Написано произведение старуха изергиль. Старуха изергиль основная мысль

«Старуха Изергиль»


Рассказ М. Горького «Старуха Изергиль» написан в 1895 году, сам автор признавался в письме к А.П. Чехову в том, что считает его самым стройным и красивым своим произведением. Отличительной особенностью рассказа является наличие в повествовании героя-рассказчика. Такая манера носит название «сказовой» и нередко использовалась писателем для создания эффекта достоверности описываемых событий.

В самом начале произведения рисуется романтическая картина моря и виноградников, на фоне которой описывается компания счастливых и веселых людей, возвращающихся с работы на виноградниках.

Настроение людей гармонирует с прелестью окружающего мира. Все вокруг напоминает сказку.

Старуха Изергиль рассказывает герою несколько историй, две из которых противопоставлены друг другу в структуре рассказа. Этот легенда о Ларре и легенда о Данко.

Ларра - сказочный юноша, рожденный от земной женщины и орла. Он отличается от обычных людей тем, что «глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». Он отказался повиноваться старейшинам в племени. Мотив трагической развязки легенды намечен уже кровавым пейзажем, который предвосхищает первое появление имени Ларры в рассказе: «Луна взошла. Ее диск был велик, кроваво-красен, она казалась вышедшей из недр этой степи, которая на своем веку так много поглотила человеческого мяса и выпила крови, отчего, наверное, и стала такой жирной и щедрой». Ларру изгнали из людского племени за гордыню и эгоизм. Тот перед уходом убил девушку, которая оттолкнула его.

За легендой стоит житейская мудрость: эгоист сам добровольно обрекает себя на одиночество. Бог наказал Ларру бессмертием, и он сам устал от своего одиночества: «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира».

Вторая легенда посвящена Данко - человеку, который вывел людей из плена непроходимых лесов. Чтобы осветить им путь, герой не пожалел собственного сердца и вырвал его из груди.

Художественное пространство в рассказе преображается по законам жанра сказки: «И вот вдруг лес расступился пред ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем».

Увидев, что спас людей, Данко гордо засмеялся, но его гордость ничего не имеет общего с гордыней Ларры: он выполнил свое заветное желание - спас людей ценой собственной жизни, совершил подвиг. Альтруистический поступок Данко и эгоизм Ларры - крайности. Не случайно именно между этими легендами расположен реалистический рассказ о жизни самой старухи Изергиль о своей молодости, о том, как безвозвратно проходит это золотое время. Изергиль не раз влюблялась и после окончания любовной истории никогда не встречалась с теми, кого любила.

Глядя на иссушенную жизнью старуху трудно поверить, что когда-то она была прекрасной девушкой. Молодость ушла, ей на смену пришла мудрость. Не случайно в речи Изергиль так часто встречаются афоризмы: «Чтобы жить - надо уметь что-нибудь делать», «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам», «Каждый сам себе судьба!». С болью в сердце осознает Изергиль свою старость. Вспоминая всю жизнь и сравнивая прошлое и настоящее, отмечает она, что на свете стало все меньше красивых и сильных людей.

Рассказ заканчивается, как и начинался, пейзажем, но это уже не тот романтический пейзаж, который мы видим в начале, а грустный и пустынный: «В степи было тихо и темно. По небу все ползли тучи, медленно, скучно... Море шумело глухо и печально». Этот пейзаж соотносится со старостью Изергиль. В жизни женщины были и радости, были и измены: эгоизм и альтруизм поочередно брали верх в ее судьбе.

В одном произведении писатель сопрягает реалистическую и романтическую манеры повествования. Рассказ аккумулирует горьковские представления о скоротечности человеческой жизни, раздумья о смысле бытия и красоте этого мира.

Старуха Изергиль - рассказ Максима Горького , написанный в 1894 году. Каждого может заинтересовать вопрос Старуха Изергиль основная тема и мысль расскза.

Старуха Изергиль основная мысль

Произведение состоит из трех частей: легенда о Ларре, жизнь «старухи Изергиль» и легенда о Данко. Все три истории различны, но у них есть общее, и это общее состоит в том, что Горький по средствам этих «трех рассказов» ищет ответ на вопрос «о смысле жизни».

Во всех рассказах Старуха Изергиль общая основная мысль , которая заключается в стремлении автора выявить истинную ценность человеческой жизни. А многочисленные образы «свободных» людей натолкнули на мысль, что свобода — это такое же неопределенное и безграничное понятие, как жизнь.

