Литературно-исторические заметки юного техника. Сражение на реке воже Сражение на реке воже 1378

Журналист Серафим Берестов начал строительство православного воинского храма во имя праведного князя Дмитрия Донского в память битвы на Воже 11 августа 1378 года. Этот храм строится на народные пожертвования в память русских воинов, в разные исторические эпохи отдавших свои жизни за наше Отечество.

Культурно-исторические аспекты строительства воинского храма Дмитрия Донского, в память битвы на Воже 11 августа 1378 года

Место строительства - Московская область, Луховицкий район, деревня Астапово Дальнее, СНТ «Восток-1» (12,8 км от села Глебово Городище Рязанской области).

В результате ожесточенного боя между объединенным войском Московского князя Дмитрия Ивановича (на стороне Москвы выступили ее недавно обретенные союзники - рязанский князь Даниил Пронский и Андрей Ольгердович Полоцкий) и туменами темника Золотой Орды мурзы Бегича русские впервые в своей истории победили степняков в полевом сражении . Великий князь Дмитрий фактически получил статус признанного главы русского воинства. Отечественные историки назвали сражение на Воже «предтечей Куликовской битвы». Тем не менее, в общественном сознании значение этой битвы до сих пор носит некий «местный», малозначимый характер: все знают Куликово Поле. Вожскую битву, увы, вряд ли можно отнести к числу общеизвестных национальных символов.

Тактика Дмитрия в сражении

До 1378 года ни один из русских князей XIV века не имел опыта полноценного полевого сражения с ордынцами. Более того, последний предыдущий опыт подобной битвы относится к 1223 году (на реке Калке) и вряд ли может считаться для русских успешным.

Впервые примененная на Воже тактика стала результатом более чем полуторавекового военного противостояния Северо-Восточной Руси как Востоку, так и Западу. Причем от западного опыта, исповедуемого крестоносцами (с однородным построением войск в линию, при которой силы оказывались равно распределенными по всей длине), князь Дмитрий отказался в первую очередь. Ему удалось найти «противоядие» и от легкой, подвижной, известной своими стремительными охватами ордынской конницы.

На Воже Дмитрий впервые разделил свои войска на три составляющих: большой полк, полк правой руки и полк левой руки. Основная боевая единица - большой полк, состоящий, в основном, из пеших воинов. Задачи более мобильных полков правой и левой руки - защищать большой полк от атак с флангов и самим контратаковать противника, организуя его преследование.

Такое расположение позволяло свободно маневрировать войском и сосредотачивать, в зависимости от обстановки, направление главного удара или в центре, или на флангах. Впервые опробовав это построение на Воже, Дмитрий 2 года спустя использовал его на Куликовом поле, дополнив передовым и засадным полками .

Комментарий Алексея Борисовича Мазурова, доктора исторических наук, профессора, ректора Московского государственного областного социально-гуманитарного института, депутата Московской областной Думы:

- Трехполковая система Дмитрия Донского безупречно сработала в условиях постоянного численного превосходства золотоордынцев. Это тактика победы - и на Воже, и на Куликовом поле.

Дмитрий и военная реформа

Новая тактика масштабных боевых действий была невозможна без проведения полноценной военной реформы. Один из ее аспектов - создание Дмитрием максимально боеспособных подразделений. В связи с этим Дмитрий изменил и систему комплектования вооруженных сил.

Дефицит обученных военному делу людей был очевиден князю Дмитрию в стратегическом решении противостоять Орде, с ее войском - отборным, мобильным, «родившимся на коне». Одним из результатов военной реформы Дмитрия стало значительное увеличение «двора» - личной дружины, способной действовать не только на коне, но и в пешем строю. Был сделан, в том числе, упор на «пешую подготовку» воинов , способных остановить, задержать, опрокинуть первый удар ордынской конницы в полевом сражении. Военные историки отмечают высокое мастерство русского воина второй половины XIV века. Он владел копьем, мечом, луком. Более того, отдельный отряд лучников исчез из войска за ненадобностью.

Собственно пехота активно набиралась из низов . Историки отмечают, что в конце 1370-х годов значительную часть московского войска составляла молодежь из крестьян и посадских людей, не имевших военного опыта. Начала осуществляться мобилизация населения из соседних княжеств - войско постепенно приобретало общенациональный характер . Историки отмечают: основную массу русских воинов, сражавшихся на Куликовом поле, составляла «посоха» — пешее народное ополчение из крестьян и черных посадских людей. Именно русская пехота «выстояла» Куликово поле.

Очевиден вывод: сам факт возрождения русской пехоты подчеркнул стремление нарождающегося государства к сплоченности и независимости .

Пехота в битве на Воже

Известно, что войска Бегича, подойдя к реке Воже, 3 дня не решались ее форсировать, хотя расположение брода было им известно. Причина, однако, не только в том, что брод оказался надежно прикрыт Большим полком Дмитрия. Ордынцев «смутила» качественная характеристика противника - преобладание пешего войска.

Комментарий кандидата исторических наук, доцента кафедры отечественной и всеобщей истории Московского государственного областного социально-гуманитарного института А.А. Шаблина :

- Большой полк Дмитрия - это, в основном, та самая созданная им тяжелая пехота. Именно незнакомое войско нового типа увидел перед собой мурза Бегич, 3 дня не решаясь переправиться через реку. Как сражаться с этим войском, он не очень представлял. Поскольку «стояние на Воже» не входило в планы Дмитрия, ему даже пришлось приглашать противника на битву: 11 августа он приказал большому полку немного отойти от берега, чтобы ордынцы могли переправиться. В итоге большой полк - пехота! - выдержал первый, традиционно для Орды стремительный натиск неприятеля, а полки правой и левой руки контратаковали конницу Бегича . Как известно, золотоордынцы в беспорядке отступили, бросив свой обоз. Во время бегства многие утонули в реке. Наличие конницы, ночь и небывалый наутро туман помогли остаткам туменов Бегича оторваться от преследования.

