, узнать больше о творчестве поэтов родного края, усовершенствовать навыки работы с текстом ли­рического произведения, отточить умение использовать изо­бразительно-выразительные средства при анализе двух или нескольких ли­рических произведений, определять темы и мотивы.

Рецензент:

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики обучения русскому языку КузГПА Журавлёва Ирина Владимировна

Экология в произведениях современных писателей

"Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое собственноеуничтожение те силы природы, которые они смогли открыть и покорить".

Современный писатель В.Распутин утверждал: "Говорить сегодня об экологии - это, значит, говорить не об изменении жизни, а о её спасении". К сожалению, состояние нашей экологии весьма катастрофическое. Это проявляется в обеднении флоры и фауны. Далее автор говорит о том, что "происходит постепенное привыкание к опасности", то есть человек не замечает, насколько серьёзна сложившаяся ситуация. Вспомним проблему, связанную с Аральским морем. Дно Арала оголилось настолько, что берега от морских портов ушли на десятки километров. Очень резко поменялся климат, произошло вымирание животных. Все эти неприятности сильно повлияли на жизнь людей, живущих на территории Аральского моря. За последние два десятилетия Аральское море лишилось половины объёма и более трети площади. Оголившееся дно огромной площади превратилось в пустыню, которая стала называться Аралкум. Кроме того, в Арале содержатся миллионы тонн ядовитых солей. Эта проблема не может не волновать людей. В восьмидесятые годы были организованы экспедиции, решающие задачи и причины гибели Арала. Врачи, учёные, писатели размышляли и исследовали материалы этих экспедиций.

В.Распутин в статье "В судьбе природы - наша судьба" размышляет о взаимоотношениях человека с окружающей средой. "Сегодня не надо гадать, "чей стон раздаётся над великой русской рекой". То стонет сама Волга, изрытая вдоль и поперёк, перетянутая плотинами гидростанций", - пишет автор. Глядя на Волгу, особенно понимаешь цену нашей цивили - зации, то есть тех благ, которые создал для себя человек. Кажется, побеждено всё, что можно было, даже будущее человечества.

Проблему взаимоотношения человека с окружающей средой поднимает и современный писатель Ч.Айтматов в произведении "Плаха". Он показал, как человек своими руками разрушает красочный мир природы.

Роман начинается с описания жизни волчьей стаи, которая спокойно живёт до появления человека. Он буквально всё сносит и уничтожает на своём пути, не думая об окружающей природе. Поводом для такой жестокости послужили всего лишь затруднения с планом мясосдачи. Люди издевались над сайгаками: "Страх достиг таких размеров, что волчице Акбаре, оглохшей от выстрелов, казалось, что весь мир оглох, и само солнце тоже мечется и ищет спасения..." В этой трагедии погибают дети Акбары, но на этом её горе не заканчивается. Далее автор пишет, что люди устроили пожар, в котором погибают ещё пять волчат Акбары. Люди ради своих целей могли "выпотрошить земной шар, как тыкву", не подозревая о том, что природа также им отомстит рано или поздно. Одинокая волчица тянется к людям, хочет перенести свою материнскую любовь на человеческого ребёнка. Это обернулось трагедией, но на этот раз для людей. Человек в порыве страха и ненависти к непонятному поведению волчицы стреляет в неё, но попадает в собственного сына.

Данный пример говорит о варварском отношении людей к природе, ко всему, что нас окружает. Хотелось бы, чтобы в нашей жизни было больше заботливых и добрых людей.

Академик Д.Лихачёв писал: "Человечество тратит миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также окружающую нас природу". Конечно же, всем хорошо известна целительная сила природы. Я думаю, что человек должен стать и её хозяином, и её защитником, и её умным преобразователем. Полюбившаяся неторопли - вая речка, берёзовая роща, неугомонный птичий мир... Мы не будем им вредить, а постараемся защитить.

В этом веке человек активно вторгается в естественные процессы оболочек Земли: добывает миллионы тонн полезных ископаемых, уничтожает тысячи гектаров леса, загрязняет воды морей и рек, выбрасывает в атмосферу ядовитые вещества. Одной из важнейших экологических проблем века стало загрязнение вод. Резкое ухудшение качества воды рек и озёр не может, не отразится на здоровье людей, особенно в районах с плотным населением. Печальны экологические последствия аварий на АЭС. Эхо Чернобыля прокатилось по всей европейской части России, и ещё долго будет отражаться на здоровье людей.