Первая часть – легенда о Ларре. Главный герой легенда о Ларре — является молодой человек, сын орла и обычной женщины. Он горд, свободолюбив, дерзок, эгоистичен, за эти качества он и поплатился. Считая себя лучше всех, не считаясь с мнением других людей, он не мог спокойно ужиться в обществе и поэтому совершает такой дерзкий поступок как убийство дочери одного из старейшин. За это он и получил свое наказание, самое страшное для любого человека, это изгнание из общества и бессмертие в одиночестве. Люди называют его Ларра, что означает отверженный. Поначалу Ларре нравится такой исход событий, так как он был свободолюбивым человеком, но после того как проходит некоторое количество времени главный герой понимает смысл жизни, но уже поздно он несет заслуженное наказание. Он остался бессмертным и одиноким, время иссушило его и превратило в тень, которая напоминала людям о его существовании.
Вторая часть автобиографичная. Старуха Изергиль рассказывает о своей жизни. Из ее рассказа мы узнаем, что у нее было много мужчин, и всех она любила, как ей казалось по-настоящему. Ее жизнь была насыщена путешествиями, она побывала во многих районах страны и даже за ее пределами. Она играла на чувствах людей, но в то же время имела гордость, которая была у нее на первом месте. Если она любила, то любила всем сердцем и никакие преграды на ее пути к счастью не могли ей помешать (убийство часового на посту), а если бросала то бросала полностью, безвозвратно и бесповоротно. Так же как и в легенде о Ларре Горький пытается показать нам то общее, что соединяет эти рассказы. Это смысл жизни. Старуха размышляет о судьбе, говоря при этом: « Что же тут – судьба? Каждый сам себе судьба!». Она осознает смысл жизни, это не скитание по всему свету в поисках своей любви, а спокойная тихая жизнь в какой – нибудь деревушке с мужем и детьми.
И наконец, третья часть – легенда о Данко . Главный герой легенды о Данко выступает романтический герой Данко. Он был красивым, мужественным, сильным, настоящим лидером, умеющим повести за собой народ, свободолюбивым и бескорыстным. Данко один из тех людей, которые всегда смелы, он решает помочь своему народу, он возглавляет их для того, чтобы вывести людей из дремучего леса. Дорога была нелегка, и когда весь народ взбунтовался против Данко, он вырвал свое сердце из груди для того чтобы освещать людям дорогу и дарить людям доброту и тепло, исходящее от пылающего любовью сердца. Но как только люди достигли желаемой цели то никто даже не вспомнил о умирающем Данко, который так любил народ и делал все для того чтобы народу было хорошо. Искорки, пылающие в ночи степного простора, напоминали людям о славном бескорыстном герое Данко, который видел свой смысл жизни в помощи людям.

Романтизм в произведениях Горького занимает центральную позицию. Произведение «старуха Изергиль» является одним из достояний этого направления в литературе конца 19 века. Горький полностью раскрывает свою задумку о смысле жизни. Он показывает три точки зрения, тем самым дает читателю вопрос для размышления «в чем есть смысл жизни?»

Теперь вы знаете какая основная мысль Старуха Изергиль, и сможете задуматься о истинных ценностях в жизни.

Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль», написанный осенью 1884 года, впервые был напечатан в «Самарской газете» спустя год, частями, в 80, 86 и 89 номерах. Он является одним из ранних романтических произведений Горького, в которых впервые стал виден его незаурядный писательский талант.

Рассказ построен в форме диалога автора и старой женщины, прожившей бурную жизнь и знающей много разных историй. Композиционно рассказ можно разделить на три части: о Ларре, о самой старухе Изергиль и о Данко, это как бы три рассказа внутри одного, посвящённые одной цели: выяснить, в чем же смысл человеческой жизни.

На примере себялюбца Ларры, жившего так, как он сам захотел; своей бурной беспорядочной жизни, посвящённой поиску удовольствий, частой смене любовников и «окончившейся» где-то в сорокалетнем возрасте; а также яркой жизни-подвига Данко, осветившего путь людям своим сердцем, Изергиль пытается показать, что свобода человека – в его правильном выборе. Ларра и она сделали неправильный, она теперь, в конце жизни, это осознала.

Ларра – гордец, сын человеческой женщины и орла, незнакомый с понятиями любви и самопожертвования, эгоистичный наглец, не признающий уважения к другим, готовый только получать, ничего не давая взамен. Для него легко убить женщину, отвергнувшую его, но свое одиночество он осознает вопреки своей неуязвимости, смелости и превосходству, которое он ощущает над другими. Это орел может летать в вышине и чувствовать счастье от полёта, не желая делить его ни с кем. Ларра же – наполовину человек. А люди не смогут перенести одиночества, это разбивает их сердца, какими бы каменными они не казались.