Другой интересный факт: 2 года спустя Мамай, столкнувшись на Куликовом поле с аналогичной тактикой Дмитрия и обнаружив в его передовом и большом полках преобладание пехоты, был вынужден спешить часть своей конницы .

Малоизвестный аспект «незнаменитой» битвы: отступать некуда - позади Москва?

На Куликовом поле у Дмитрия был Засадный полк, во многом решивший исход сражения. На Воже такого резерва не было. Почему?

Комментарий А.Б. Мазурова:

- Запомним: ближайший союзник Дмитрия в 1378 году, его соратник в Московском княжестве - двоюродный брат, князь Владимир Андреевич Серпуховской. Два года спустя, за победу на Куликовом поле, его назовут Владимиром Храбрым. Но на Воже, и это достоверно известно, Владимира не было.

Что говорят летописи? Они пишут о Дмитрии, выступившем против Бегича: «В силе тяжсце он пошел. Но не вси там вои были ». Это означает только одно: Дмитрий оставил Владимира караулить Москву. Значит, он рассматривал и негативный сценарий, при котором татары разбивают его войско, прорываются через Оку, захватывают Коломну и продвигаются к белокаменной Москве. Да, это самая мощная на тот момент крепость Северо-Восточной Руси, в которой неприятеля ждет Владимир Андреевич - с оставшимися силами. И все-таки на Воже Дмитрию Ивановичу вряд ли хотелось отступать.

Забытый цвет

В XIV веке понятия «боевое знамя» еще не существовало. Был княжий стяг - такой же неотъемлемый символ княжеской власти, как княжеская печать, столица, главный собор. Поднятый стяг собирал воинов. Стяг Дмитрия Ивановича представлял из себя лик Спаса Нерукотворного на «чермном» (темно-красном) фоне. Из «Сказания о Мамаевом побоище» известно, что русские воины сражались именно под этим стягом. Видимо, под этим же стягом двумя годами ранее они сражались на Воже?

Комментарий А.Б. Мазурова:

- Несомненно! Сегодня почему-то дискутируется цвет стяга - «чермный». Значение этого слова однозначно - «красный». Как выглядел стяг Дмитрия Донского? Древнейшие дошедшие до нас стяги - времени Ивана Грозного. Они напоминают современные знамена: прямоугольный контур, скошена по диагонали сторона, противоположная древку. Видимо, это традиционная форма русского стяга.

«Спорное» благословение

Факт из разряда общеизвестных: накануне Куликовской битвы князь Дмитрий Иванович получил благословение на битву от игумена Сергия Радонежского. В последнее время в популярных исторических публикациях, посвященных теме Куликовской битвы, этот факт зачастую ставится под сомнение либо осторожно оспаривается. Например, утверждается, что благословение было получено Дмитрием накануне битвы на Воже. А вот на Куликово поле благословения… не было. Такой подход вряд ли можно назвать профессиональным и с исторической, и с общекультурной точки зрения.

Комментарий А.Б. Мазурова:

- Благословение Сергия было и накануне сражения на Воже, и перед Куликовской битвой. Факт первого благословения - на Вожу - был безусловно доказан советским и российским историком, крупнейшим специалистом по истории средневековой Руси В.А. Кучкиным. Правда, он считал, что в 1380 г. встречи и благословения не было. Более поздние исследования - доктора исторических наук С.З. Чернова, помогли придти к четкому пониманию, что князь Дмитрий Иванович, несомненно, получил благословение преподобного Сергия и на Куликовскую битву.

Интересно, что в честь обеих своих побед Дмитрий Иванович основал монастыри. Оба - Успенские, в честь Успения Божией Матери. И оба, - это мы знаем достоверно, - основаны по благословению Сергия Радонежского. Первый, Успенский Дубенский монастырь, был основан в 1379 году; второй, больше известный ныне как Шавыкина пустынь, - в 1381-м.

Кстати, почему оба раза Дмитрий основал именно Успенские монастыри? Ответ очевиден: битва на Воже состоялась накануне праздника Успения, 11 августа 1378 года. Два года спустя для похода на Мамая именно на Успение русские полки собирались в Коломне. Успение - знаковая дата для обоих событий.

Вожа: количество войск, потери, память

По оценкам современных историков, в битве участвовало от 3-4 тысяч до 5 тысяч русских воинов и 5-7 тысяч золотоордынцев. А вот о потерях принято говорить неопределенно-категорично - как во времена летописной «Повести о битве на Воже»: русские - данных нет; войско Бегича, включая самого мурзу и еще четырех темников, уничтожено практически полностью. Конечно, думать, что в битве, длившейся до самой ночи, полки Дмитрия Ивановича воевали практически без потерь, наивно.

Комментарий А.Б. Мазурова:

- Целенаправленных поисков погребений на Воже не проводилось никогда. Поэтому это вопрос еще более открытый, чем Куликово или Бородинское поле. С другой стороны, в условиях лесостепи, сравнимой с Куликовым полем, тела могли просто остаться непогребенными. Особенно «поганые», золотоордынцы. Несомненно одно: Россия до сих пор нуждается в сохранении памяти воинов Дмитрия Донского, равно как и самого князя .

На чьей земле состоялась Вожская битва?