Таким образом, человек в результате хозяйственной деятельности наносит большой ущерб природе, а вместе с этим и своему здоровью. Как же тогда человеку строить свои отношения с природой? Каждый человек в своей деятельности должен бережно относится ко всему живому на Земле, не отторгать себя от природы, не стремиться возвысится над ней, а помнить, что он её часть.


Научно-исследовательская работа
Образ природы в лирике кузбасских поэтов
Выполнила:
Князева Елизавета Евгеньевна
учащаяся 5 класса

Научный руководитель:
Карелина Ольга Михайловна
учитель русского языка и литературы
МБОУ гимназии №1 города Белово
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc477713045 \h 3Образ природы в лирике кузбасских поэтов. PAGEREF _Toc477713046 \h 4Заключение PAGEREF _Toc477713047 \h 11Список использованной литературы PAGEREF _Toc477713048 \h 12
ВведениеЛирика - один из трёх родов литературы, основное содержание которого составляют мысли, чувства и переживания лирического героя. Эти переживания могут быть вызваны разными причинами: неразделённой любовью, тоской по родине, радостью встречи с друзьями, философскими раздумьями, созерцанием картин природы.
За всю историю своего существования человек относился к природе потребительски, нещадно эксплуатируя ее. Это не могло не сказаться на состоянии окружающей среды. Живая оболочка нашей планеты испытывает колоссальные нагрузки. В настоящее время сложилась ситуация, когда мы говорим уже о глобальных экологических проблемах.
Писателям, поэтам в борьбе с экологическими катастрофами, в борьбе за осознание человеком своего родства с природой принадлежит ведущая роль.
Тема «Человек и природа, человек и земля» занимала основное место в литературе 19 века: природа воспринималась русскими писателями не только как пейзаж, формирующий эстетический вкус, - с ней связывались нравственные начала, формирующие личность человека. Писатели и поэты 20 века раскрывают эту традиционную для русской литературы тему по-новому: сфера отношений человека с землей, с природой включается в общий философский вопрос о правде и неправде, любви и ненависти, жизни и смерти. Назрела необходимость разобраться в причинах экологических катастроф.
2017 год в России объявлен годом экологии. Цель данного решения совпадает с целью нашей работы – привлечение внимания к проблемным вопросам, существующим в сфере экологии, и улучшение состояния экологической безопасности страны.
Образ природы в лирике кузбасских поэтов. «Чувство природы – одно из основных
звеньев этико-эстетического воспитания,
стоит выпасть этому звену, и нравственный
мир терпит ущерб… Растите, обязательно
растите в человеке чувство природы».
Ф. Гладков
Образы природы наиболее часто встречаются в стихотворениях русских поэтов. Кузбасские поэты не исключение. В большинстве случаев эти мотивы окрашены любовью, восхищением, преклонением перед силами окружающего мира. Но все чаще поэты обращают внимание читателя на проблему «человек и природа», в которой первый является разрушителем прекрасного мира природы. Кузбасские поэты в полный голос заявили о всеобщем увлечении планами перестройки сибирской природы на благо человека, увидев теневую сторону процесса.
Одним из поэтов, обратившихся к проблеме разрушения природы человеком, является Евгений Буравлев. В поэме «Земля» поэт гневно клеймит неразумное обращение с природой, протестует против бесконечного “покорения” Земли, против её разбазаривания, против “доведения Земли до ручки”. Вообще у поэмы "Земля" была трудная судьба: её долго не принимали в печать редакторы, не увидевшие в ней злободневного смысла, актуальной темы. В поэме возник образ обеспложенной и замусоренной Земли, образ-предостережение. В шестидесятые годы, он казался беспочвенным преувеличением. А это было предвидение.
В ней пронзительно прозвучала тема природных сил, заглохших по вине человека, тема земли, ставшей черным, бесплодным полем.
В произведениях Виктора Баянова "смятенный вид родного края" не стал ведущим мотивом, но поэт не остался безразличным к проблеме уничтожения природы человеком. Это же "бомба замедленного действия", которую как-то надо обезвредить, не довести до "критической массы", после чего сожалеть уже будет поздно. А пока ведь есть только сожаленье, то есть воспоминание о здоровой природе, когда-то данной нам "задаром". Баянов, кажется, перешагнул эту стадию сентиментального сожаления, что-то более веское и суровое слышится в его стихах:
Ты б к роднику сейчас приник?
Он, вспомни, здесь, средь чернотала.
Но трактор траки вмял в родник –
И он заглох, его не стало.
Оказывается, поэт имеет в виду вполне конкретный адресат, источник беды ему ясен. Ведь не сами машины наступают на леса, не сами собой загрязняются реки. Автор говорит о неумных головах, о равнодушных руках, теряющих землю, и теряющих вполне безразлично, если не сказать – невменяемо.
Как это трудно – «быть в ответе за каждую песенку птичью» и творить новую землю! Из книг Игоря Киселева можно составить отдельный сборник, посвященный теме убыли, дефицита природы.
И это реальность современной жизни: природа ждет от нас милосердия, пощады. Об этом стихотворение "Молитва лани". Это именно молитва – обреченная природа взывает к не слышащему ее человеку. Монолог лани – мольба вернуть ей подлинную жизнь, ту, для которой она родилась:
Отпусти мня в лес, в кольцо
Быстрых рек, где трава и птицы!
Посмотри: на твое лицо
Тень от клетки моей ложится!
Подхватывает тему убыли природы Валентин Малахов:
Там, где ели и сосны шумели,-
Невеселые остовы пней.
Поредели леса, поредели
На родимой моей стороне…