Старуха Изергиль в молодости так же считала себя выше других, наделённая красотой, эгоистичная и безрассудная. Она, в отличие от Ларры, вообще не испытывавшего чувств, испытала их, будучи молодой, даже в избытке, получая то, что хотела – и тут же забывая об этом. Пока она была молода, и мужчины влюблялись в нее, она не замечала ценности своей молодости. Они оставались для нее тенями, её полузабытые возлюбленные, для многих из которых её любовь была роковой. Когда же она влюбилась сама, её ждало разочарование – её бросили и посмеялись над ней. Но чувства всегда руководили Изергиль.

Она спасла неблагодарного любовника и отказалась, чтобы её любили в благодарность за спасение. Человеческая гордость заставляет человека балансировать на краю. Это было последнее любовное воспоминание старухи. Дальше она уже просто пыталась существовать. Когда она любила и была любима – она жила. И теперь ей остались одни сказки и истории, которые она рассказывает молодым, желая ещё раз увидеть блеск в глазах и попытаться ощутить те чувства, что всегда руководили её жизнью.

Данко – третий молодой «гордец», о котором рассказывает Изергиль, он так же, как Изергиль, смел и безрассуден. Вера в то, что именно он спасёт людей, заставляет его вести их через болота, к цели, которой может и не быть. В момент их отчаяния и готовности броситься на него, он рискует собой ради этой веры, разрывая руками грудь и освещая непроглядную тьму своими сердцем. Ему удалось совершить то, чего не смогли Ларра и Изергиль – умереть. Он смог погибнуть не только в расцвете сил, но не бесполезно, во имя будущих человеческих жизней. Старуха Изергиль, безусловно, втайне завидует ему: он смог умереть молодым, и умереть ярко.

Хотя подвиг его продолжает жить в памяти народа, превратившись в сказку, старуха Изергиль говорит о человеческой неблагодарности – неблагодарен был Ларра, принятый в племени матери, красавец-поляк, решивший, в конце концов, сделать одолжение Изергиль: «Теперь я буду тебя любить», а так же «осторожный человек», затушивший сердце Данко, и люди, которые, обретя свободу, тут же забыли о спасителе.

Человеческая натура способна на величайшие подвиги и нижайшие преступления. Но не всякий сможет жить одним днём, это выбор избранных. Главное, суметь совершить свой подвиг. Старуха Изергиль, осознав, что постарела и уже не будет тех жарких чувств, которые всегда кипели в ней, совершает свой, маленький, – спасает любимого, даже пойдя ради него на убийство. Она с презрением отказывается от любви Аркадэка, которую он предлагает как оплату за спасение. И пусть её сердце разрывается в этот миг, она гордо смотрит, как он с другими пленниками уходит. Подвиг Данко, как и её самопожертвование, остались без награды. Но она считает, что уж лучше так, и воспоминания – это все, то ей осталось на её веку.

Романтические герои в этом рассказе сильны, храбры, безрассудны – наделены всеми качествами, которые присущи молодости. Чувства обострены, кажется, что впереди много счастливых лет. Но рассказ назван именно «Старуха Изергиль», о Ларре и Данко в названии упоминания нет.

Возможно, Горький хотел сказать названием рассказа, что молодость не вечна, что итог жизни подводится сообразно поступкам? Все, совершенное в молодости, будешь помнить старым. И именно человек выбирает, как он проживёт свою жизнь – будут ли о нем рассказывать сказки, либо его судьба – бродить по свету безвестной тенью, желающей умереть.

У каждого есть право совершить свой подвиг, выбор только за ним.

Великий русский писатель Максим Горький много путешествовал по родной земле. Он встречался с разными людьми, изучал их жизнь, вникал в проблемы. Встреченные писателем люди делились с ним своими горестями и радостями, рассказывали истории, случившиеся в их жизни, легенды и сказки. Внимательный слушатель, писатель брал их рассказы в основу сюжетов своих произведений. Таким образом был создан и рассказ «Старуха Изергиль», краткий анализ произведения которого приводится ниже.

Краткий анализ

Год написания — 1894 г.

История создания — Мысль о создании рассказа посетила писателя в результате путешествий по землям Бессарабии еще в 1891 году. Писатель долго вынашивал идею произведения, которая вылилась в «Старуху Изергиль».

Тема — Тема любви, свободы, времени и личностных отношений с обществом.

Композиция — Интересно построение композиции в этом повествовании. По сути, это рассказ в рассказе. Старуха рассказывает путнику три истории. Первая история является противопоставлением третьей, а вторая часть — история жизни самой Изергиль.