Традиционно считается, что битва на реке Воже произошла на землях, принадлежащих рязанскому князю Олегу Ивановичу. Более того, всеми землями от Коломны, через Оку, непрерывно владела Рязань. При этом никто, кроме историков-«альтернативщиков», не оспаривает тот факт, что Олег в битве на Воже участия не принимал. Почему? Объяснения самые разные, но все они сводятся к одному: формальный на тот момент союзник Дмитрия, Олег был вынужден лавировать между ордынским и литовским «факторами», чтобы не допустить очередного разорения своего княжества. Объясняя неучастие князя в сражении, также в вину ему ставят «непостоянство и коварство». Любые подобные объяснения, как правило, умаляют историческое значение этой фигуры и до сих пор делают ее недооцененной. Как и Дмитрий, вынужденный лавировать между Востоком и Западом, Олег, разумеется, умел в нужный момент «договариваться», а иногда и «не держать слово». Да, в первую очередь, в своих интересах. Но странным образом интересы Олега часто играли на руку Дмитрию - его то союзнику, то сопернику. Неучастие Олега в Куликовской битве на стороне Мамая - классический пример. Опоздал? Передумал? Или вовсе не собирался? Версий много. В любом случае, Олег Рязанский - фигура общерусского масштаба.

Причина же вожской «пассивности» Олега на поверку, скорее всего, весьма прозаична: его «хата» в связи с битвой на Воже оказалась, буквально, с краю?

На высоком холме стоит старинное село Глебово-Городище. Раскопки показывают, что во II тысячелетии до нашей эры здесь уже селились люди. В девятом веке эти места заселили славяне и построили город-крепость - Глебов, защищавший границы Руси от набегов степняков. Во время монгольского нашествия Глебов был разрушен.
Согласно современным археологическим данным, именно в этих местах в 1378 году произошла знаменитая Вожская битва между ордой мурзы Бегича и войском под руководством Великого князя Московского Дмитрия Ивановича (будущего Донского). В честь этого события была возведена величественная церковь Успения Пресвятой Богородицы.
В XVI веке город Глебов стал южным форпостом Вожской засечной черты, входившей в комплекс оборонительных сооружений Московского государства. Засечные линии постоянно охранялись отрядами засечной стражи. Разрушения валов быстро устранялись, постоянно устраивались дополнительные завалы и укрепления. Остатки Вожской засеки, пролегавшей по территории всего района, сохранились до наших дней. В Глебовом-Городище вы увидите хорошо сохранив-шийся крепостной вал; в двух верстах от городища находится урочище «Дураковские ворота», через которые осуществлялся проход на территорию Рязанского княжества. В 1878 году во время празднования 500-летия на колокольню Успенской церкви были установлены колокола. На главном колоколе была надпись: с одной стороны - «120 пудов», с другой - «500-летию посвящается». В настоящее время церковь реставрируется.
В 2003 году в честь 625-й годовщины победы на Воже на холме близ Глебова-Городища был воздвигнут монумент - стела. С тех пор ежегодно в начале августа здесь проходят празднования, в ходе которых силами исторических клубов проводится реконструкция битвы. Этому предшествует фестиваль исторических клубов «Вожская битва». Гости праздника с большим удовольствием пользуются возможностью примерить шлем и кольчугу, выстрелить из лука, метнуть копьё, обучиться владению мечом.
В настоящее время ведётся работа по оборудованию круглогодичного туристического маршрута по Вожской засеке и на место Вожской битвы.

Фестиваль «Битва на Воже»

Каждый год вторую субботу августа на Рыбновской земле в селе Глебово-Городище проходит исторический фестиваль «Битва на Воже», который располагается на месте сражения русского полка и татаро-монгольского войска в 1378 году.
Фестиваль поможет окунуться Вам в прошлое, убедиться в мощи богатырского духа наших далеких предков, воочию увидеть страницы истории и почтить память Руси.
Город Глебов запирал русские земли от набегов кочевников. Фестиваль «Битва на Воже» создает погружение в русский быт 14 века.
В честь победы на Воже Русичей на месте сражения была заложена деревянная церковь Успения Борогодицы, которая в 1694 году сменил стены на кирпичные.
По мнение историков сражение проходило именно в этих местах. По течению р. Вожи в районе древнерусского города Глебова неподалеку (20 километров) от современного г. Рыбное Рязанской области.
Фестиваль «Битва на Воже» - это стилизованный средневековый посад, где представлены разнообразные интерактивные программы и площадки.
. Торговый ряд - палатки для торговцев народными промыслами
. Потешный ряд - площадки всевозможных средневековых игр и народных забав
. Ремесленный ряд — мастера будут предлагать мастер-классы по средневековым ремеслам
. Обжорный ряд - предоставляет возможность вкусно подкрепиться - шашлыки, выпечка, разнообразные напитки.
На фестивале имеется центральная площадка, в прошлом «Ристалище», для проведения турниров среди воинов- профессионалов, любительских поединков на макетах оружия, концертной программы и прочее.
Археологи рассказывают о событиях тех времен, а также показывают артефакты. Имеется большой выбор аутентичных оберегов, оружия, сувенирной продукции и костюмов эпохи 13-14 веков.

Битва на реке Воже. 1378 г. Миниатюра лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в.

19 (11 ст.ст.) августа 1378 года на реке Воже (Рязанская область) состоялась крупная битва между русским войском под предводительством московского князя Дмитрия Ивановича и монголо-татарами под командованием мурзы Бегича.

Поход золотоордынского войска на Русь был инициирован Мамаем, опасавшимся, по всей видимости, происходившего усиления московского княжества.

Успешная разведка позволила Дмитрию Ивановичу заранее узнать о надвигающейся опасности, собрать войско и выдвинуться навстречу неприятелю. Форсировав Оку, русская дружина встретилась с ордынцами на берегах реки Вожа, разделившей войска. Возможно, место встречи было специально рассчитано русскими полководцами заранее, т.к. рельеф давал исходное тактическое преимущество войску московского князя: оно располагалось на высоком западном берегу.