Наяву и в забывчивых снах
Будут лязгать моторные пилы

Но страдают не только поля и леса, животный мир также гибнет. У Игоря Киселева беззащитный и обреченный зверь пытается вразумить человека, намекая на нравственную глухоту "царя природы".
Именно, сыновьего чувства, так не хватает современным людям, привыкшим видеть в природе только сырье, мастерскую или кладовую. Как будто только для нас жила земля, копила и хранила богатство и красоту миллиарды лет, чтобы люди, явившись, дали волю своему необузданному аппетиту.
Наша задача состоит в том, чтобы сохранить чувство меры, не впасть в сплошное отрицание или безудержную хвалу прогрессу механизмов. Если речь о черном снеге, об отравленной реке, о сведенных под корень лесах, - а их можно было хотя бы на треть сохранить, - если о воздухе, которым все труднее дышать, то конечно, здесь уместнее будет раздумье. Здесь надо взывать и к разуму, и к чувству.
Сминая многомиллионную жизнь вокруг, мы духовно калечим самих себя, да еще и обездоливаем судьбы отдаленных потомков, которым жить на этой земле. Лишать землю нажитого ею до нас, ну не разбойное ли это дело?
Но много ли проку в сожаленьях? Что может быть поэзия, зачем бьет она колокол, если не от нее зависит судьба ручьев и рек? Разве спасешь леса песней? Поэт верил в силу слова. Ведь только слову дано проникать в самые глубины, в тайники сознания, и оно, слово, - оружие совести.
Валентин Малахов также создавал стихотворения об убыли природы. Они немногочисленны, но тревога и озабоченность в них выношенные.
Там, где ели и солнце шумели,-
Невеселые остовы пней.
Поредели леса, поредели
На родимой моей стороне…
Я от памяти скрыться не в силах:
Наяву и в забывчивых снах
Будут лязгать моторные пилы
И предсмертно деревья стонать.
Будут рушиться птичьи гнездовья,
Будут гневно стоять облака,
И прольется малиновой кровью
На погибшие сосны закат.
Нет, не все в этом мире прогресса
Сердцу я объясню своему…
Я с надеждой гляжу на подлесок
И пророчу бессмертье ему.
Поэт не может не верить в человеческий разум, в понимание того, что в наше время природа уже не успевает своими силами залечивать раны, нанесенные ей прогрессом. Природа взывает о помощи, но эта помощь чаще оказывается предательской. Но опять-таки в финале победил прирожденный оптимизм автора. Ведь трудно будет жить человеку, если он потеряет веру в то, что реки вновь станут чистыми, леса – густыми.
И все-таки противоречие цивилизации и природы – вопрос надолго. Здесь важнее всего найти меру, такт, памятуя, что сама природа идет путем совершенствования. Как выразился Василий Федоров, "вы как бы у самой реки спросите, куда б она сама хотела повернуть". Может быть, надо больше всего, чтобы культ машины не затмил, не уничтожил начисто древний культ природы?
Друзья мои! Процесс необратим.
Природа возвращение осудит.
Не будет ликвидации плотин.
И возрожденья мамонта не будет.
Нет, поэт не оставляет нас в неведении, в гадании о том, что же будет и что от нас требуется. Он выражает свою мысль с предельной, может быть, даже слишком уверенно звучащей прямотой:
Друзья мои! Теперь необходим
Последний пик – заботы человечной