Жанр — Эпический рассказ.

Направление — Интересно и направление этого произведения, если две крайние части принадлежат к романтизму, с элементами мифологии и фантастики, то вторая часть — ярко выраженный реализм.

История создания

Долгое время Алексей Пешков проводил в путешествиях по родной земле. Каждое из таких хождений было плодотворным для творчества русского писателя. Встречи с разными людьми давали пищу для размышлений, писатель черпал вдохновение в этих простых людях, которые делились с ним своими историями.

Историей создания «Старухи Изергиль» также явилось хождение писателя по Бессарабии. Замысел «Старухи Изергиль» пришел в голову писателя еще весной 1891 года. Горький в это время работал над романтическим циклом произведений, где между собой ведут борьбу низость и возвышенность. Плодом его четырехлетних размышлений явилась «Старуха Изергиль», проблематика которого состоит в нравственных отношениях, год написания всего рассказа — 1894, в 1985 году рассказ был опубликован.

Самому писателю нравился процесс работы над «Старухой Изергиль», нравился результат получившегося произведения. В письме Чехову, автор признавался, что этим произведением он сумел выразить свои собственные взгляды на роль человека в обществе, что явилось основной мыслью рассказа.

Тема

В произведении М. Горького охвачена большая и разносторонняя тематика вопросов, волновавших автора.

Во — первых, это тема свободы. В каждом из трех рассказов есть главный герой: Ларра, Данко, Изергиль. Все эти герои по — своему вступают в конфликт с обществом, оставаясь независимыми и свободными от стадного понятия. Данко — положительный герой, который мечтает привести племя к свободе и свету, не обращая внимание на его ропот. Старуха Изергиль так же свободна от предрассудков, навязываемых обществом. Она свободна и независима до такой степени, что на закате жизни сожалеет об этом. Ларра — считается отрицательным героем. Это чрезмерно гордый и самоуверенный человек, своей свободой и независимостью поправший свободу других людей, и остался один, свободный и независимый, но несчастный.Каждого из героев произведения касается и тема любви. Данко всем сердцем любил народ, ради этой любви он был готов пожертвовать собой, что и он сделал. Ларра тоже любил, но только себя. Это самовлюбленный человек, которому любовь не дала счастья.

Старуха Изергиль не всегда была старухой, когда — то и она была молодой. Она любила много и многих, но больше всего любила себя. В конце концов, она просто растеряла свою любовь по мелочам, и тоже не получила ничего взамен.

Тема отношений человека с обществом. Невозможно человеку находится вне социума. Все три героя играют разные роли в обществе. Данко — лидер, и общество идет за ним. Он все делает для общества. Ларра отвергает общество, он ставит себя выше его, и превращается в изгоя. Изергиль растеряла себя впустую, никому не принеся пользы, и жизнь ее растрачена напрасно.

В легенде о Данко писатель показал историю развития общества. Из темноты невежества и дикарства народ пришел к свету. Ценой жизни Данко дал народу свет и свободу.

Композиция

Композиция построена, как рассказ в рассказе. В первой главе старуха рассказывает легенду о Ларре. Гордый и самоуверенный человек, противопоставивший себя обществу, стал изгоем. Он даже не может умереть, и бродит тенью, ища успокоения. Это история, как и последняя, имеет элементы фантастики, и похожа на сказку.

Во второй части старуха Изергиль делится историей своей прошлой жизни. Бурной и насыщенной была ее молодость, она прожила долгую жизнь, многое видела и знала, но так и не нашла смысл жизни, прожив бесцельно.

Третья история — легенда о Данко. Здесь также присутствуют фантастические мотивы. История о человеке, старавшегося для людей, и погибшего, чтобы жили они.

В «Старухе Изергиль» анализ произведения показывает, что две части произведения, фантастические, противопоставлены друг другу, имеют романтическое направление. Вторая часть — чисто реалистическое направление. Таковы особенности композиционного построения рассказа.

Старуха Изергиль — это реальный образ в рассказе, который может выражать свои мысли, излагать свои суждения, в этом и смысл названия произведения.

Жанр

Алексей Пешков начинал свой творческий пусть с создания небольших рассказов, характерной особенностью которых является краткость формы, малое количество персонажей.

Старуха Изергиль включает в себе все эти характеристики, и жанр этого произведения определяется как рассказ. Его можно назвать и поучительной притчей, из которой читатель черпает для себя жизненные уроки и делает определенные выводы.

В «Старухе Изергиль» содержатся три истории, и повествование получается «рассказ в рассказе», два из них имеют романтическое направление, а среднее — направление реализма, где ярко выражены реальные события и герои.