Несколько дней противники не предпринимали активных действий, так и «стояху, промежу собою реку имущее» . Но затем татары, переправившись через Вожу, предприняли конную атаку, сопровождавшуюся громким боевым кличем. В ответ русские воины ударили с трех сторон: по центру сам князь Дмитрий Иванович, с флангов - окольничий Тимофей и князь Данила Пронский. Татары были опрокинуты и, побросав оружие, бежали за реку, а «наши после за ними бьючи их, и секучи, и колючи, и убиша их множество, а инии в реце истопоша» . Были убиты предводитель татар Бегич и многие их военачальники, потери же русских были незначительными. Наступившая ночь позволила остаткам золотоордынского войска ретироваться с места сражения, избежав полного разгрома. Бегство татар носило беспорядочный характер: был оставлен обоз со всем имуществом, которое, разумеется, досталось победителям.

После битвы «князь великий Дмитрей възвратися оттуду на Москву с победою великою и рати роспусти съ многою корыстью».

Схема битвы

Если говорить об историческом значении сражения на реке Воже, то его по праву считают одним из важнейших событий в русско-ордынском противостоянии. Безусловно, борьба Руси с Золотой Ордой не прекращалась с момента первого нападения татар, и русские войска порой достигали неплохих успехов . Но битва на Воже достаточно обоснованно считается первой крупной победой русских над серьезным, большим войском Орды. И, несмотря на то, что к последствиям сражения можно отнести карательный рейд татар по Рязанской земле год спустя, баталия, несомненно, имела огромное положительное значение, дав русским воинам боевой и психологический опыт победы над крупными силами ордынцев. Очевидно, сей опыт был успешно применен осенью 1380 года на поле Куликовом.

11 августа 1378 года от Р.Х. (6886 от сотворения мира) состоялась битва воинов Московского княжества с татарским войском под командованием мурзы Бегича на реке Воже (Рязанское княжество). Это сражение принято считать замечательным памятником русской воинской славы, первой серьёзной победой Северо-Восточной Руси над татарами Золотой Орды и предтечей Куликовской битвы.


Битва на Воже татары
Комов И.

Предыстория события

После убийства хана Бердибека (1310-1359) ханом Кульпой в Золотой Орде началась великая смута или как её называли летописцы – «Великая замятня». В Орде, уже вступившей к тому времени в период феодальной раздробленности, разразился династический кризис. Прямых потомков Бердибек не оставил, и на престол претендовали несколько десятков местных правителей. Некоторые из них, действительно, являлись чингизидами (потомками Чингисхана), следовательно, имели все права на место великого хана. Однако власть захватил темник Мамай – зять Бердибека, который занимал должность беклярбека - одну из двух главных в администрации Золотой Орды и имел звание «темника» (фактически – полковника). В его функции входило руководство армией, внешними делами и верховный суд. «Силовик» Мамай чингизидом по рождению не был, поэтому в августе 1361 года провозгласил ханом своего ставленника Абдуллу (Абдуллаха) из рода Батуидов. Однако другие претенденты на власть в Золотой Орде отказались признавать Абдуллаха правителем. На протяжении с 1359 по 1370 год Мамаю пришлось с переменным успехом воевать с девятью ханами Золотой Орды. К 1366 году ему удалось поставить под свой контроль западную часть Золотой Орды (от Крыма до правого берега Волги). Временами (1363, 1367-1368, 1372-1373) ему удавалось овладевать столицей - Сараем на левом берегу Волги. Ставка Мамая находилась в городе Орда в низовьях Днепра (на территории современного Каховского водохранилища). Не находя поддержки среди восточных ханств, во внешней политике Мамай ориентировался на сближение с европейскими государствами (Генуей, Великим княжеством Литовским, Венецией и рядом других).Есть веские основания считать Мамая ставленником генуэзских банкиров, которые с его помощью установили полный контроль над Золотой Ордой, по территории которой проходило 50% общей протяжённости так называемого «Великого шёлкового пути».

На первых порах своего правления Мамай оказывал поддержку Москве. В 1363 году между Мамаем и митрополитом Московским Алексием, фактическом правителе Московского княжества при малолетнем князе Дмитрии, было заключено "докончание" (договор) об уменьшении дани, взимаемой с Руси. В 1363 году Мамай выдал ярлык на великое княжение малолетнему московскому князю Дмитрию, который, таким образом, признал свою зависимость именно от Мамая и его хана Абдуллаха, а не от ханов из Сарая. В 1370 году Мамай отнял у Дмитрия великое княжение и передал его Михаилу Тверскому, но уже в 1371 году Дмитрий лично приехал в Мамаеву Орду и получил свой ярлык обратно. Очевидно, в этот период молодой московский князь понял, что его борьба с узурпатором-Мамаем может увенчаться успехом: среди ордынских ханов не было единства, а оппозиция бывшему темнику в лице чингизидов готова была в своей политике, скорее, опираться на Москву, чем на пролитовские земли западной и северо-западной Руси или на поддержку генуэзских банкиров. Таким образом, в 1374 году происходит окончательный разрыв между Москвой и Мамаевой Ордой. Начинается «великое розмирье», окончившееся только в 1380 году победой объединённых русских войск на Куликовом поле.

Весной 1376 года, пользуясь ослаблением Золотой Орды, русское войско во главе с Дмитрием Михайловичем Боброком-Волынским (мужем сестры Дмитрия Ивановича, княгини Анны) вторглось на среднюю Волгу. Разбив Булгарское войско, русские взяли откуп 5000 рублей с мамаевых ставленников и посадили там своих таможенников.

Поскольку основные силы Золотой Орды служить Мамаю не захотели, он стал привлекать к себе на службу мелких половецких ханов, ногайцев, а также наёмников из Генуи и Венеции. В 1376 году Мамаева (Белая) Орда соединилась с Синей Ордой (левобережье Волги), и хан Синей Орды царевич Арапша (Араб-шах) разорил пограничное Новосильское княжество, избегнув столкновения с вышедшим за Оку московским войском.