О бабочке, живущей день один,
О воздухе, которым дышим вечно.
В стихотворениях Виктора Коврижных мы видим продолжение темы – развитие цивилизации и итоги:
На отвале, как на БАМе
Мы прокладываем путь.
Солнце жаркими ручьями
Льется на спину и грудь.
Здесь безжизненно и голо:
Камни, пыль да зноя звон,
Да испуганное соло
Заблудившихся ворон…
Впереди бульдозер замер.
Машинист, задрав стекло,
Подзывает нас руками-
Что-то там произошло…
Из камней, из опаленных,
Как по воле волшебства
Робко бьет фонтан зеленый
Молодого деревца.
Он пульсировал сквозь камни
Юный кленик, жизни- грамм.
И резным своим дыханьем
Щекотал ладони нам.
Поэт испытывает причастность, ответственность за то, что своим, казалось бы, созидательным трудом человек наносит вред родной природе:
Льет породу в рощу экскаватор,
Вздыбились отвалы позади.
Все равно я буду виноватым,
Хоть сияет орден на груди.
Подберу к мелодии металла
Молодой черемухи слова.
Вспыхнет свет заводов до Урала,
Но цветы погаснут и трава…
Видно так начертано судьбоюИ скажу известною строкой:
Людям свет несу одной рукою,
Высыхают реки от другой.
Не преувеличиваю долю,
Загадала так Природа-мать:
Нянчить свет удобно мне в ладонях
И … топор убийственный держать.
Заброшенных отвалов становится все больше год от года. И матушка-природа пытается возобновить жизнь, уничтоженную человеком: появляются цветы и растут грибы. А вот на действующих отвалах - тоска. Ничего не растёт. Только камни породные. Двигаются они вдаль и вширь, раздавливая всё на своём пути. Полюбоваться природой можно, съездив за границу. Свою-то угробили экскаваторами...
Опять смутил локальный катаклизм -
отвал карьера справа от Белова,
как недостроенный в боях социализм,
возвысился нелепо и сурово.
Я знаю: ваши помыслы чисты.
Но движутся отвалы постоянно,
раздавливая травы и кусты,
согласно предписаниям и планам.
В стихотворениях Виктора Коврижных изображена страшная картина природы, загубленной человеком, во имя собственного благополучия. В каждой строчке – крик души, призывающий остановиться и посмотреть вокруг, что останется после нас?!
Породой выбиты поля,
Согласно планам и науке.
Кричала, корчившись, земля,
Берез заламывая руки!
Во имя свергнутых святынь,
За всех безжалостно забытых,
Бродили синие глаза
Невинных ангелов убитых.
ЗаключениеРассмотрев стихотворения кузбасских поэтов, мы выявили единую тему – красота родной земли и тревога за неё.
Наши земляки-литераторы обозначили эту тему как наиважнейшую, самую жизненную, которую решать надо всем миром и сейчас, а иначе наши потомки будут любоваться природой лишь в художественных книжках.
Здесь слово может стать и становится делом. И только дела могут завершить тему, то есть поэзия стимулирует срочную и большую работу по оздоровлению среды нашего обитания.
Список использованной литературыКазаркин А.П. Пульс времени. Этюды о поэтах Кузбасса. – Кемеровское кн. Изд-во, 1985.
Киселев И.М. Ночные реки: Стихи.- Кемерово: Кн. изд-во, 1980.
Коврижных В.А. Избранное время. Стихи. «Сибирский писатель». – Кемерово, 2011.
Федоров В.И. И верою и правдою: Стихотворения. Поэма. – Кемеровское кн. Изд-во, 1988.


Приложенные файлы