Побоище на реке Пьяне

Весть о приближении татарского войска достигла южнорусских рубежей задолго до приближения противника. В землях Нижегородского княжества удалось сформировать сильное войско, которое планировал возглавить сам Великий князь Московский Дмитрий Иванович. Но о противнике долгое время не было никаких известий, и Дмитрий Иванович отбыл в Москву, а полки двинулись под руководством сына нижегородского князя Ивана навстречу татарам. Встав лагерем на левом берегу реки Пьяны, в сотне верст от Нижнего Новгорода, войско получило известие о том, что Арапша всё ещё находится на Волчьей Воде, то есть на границах Новосильского княжества. В русском войске начала стремительно падать дисциплина. Основной источник об этой битве – «Повесть о побоище на реке Пьяне» сообщает, что русские воеводы забросили всё свое оружие и предавались развлечениям: «начаша ловы за зверми и птицами творити, и потехи деюще, не имея ни малейшаго сомнения». Простые воины последовали их примеру: бросали оружие, не выставляли караулов, предавались пьянству и бражничеству.

Ордынцы тайно обошли русский лагерь и напали на него 2 августа 1377 года. Русское войско, не изготовленное к битве, пустилось в бегство к реке, но было беспощадно уничтожено. Под ударами татарских сабель погибло огромное количество бояр и простых солдат. Многие тонули, не сумев переплыть Пьяну, в их числе оказался и предводитель войска князь Иван Дмитриевич.

Татары разорили Нижегородское и Рязанское княжества, оставшиеся без всякой защиты.

После успешного набега Арапши на русское пограничье в следующем году Мамай двинул войско на самого Дмитрия Московского.

БИТВА на ВОЖЕ

Источники

Как это ни странно, но события на Воже нашли гораздо более полное отражение в письменных источниках, нежели Куликовская битва, которая всегда считалась историками самой масштабной и значимой для Руси XIV века. Известна точная дата боя на Воже, его ход, имена основных участников, военачальников и погибших героев. Основным источником о сражении является «Повесть о битве на реке Воже», которая входила в состав Троицкой летописи (обнаружена в библиотеке Троице-Сергиева монастыря, сгорела при московском пожаре 1812 года). Фрагментарные упоминания об этой битве встречаются в Лаврентьевской и Никоновской летописях, а также других владимиро-суздальских, рязанских и московских памятниках XIV-XVI веков. А.Г. Кузьмин в своей книге «Рязанское летописание» замечает, что «битва на Воже дана почти тождественно всеми летописями. Только в Никоновской один из московских воевод - Тимофей окольничий - оказался заменённым «князем Андреем Полоцким».

Есть не лишённая оснований историческая версия, что именно события при Воже позднее были скомпилированы летописцами с событиями 1380 года и взяты за основу такого памятника как «Сказание о Мамаевом побоище», повествующего о Куликовской победе. Существует также версия (В. А. Кучкин Антиклоссицизм // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. - М., 2002. 2003. № 1 (11). - С. 114-115.), согласно которой рассказ «Жития» о благословении Сергием Радонежским Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем относится не к Куликовской битве, а к битве на реке Воже. В «Сказании о Мамаевом побоище» и других поздних текстах он связан с Куликовской битвой лишь как с более масштабным событием.

Планы сторон и расстановка сил

Из «Повести о битве на реке Воже» следует, что московский князь Дмитрий Иванович (впоследствии прозванный Донским) был хорошо осведомлён о передвижении татарского войска. После успешной разведки планов противника русским удалось первыми подойти к притоку Оки Воже, перекрыть брод, по которому татары собирались совершить переправу, и занять удобную боевую позицию. Для татарских военачальников такой маневр был неожиданностью, потому что прежде русское войско в «поле» выходить опасалось.

Великий князь Дмитрий Иванович расположил свои рати на небольшой возвышенности левого берега в виде подковы, выдвинув фланги вперёд. Во главе центра стоял сам великий князь, справа - окольничий Тимофей Вельяминов, слева - пронский князь Данила (по «никоновской» версии, Андрей Полоцкий).

Других сведений о численности и расстановке сил накануне сражения при Воже не сохранилось. В «Повести» говорится лишь, что «Великий же князь Дмитрий Иванович собрал много воинов и пошел навстречу врагу с войском большим и грозным.» Под словом «много» в те времена могло подразумеваться и 10 тысяч воинов, и тысяча, и 200 человек «большой» княжеской дружины…

Тот же полупублицистический-полубылинный характер повествования присутствует во всех русских летописных памятниках.

В условиях, когда не сохранилось ни точных указаний относительно мобилизационного потенциала северо-восточных русских княжеств, ни войсковых реестров, подобных, к примеру, литовскому «попису» 1528 года, ни тем более росписи русских «полков», занявших оборону на реке Воже, любые рассуждения современных историков относительно численности войска Дмитрия Ивановича носят оценочный и во многом спекулятивный характер. Тоже самое можно сказать и об оценке историками численности войск на Куликовом поле. В поистине необъятной отечественной историографии Куликовской битвы разброс оценок численности русского войска составляет от 100-150 тысяч до 30-50 или даже менее тысячи бойцов. Тем не менее, исследователями за много лет был выработан ряд ограничений, внутри которых численность коалиционного войска русских земель в конце XIV века могла бы считаться более или менее разумной. Эти рассуждения основаны как на косвенных свидетельствах более поздних источников, содержащих сведения об особенностях военного дела того времени, так и на данных археологии и палеогеографии. По предположениям современных историков, в Куликовской битве не могло участвовать более 5-6 тысяч конных воинов (больше то пространство, которое сегодня принято считать Куликовым полем, просто не вместило бы). Соответственно, в битве на Воже, где собралось объединённое войско московско-суздальских, рязанских и нижегородских земель, вряд ли могло быть более 4-х тысяч конницы. Следует учитывать и тот факт, что нижегородские и рязанские земли, опустошённые татарами, потеряли многих воинов в битве на Пьяне и не могли выставить полноценного войска. Скорее всего, в сражении при Воже основной ударной силой являлись пехотные полки ополченцев и воинов-лучников, участие которых в Куликовской битве сегодня ставится под сомнение многими историками. Численность ополчения могла колебаться от 2 до 5 тысяч человек (в нынешних исторических реконструкциях фигурирует цифра 10-15 тысяч, но, учитывая возможности тогдашних городов северо-восточной Руси, она выглядит, по меньшей мере, фантастично).

Силы мурзы Бегича, по некоторым предположениям, могли составлять 20 тысяч татарской конницы. В Википедии (Свободной энциклопедии) приводятся неизвестно откуда взятые данные о 50 тысячах (5 тумэнов). Скорее всего, татаро-монгол было гораздо меньше, ибо вся Мамаева Орда к 1380 году, по подсчётам современных историков, располагала лишь 9 тумэнами войска, которое пришлось пополнять генуэзскими наёмниками. Как известно, практически все военные и наёмные силы Мамая погибли на Куликовом поле и в последующей битве с Тохтамышем на реке Калке.

Ход битвы

Перед сражением основные силы русских войск расположились в пойме реки Вожи. Их прикрывали бугры и овраги, болотистая топь, крутые берега реки и непроходимые леса. Русские должны были отразить первый натиск татарской конницы, а затем, воспользовавшись замешательством, опрокинуть её сомкнутым строем (здесь Дмитрию Ивановичу как раз пригодились пехотинцы-копейщики). Позади ордынцев была река, которая мешала свободно маневрировать, а в случае бегства закрывала путь к отступлению.




Русские войска: 1. Движение полков после форсирования Оки в районе Коломны; 2. Боевая позиция Большого полка великого князя Дмитрия Ивановича на левобережье Вожи; 3. Боевая позиция полка правой руки окольничего Тимофея Вельяминова; 4. Боевая позиция полка Левой руки князя Даниила Пронского.

Войска монголо-татар: Боевые позиции туменов на правобережье Вожи до боя. 5. Позиция тумена Хазибея; 6. Позиция тумена Kовepги; 7. Позиция тумена Карабулука; 8. Позиция тумена Кострока; 9. Позиция тумена Бегички; 10, 11, 12, 13, 14. Положение туменов после переправы через Вожу: разгром и отступление; 15. Месторасположение военного совета князя Дмитрия Ивановича с воеводами перед началом срежения; 16. Ставка Бегича.


Реконструкция В.И. Полянчева.

Монголо-татарское войско сосредоточилось на правом берегу. Разделённые Вожей, противники простояли на занятых позициях несколько дней, не решаясь начать сражение. Скорее всего, Бегич ожидал помощи от рязанского князя Олега, который был в союзе с литовцами и Мамаем, но в битву на Воже предпочёл не ввязываться. Ведь Мамай послал своих людей против князя Московского, а не против Рязани. Кроме того, на стороне Дмитрия Ивановича воевал князь Данила Пронский со своей дружиной и большей частью рязанского войска.

В течение нескольких дней противники осыпали друг друга тучами калёных стрел из луков. Татары хотели выманить русских с выгодных позиций, но русские, зная преимущества татарской конницы на открытой местности, не покидали занятых рубежей. Московский князь сумел навязать противнику свой план, заставил его принять бой там, где ему невыгодно. Видя, что татары не решаются форсировать реку на виду у готового к сражению русского войска, он отвёл свои полки от Вожи и, возможно, спрятал часть сил в лесном массиве. Ордынской коннице была освобождена дорога на русский берег. И Бегич решился на атаку – не сумев адекватно оценить численность войск противника, он сам пошёл в заранее расставленную ловушку.

К вечеру 11 августа 1378 года татаро-монгольская конница начала переходить реку Вожу. Русский строй стоял неподвижно. Татары с диким свистом, криками и устрашающими воплями бросились на русские рати. Зазвенели тетивы их луков. Но доспехи и щиты надёжно прикрывали русских воинов, а длинные копья не позволяли ордынцам приблизиться для рукопашной схватки.

Бегич рассчитывал нанести сокрушительный удар в центр русских позиций, ошеломить, посеять панику, расчленить и по частям уничтожить русское войско. Но он просчитался. Русские полки выстояли, сумели отбить первый натиск врага. Оказавшись в невыгодных условиях, татарская конница не могла быстро маневрировать на пересечённой местности. Передовые ордынские сотни стали заворачивать коней, на них напирали сзади другие отряды, всё смешалось. Сомкнутый строй русских воинов, вытянувших вперёд длинные тяжёлые копья, двинулся на врага. С флангов ударила конница Тимофея Вельяминова и Данилы Пронского. Таким образом, русские бросились на атаковавшего их в лоб Бегича одновременно с трёх сторон. Произошёл встречный кавалерийский бой на копьях. И татары, не выдержав фланговых ударов, побросали копья и бросились наутёк. Многие утонули в реке.

Преследовать татар за рекой русские не стали. Некоторые исследователи предполагают, что бой был затяжным и продлился до вечера или даже до ночи. Но встречный кавалерийский бой просто не может быть затяжным. Это самый скоротечный и самый кровопролитный для обоих сторон вид кавалерийского боя. Скорее можно предположить, что, атаковав войска Бегича с трёх сторон, русские справились с ними неожиданно быстро, отчего у них могло создаться впечатление, что они разгромили не всю татарскую армию, а лишь её часть. Военачальники заподозрили, что бегство татар было притворным. На следующее утро стоял сильный туман, и только после того, как он рассеялся, русское войско форсировало реку, но противника уже и след простыл. Победители захватили лишь брошенный ордынцами обоз. В битве погибли сам мурза Бегич и ещё четверо ордынских князей.

Это было сокрушительное поражение, после которого жалкие остатки воинства Бегича побежали в Орду. Русские потери оказались незначительными. Из командного состава погибли только два воеводы: «Убьенъ же бысть тогда на томъ бою Дмитреи Манастыневъ да Назареи Даниловъ Кусакова».

Итоги битвы

Битва на Воже стала первой серьёзной победой войск Северо-Восточной Руси над большим войском Золотой Орды. Она имела огромное психологическое значение. Русские воины поняли, что татар можно бить и малыми силами: на пересечённой местности татарская конница оказалась наиболее уязвима, не выдержала стойкой обороны и решительных контрударов. Согласно официальной версии, этот приём использовал впоследствии князь Дмитрий Иванович, выбирая место для Куликовского сражения. Впрочем, на тульском Куликовом поле и по сей день археологами не найдено ни одного прямого доказательства битвы, что стало причиной к возникновению различных исторических версий о месте, времени, да и самом факте Куликовской победы. Несомненную победу русских войск на Воже пока ещё не приходило в голову оспаривать никому из историков.

Для Мамая поражение на Воже было серьёзным ударом. Бывший темник стал стремительно терять свои позиции в пользу чингизида Тохтамыша, который придерживался в своей политике промосковской ориентации, отвергая союз с западными князьями и Литвой.

В 1379 году русскими князьями Владимиром Андреевичем Серпуховским и Андреем Ольгердовичем, при участии знаменитого воеводы Дмитрия Боброка-Волынского, был предпринят успешный поход на Великое княжество Литовское, взяты города Трубчевск и Стародуб.

Битва на Воже явилась также одной из причин самого масштабного похода Мамая на Русь в 1380 году и его полного поражения.

Сегодня в околоисторической литературе всё более популярной становится версия, впервые высказанная академиком РАН А.Т.Фоменко и учёным- специалистом в области теории вероятностей Г.В. Носовским, согласно которой местом Куликовского сражения была непосредственно Москва (битва на Кулишках). В пользу этой версии свидетельствуют найденные археологами в Москве захоронения воинов XIV века и совпадения топонимики некоторых сохранившихся названий. Например, недалеко от Сретенки есть место, до сих пор существующее под своим древним названием – Кулишки; есть и Красный Холм, на котором располагалась ставка Мамая – сегодня Краснохолмская набережная; река Непрядва – подземная речушка Непрудная (Самотека) в самом центре Москвы; Старосадский переулок с церковью Святого Владимира в Садах, где мог располагаться засадный полк Дмитрия Боброка, Девичье поле и т.д. и т.п.

В эту версию вполне укладывается и то обстоятельство, что после сокрушительного поражения на Воже Мамай не собирался самостоятельно выступать против Руси. Великий князь Дмитрий Иванович, считая вопрос с Ордой уже решённым, в 1379-80 годы полностью переориентировал свою внешнюю политику на борьбу с наседавшими на него с запада литовцами. Вполне возможно, что главным инициатором нападения на Москву в 1380 году являлся не Мамай, а литовский князь Ольгерд, который лишь привлёк Мамаеву Орду в качестве своего союзника.

Память и легенды

До сих пор среди жителей сёл и деревень о битве на реке Воже бытуют предания и легенды. В одной из них говорится, что сражение происходило «на берегах рек Вожи и Быстрицы, в виду новой Рязани, близ села Городища, в дачах деревни Перекола. Тут есть еще множество признаков славной битвы: могил и части укреплений. Главным помощником в ратном деле 1378 года на Воже был некто рязанский казак Ермачок. Он со своими сотнями всё время скрывался в перелесках между Вожей и Быстрицей и внимательно подстерегал врагов, засев в одном из болот. А когда русские устали биться насмерть, Ермачок выскочил из своей засады и решил дело. Но, смятый бегущими врагами, сам попал с ними обратно в своё болото и погиб там. Это болото и теперь еще называется Ермачково. Говорят, что здесь встарь нередко слыхали Ермачков свист и песни, а над болотом видали белую лошадь, являвшуюся со ржанием наутро одиннадцатого августа. В числе храбрых товарищей Ермачка крестьяне переколские иногда называли казачьих богатырей Рогожу и Чайцу. После Вожского сражения рязанский князь их жаловал землями, и потому тут, около Переколы, многие дачи сохраняют еще имена и прозвание своих древних хозяев.

Архимандрит Иероним, как бы подтверждая эту легенду, писал: «По народному преданию, великий князь московский обязан победою над татарами рязанскому казаку Ермочку, который, заметив, что воины Дмитрия начали ослабевать, выскочил из засады и решил дело одним ударом».

Дискуссии о месте сражения

Прошло 634 года со дня битвы на реке Воже. Вещественные и письменные источники тех лет не сохранились, а в русских летописях место сражения точно не указано. Веками историки и исследователи пытались найти это место, но оно до сих пор научно не установлено.

Если судить по многочисленным письменным источникам выдающихся историков и исследователей Рязанского края более позднего периода, то битва происходила в районе села Ходынино. Так, например, автор крупнейшего исследования по истории Рязанского княжества Д.И. Иловайский писал: «В 15 верстах от губернского города Рязани до сих пор существуют памятники Вожинской битвы - высокие курганы, по которым разбросано село Ходынино». Такой же точки зрения придерживался и крупный ученый М.С. Баранович: «На берегу Вожи, вблизи от устья ее, в окрестности с. Ходынино видны высокие курганы, поросшие кустарником; это памятники славной битвы с татарами в 1378 г.» Примерно так же писал и архимандрит Иероним: «Памятниками Вожинской битвы служат доселе сохранившиеся вблизи от устья Вожи большие курганы, поросшие кустарником, подле села Ходынино».

Крупнейший русский ученый и путешественник, рязанец П.П. Семенов-Тян-Шанский отмечал, что «на реке Воже расположено село Ходынино... Около этого села на р.Воже в 1378 году происходила замечательная по своим последствиям битва...».

Большой знаток рязанской истории Д.Д. Солодовников сообщал, что «верстах в 15 от Рязани есть село Ходынино и течет там река Вожа, а около реки Вожи и теперь еще видны какие-то валы. Вот тут-то и был у Дмитрия бой с татарами...» Профессор Н.П. Милонов пояснил, что «...для села Ходынина Рыбновского района известно урочище, где проходила знаменитая Вожская битва 1378 г., когда войска Московского и Рязанского князей на берегу р.Вожи разгромили полчища татарского князя Бегича».

«Ценнейшие памятники этой славной битвы, - писал В.И. Зубков, - местные жители до настоящего времени находят в окрестностях Рыбного. Так, в Рязанский краеведческий музей был доставлен бахтерец - металлическая рубашка, защищавшая знатного татарского военачальника, погибшего в 1378 году под могучим русским мечом».

О том, что битва происходила в районе села Ходынино, упоминал в «Историко-статистическом описании церквей и монастырей Рязанской епархии» И.Добролюбов, Н.В. Любомудров в «Местно-географических древностях в Рязанской губернии» и другие исследователи. Однако современные историки и краеведы при определении места сражения имеют иную точку зрения. Так, например, В.И. Чернышова считает, что «районом битвы были берега Вожи... от села Ходынина до Глебова-Городища». А.А. Левин утверждает, что русские войска «облюбовали свою позицию на Вожском кряже при слиянии Мечи с рекой Вожей». Такого же мнения придерживаются и авторы книги «На земле Рязанской». В.П. Челяпов считает, «что битва на Воже произошла в среднем течении в районе сел Пальные-Глебово-Городище». В литературном альманахе «Переяславль» говорится, что «битва на Воже состоялась на пространстве между реками Ока и ее правым притоком Вожа, а точнее, на широком поле под селом Сконищево (Канищево)».

24 августа 2003 года в селе Глебово-Городище был открыт памятный знак «Битва на Воже». Проведены торжества, но на этом точку ставить рано. Точное определение места сражения на реке Воже в 1378 году – дело будущих поколений историков, археологов и краеведов, которым, возможно, ещё только предстоит совершить это немаловажное открытие.

Елена Широкова

Использован материал:

После разгрома татарами в битве на реке Пьяне (1377) Дмитрия Константиновича Нижегородского, главного союзника московского князя Дмитрия Ивановича, всесильный тогда в Орде темник Мамай спешил нанести такой же удар как самой Москве, так и другому её союзнику – Олегу Рязанскому. Одержав победу на Пьяне, татарский царевич Арапша осенью того же 1377 г. изгоном (набегом) ходил на Рязанскую землю и часть ее попленил и пограбил. Захваченный врасплох, Олег Иванович попал было в плен, но вырвался и убежал, весь израненный татарскими стрелами.

Летом следующего 1378 года Мамай отправил на Рязань и Москву большое войско под начальством мурзы Бегича. Дмитрий Иванович московский понял грозившую опасность, лично приспел со своей ратью на южную сторону Оки и встретил татар на берегах ее правого притока, реки Вожи, верстах в 15 от Переяславля-Рязанского. Несколько дней оба войска стояли друг против друга на разных берегах. 11 августа 1378 татары первые перешли Вожу и вступили в бой. Но Дмитрий уже изготовил к битве свою рать. Одним ее крылом начальствовал Даниил Пронский, другим – московский окольничий Тимофей Вельяминов. Сам великий князь ударил на врагов с главным полком. Татары недолго выдерживали битву и побежали обратно за Вожу. При этом много их было побито и перетонуло в реке. В числе павших находился сам Бегич и некоторые другие знатнейшие мурзы: Хазибей, Коверга, Карулук, Кастрок. Наступившая ночь помешала преследованию со стороны русских. На следующее утро после битвы на Воже был густой туман. Только когда он рассеялся, Дмитрий перешел через реку и погнался за татарами. Нагнать их было уже невозможно; но зато Русь собрала большую добычу, потому что враги в поспешном бегстве побросали свои шатры и телеги, наполненные разным добром. Памятником битвы на Воже 1378 г. служат высокие курганы, под которыми погребены павшие воины.

Доселе Дмитрий Иванович сохранял еще даннические отношения к Орде, хотя платил гораздо меньше дани, чем его предшественники. В битве на Воже 1378 г. была одержана первая большая победа Руси над своими поработителями. Это уже было открытое и решительное восстание московского князя против Золотой Орды, предвестье состоявшейся два года спустя Куликовской битвы. Можно представить себе ярость Мамая и золотоордынских мурз, когда беглецы принесли им весть о своем поражении на Воже. Прежде всего Мамай спешил выместить свою досаду на Рязанской области. Собрав остатки разбитой рати, он бросился на Рязань. Не ожидая такого скорого возвращения татар после их поражения, Олег Рязанский оказался неготовым к обороне и удалился на левую лесную сторону Оки. Татары пожгли его стольный Переяславль и некоторые другие города, разорили множество сел и увели большое количество пленников. За этим внезапным нападением должно было последовать и опустошение Московского княжения. Но, испытав в битве на Воже его могущество, Мамай решил вначале приготовить большие силы, чтобы напомнить Руси Батыево нашествие. Приготовления его совершались тем успешнее, что Мамаю удалось восстановить после долгих смут единовластие в Золотой Орде. Он велел убить молодого хана Мухаммеда и сам принял ханский титул, хотя и не принадлежал к царскому роду Джучидов (правивших в Золотой Орде потомков старшего сына Чингисхана, Джучи).

Начатый в 1380 поход Мамая на Русь закончился поражением татар в битве на поле Куликовом.